Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
1 Закономерности формирования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста 3
2 Характеристика ОНР у детей дошкольного возраста 7
3 Использование средств изобразительной деятельности для развития речи 12
4 Методики диагностики 19
5 Организация работы по организации словаря прилагательных 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления
2
1 Закономерности формирования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Как известно, эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в будущем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует различную деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский [4]; А.Р. Лурия [29], и др.) Овладение родным языком как средством и способом общения и познания считается одним из самых важных и значимых приобретений ребенка в период дошкольного детства. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень освоения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то на более поздних возрастных этапах этот путь, как правило, не может быть успешно пройден.
До того, как ребенок поступит в школу, он должен овладеть необходимым запасом слов, который обеспечит возможность общения со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, читать литературу, понимать теле- и радиотрансляцию. По признанию многих ученых (Н.С. Жукова [10], Т.Б. Филичева [43], С.Н. Шаховская и др.), считается, что развитие словаря у детей – это основная и важная задача в формировании речи. Речь развивается в непосредственной связи с накоплением словарного запаса.
В лингвистической литературе говорится, что слово – лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове выделяется его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическая структура.
Словарь – это слова (основные единицы речи), которые обозначают предметы, объекты, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Ученые-лингвисты подразделяют словарь на активный и пассивный.
Активный словарь или экспрессивная речь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и применяет. Активный словарь большей частью определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его окружающего мира.
К пассивному словарю относятся слова, которые ребенок понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь, импрессивная речь другими словами, значительно больше активного, это слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей обнаруживается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов очень мало, употребление прилагательных весьма ограничено.
Из словарей русского языка мы знаем, что имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета. Слово «прилагательное» имеет латинские корни и происходит от глагола adicio, который означает присоединять, прибавлять. Именно в этом и есть смысл прилагательного как части речи в русском языке. Оно присоединяет или, выражаясь более точно, дополняет описываемое существительное, предмет какими-либо свойствами, признаками или характеристиками. Прилагает к предмету его описание. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.
Классификация прилагательных происходит по двум основаниям: во- первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т.е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равнозначные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой.
Классификация по первому основанию делит прилагательные на два лексико-грамматических разряда – на прилагательные качественные и относительные. В составе относительных прилагательных находятся собственно
2 Характеристика ОНР у детей дошкольного возраста
Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен профессором Р. Е. Левиной [27] в 50-60-х годах XX века. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой и смысловой стороны речи. Общее недоразвитие может встречаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различное происхождение дефектов, у детей с ОНР проявляются симптомы, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
- появление речи позже возрастной нормы;
- речь с аграмматизмами и недостаточно фонетически оформлена;
- отставание экспрессивной речи от импрессивной;
- слоговая структура слова с ярко выраженными дефектами.
Для общего недоразвития речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Профессором Р.Е. Левиной были определены и описаны три уровня речевого развития речи детей.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Таких детей называют «безречевыми». Все их общение построено главным образом на использовании лепетных слов, звукоподражаний, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Предложения похожи на обрывки лепетных фраз, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Довольно часто свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Характерным является использование однословных предложений. Объем пассивного словаря у дошкольников с данным уровнем речевого развития значительно превышает активный. Скудность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Наблюдается также замена названий действий названиями предметов и наоборот. Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающем мире. Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном одно- двухсоставные слова. Все попытки воспроизвести более сложную слоговую структуру приводят к тому, что количество слогов сокращается до двух-трех. Имеются трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов.
Можно сделать вывод, что речь детей первого уровня малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
II уровень речевого развития, по классификации Р.Е. Левиной, определяется, как «зачатки общеупотребительной речи». Данный уровень выражается тем, что, кроме жестов и лепетных слов, в речи детей появляются достаточно постоянные общеупотребительные слова, хотя еще искаженные. Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это относится лишь к словам с ударными окончаниями и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и недоразвитие речи у данной группы детей пока достаточно грубо выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Рассказ по картине, по вопросам получается примитивным, с использованием коротких, хотя грамматически более правильных, фраз, чем у детей первого уровня. Но если усложнить речевой материал или создать необходимость употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко, то недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут никакой смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много аграмматизмов. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения весьма низкий. Дошкольники одним и тем же словом могут назвать многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам. Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета, посуду, транспортные средства, детенышей животных и др. Наблюдается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих свойства предметов: форму, цвет, материал. Дети часто меняют названия слов, обусловленные общностью ситуаций. При специальном обследовании наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний; недочеты в употреблении форм числа и рода глаголов; при изменении существительных по числам; отсутствие согласования прилагательных с существительными. Также, по мнению Р.Е. Левиной и ее единомышленников, много ошибок и недочетов дети допускают при использовании предложных конструкций: часто предлоги не называются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме, возможна и замена предлогов. Очень редко можно услышать в речи союзы и частицы. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: характерно нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих; грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Отмечается сокращение количества слогов. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: у дошкольников замечены перестановки слогов, звуков, замены и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводится к простому перечислению увиденных событий и предметов.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Для данного уровня типичным является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст [Текст] / Е. А. Аркин. – М. : Просвещение, 2008. – 335 с.
2. Блинкова, Н. В. Развитие творчества и изобразительности у логопедов [Текст] / Н. В. Блинкова // Педагогическое обозрение. – 2007. – № 1. – С.17-22.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – С. 345-349.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 367 с.
7. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 257 с.
8. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2004. – №4. – С. 33-39.
9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). [Текст] : Книга для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с.
10. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. Н. Мастюкова, Т Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1990. – 416 с.
11. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] : учебное пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. – М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
12. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях [Текст] / Т. И. Исаева // Школьный логопед. – 2006. – № 4. – С. 17-30.
13. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 2013. – 194с.
14. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 187 с.
15. Кольцова, М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей [Текст] / М. М. Кольцова. – Л. : Наука, 1980. – 164 с.
16. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 226 с.
17. Комарова, Т. С. Диагностика изобразительной деятельности детей 6-7 лет [Текст] / Т. С. Комарова // Обруч. – 2007. – №1. – С. 24-27.
18. Комарова, Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 65-67.
19. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.– 112 с.
20. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 192 с.
21. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1990. – 342 с.
22. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] : учебное пособие / Т. С. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогическое общество России, 2011.– 176 с.
23. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В. Б. Косминская и др. – М. : Просвещение, 1977. – 372 с.
24. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2011. – 255 с.
25. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 379 с.
26. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина.
– М. : Альянс, 2013. – 367с.
27. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М. : Просвещение, 1968. – С. 67-85.
28. Логопедия : учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
29. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : ACADEMIA, 2006. – 408 с.
30. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. – 208с.
31. Методы обследования речи детей [Текст] / под ред. Г. В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с.
32. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. М.
: Просвещение, 1968. – 367 с.
33. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 516 с.
34. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 80 с.
35. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. – М. : Академия, 2005. – 144 с.
36. Саккулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н. П. Саккулина. – М. : ГУМАНИТ, 1999. –340 с.
37. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
38. Тимонен, Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е. И. Тимонен. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 288 с.
39. Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 317 с.
40. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Туманова. – М. : Просвещение, 2002. – 276 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Российская газета. – Федеральный выпуск № 6241.
– 2013. – С. 4-11.
42. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2009. – 192 с.
43. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В Туманова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 437 с.
44. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М. : Профессиональное образование, 1993. – 232с.
45. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1993. – 442 с.
46. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : АЙРИСПРЕСС, 2004. – 362 с.
47. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина. – М. : Учпедгиз, 1956. – 160с.
48. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2005. – 240с.
49. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А.В. Ястребова. – М. : АРКТИ, 2004. – 209 с.
50. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – М. : Просвещение, 1996. – 158 с.