Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый из нас хочет быть успешным в своей профессии. Человеку необходимо сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо. Поэтому в учебной программе предусмотрено прохождение практики.
С «11» ноября 2019г. до «23» ноября 2019гмной была пройдена производственная практика.
Работа осуществлялось под руководством научного руководителя от принимающей стороны.
Целью практики было приобретение первичных профессиональных умений и навыков диагностики психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Основной задачей производственной практики является начальное развитие трудовых функций и конкретных трудовых действий практического психолога образования в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-психолога.
Соответственно, моя деятельность в рамках практики осуществлялась по следующим направлениям:
- психопрофилактика;
- психодиагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психологическое просвещение и консультирование.
База практики – МДОУ Детский сад №.
Для начинающего специалиста детский сад - хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Дошкольное образовательное учреждение - это огромный социальный институт.
Задание 1. Студенты должны познакомиться с методическим оснащением работы психолога по диагностике и формированию психологической готовности дошкольников к обучению в школе, учетно-отчетную документацию работы психолога по формированию психологической готовности детей к школьному обучению; подобрать диагностический инструментарий для осуществления индивидуального и группового обследования дошкольников.
Проанализируем анализ предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога.
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
- насыщенность
- трансформируемость
- полифункциональность
- вариативность
- доступность
- безопасность
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
4. Психолого-педагогические характеристики на ребенка по запросу.
Психолого-педагогическая характеристика является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.
Задание 2
Проведение психологического исследования детей
1) провести психологическое диагностирование с использованием следующих методик:
а) исследование познавательной сферы ребенка:
- методика «Обобщение» (вербальный вариант, определение родового понятия);
преобладал средний уровень развития операции обобщения - 50% детей. Дети достаточно часто при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.
- методика «10 слов»;
- методика «Проставь значки»;
- «Классификация геометрических фигур» методика А.Я.Ивановой (облегченный вариант методики Выготского - Сахарова).
б) исследование личностной и социальной сферы ребенка:
- Беседа с ребенком;
- Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика;
- методика «Мотивационная готовность» (Венгер А.Л.);
- методика «Да и Нет не говорите»;
- методика «Раскрась картинку».
2) обрабатывают полученные в ходе обследования данные и их интерпретируют;
3) составление развернутого заключения по результатам обследования;
4) оставление развернутых и дифференцированных психолого-педагогических рекомендаций по формированию у детей психологической готовности к обучению в школе.
Ф.И.: Кузьмина Катя.
Возраст: 6 лет
Тест Керна- Йирасека
На тест была настроена положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Методика «Да и Нет»
Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовала глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответила неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Обобщение» — при обобщении допускали незначительные ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков «В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :« Проставь значки» 5балл
МЕТОДИКА:« 10 слов» 9 слов
МЕТОДИКА: «Классификация геометрических фигур»— самостоятельно
уделяет 2-3 признака. «В».
МЕТОДИКА: «Мотивационная готовность» – «В».
МЕТОДИКА:« Раскрась картинку» — «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА: «Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Обобщение» — при обобщении допускали незначительные ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков «В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :« Проставь значки» 5 баллов.
МЕТОДИКА:« 10 слов» 8 слов
МЕТОДИКА: «Классификация геометрических фигур» —самостоятельно
уделяет 2-3 признака. «В».
МЕТОДИКА: «Мотивационная готовность» -– «В».
МЕТОДИКА:« Раскрась картинку» — «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И. : Флерин Женя
Возраст : 6 лет
Тест Керна- Йирасека
При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.
Методика «Да и Нет»
На вопросы отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Обобщение» — при обобщении допускали ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков «С» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :« Проставь значки» 4 балла.
МЕТОДИКА:« 10 слов» 6 слов
МЕТОДИКА: «Классификация геометрических фигур» — Ребенок выполняет задание после того как экспериментатор сам разложит карточки, а затем предложит продолжить начатую работу. С контрольным заданием не справляется «С».
МЕТОДИКА: «Мотивационная готовность» - «С».
МЕТОДИКА:« Раскрась картинку» — «С».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе условно готов, и нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
Составление заключения вариативного прогноза развития детей
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности младших школьников выявила необходимость в коррекции и развитии.
Для коррекционных и развивающих занятий мы поставили следующие задачи:
1) развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;
2) развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;
3) развивать интеллектуальные способности
Коррекционно-развивающая работа включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности (по Е.Ф. Соботович);
- развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.
При комплексной работе в психическом развитии детей будет преобладать положительный эмоциональный фон, дети станут более активными, снизится негативные эмоционально-поведенческие проявления – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повысится самоконтроль. Успешно будет проходить коррекция поведения детей – преодоление негативных эмоций и страхов. У детей сформируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины, количественные представления. Показательные успехи детей в развитии речевой функции: повысятся уровень понимания речи, значительно пополнитсяактивный словарь, стихи, овладеют навыками «глобального чтения». В произвольной двигательной активности дети сознательно будут контролировать свои движения.
Таким образом, занятия должны быть направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации.
Задание 3. Аналитический отчёт
Целью практики было приобретение первичных профессиональных умений и навыков диагностики психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачами практики было совершенствование компетенции ОПК-6, ПК-24.
Работа в рамках практики осуществлялась в БИ СГУ под руководством методиста кафедры педагогики и психологии МДОУ №
В ходе практики выполнялись следующие виды работы:
- изучение методического оснащения работы психолога по диагностике и формированию психологической готовности дошкольников к обучению в школе, учетно-отчетной документации работы психолога по формированию психологической готовности детей к школьному обучению;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белая, Анна Какого цвета удивление? / Анна Белая. - М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2015. - 667 c.
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. ; Гриф МО. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. – с.147
3. Круглова Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка / Н. Ф. Круглова. - М.: Эксмо, 2010. - 281 c.
4. Курпатов, Андрей 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы / А. Курпатов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1984. - 349 c.
5. Ошкина А. А. Педагогическая практика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. А. Ошкина ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - с. 18-22.
6. Психодиагностика ребенка [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология" ; сост. А. Ю. Кузина. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - с. 13-78.
7. Сансон, Патрик Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон. - М.: Теревинф, 2005. - 348 c.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое руководство. – М., 2015
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – М., 2007
10. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Книги по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями (4 книги). – СПб.: Питер, 2009
11. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - СПб.: Питер, 2009
12. Психолог в дошкольном учреждении. – М.: Учебный центр им. Л.А. Венгера, 2015