Фрагмент для ознакомления
2
Практика проходила в Образовательном центре № 11 города Череповец. В ходе практики, в первую очередь была изучена общая информация об организации. Полное наименование организации: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр № 11», сокращённое название (МАОУ «Образовательный центр №11»).
Были выявлены его организационно-правовая форма; форма собственности; юридический и фактический адреса, особенности территориального размещения. В результате этой аналитической работы выяснилось, что данное учреждение основано на муниципальной форме собственности, организационно-правовая форма: автономное учреждение. Учредителем образовательного центра является муниципальное образование «Город Череповец», функции учредителя от имени муниципального образования выполняет мэрия города. Комитет по управлению имуществом мэрии города Череповец выполняет функции собственника в части управления имуществом. Образовательный центр расположен в 2-х соседних зданиях по адресам: Вологодская область, г. Череповец, пр. Луначарского д. 44 и пр. Луначарского, д. 46. Юридическим адресом является следующий адрес: Российская Федерация, 162614, Вологодская область, город Череповец, улица Луначарского дом 44.
Образовательный центр расположен в областном центре Вологодской области, в Индустриальном районе города. Фактически центральное положение расположения центра делает его равноудалённым и повышает востребованность данного образовательного учреждения. Отрасль в рамках которой осуществляется деятельность указанного учреждения ¬ – образование.
В самом начале практики были выявлены миссия образовательного центра, вид экономической деятельности (отрасль), в рамках которой функционирует организация; виды производимой продукции или оказываемых услуг.
В соответствии с Уставом Центр предоставляет услуги по обеспечению общедоступного дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Основная цель школы - Целью является создание условий для качественного образования каждого ребёнка, творческого развития педагогов и обучающихся, создание системы по сохранению здоровья детей в условиях интенсивного учебного процесса. Как таковая миссия образовательного центра не обозначена.
В качестве результата деятельности образовательного центра могут быть определены материальные – образовательные программы, методические материалы и т.п. и нематериальные – знания, умения и навыки полученные обучающимися. Более глобальным результатом может быть рассмотрено формирование личности обучающегося с целью его подготовки для дальнейшей взрослой жизни, включая и его профессиональную ориентацию, и формирование компетенций, заложенных в основных образовательных программах, реализуемых в образовательном центре.
Аналитическому исследованию были подвергнуты основные факторы внешней среды (делового окружения и макросреды) и определено их влияние на деятельность организации.
Основные факторы внешней среды – демографическая ситуация, нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования на федеральном и региональном уровне, в частности федеральные государственные образовательные стандарты. Одним из основных факторов внешней среды можно рассматривать и образовательные потребности общества, которые лежат в основе формирования образовательных программ, реализуемых в организации. Относительная ограниченность свободы образовательного учреждения приводит к тому, что внешняя среда оказывает существенное воздействие на функционирование самой организации, принятии ею управленческих решений и эффективности в достижении целей.
В более близком круге внешней среды лежат аналогичные образовательные организации, которые реализуют подобные же образовательные программы. Их воздействие на образовательный центр ощущается в меньшей степени, т.к. конкурентная борьба между этими организациями за потребителя имеет свои ограничения в связи с «привязкой» контингента, обучающегося к микрорайону. В большей степени сторонние образовательные организации могут оказывать воздействие на кадровый состав. Предложения более высокой заработной платы или лучших условий труда может привести к оттоку учителей из данного цента в другие школы.
Все указанные внешние факторы должны быть учтены в деятельности образовательного центра для поддержания высокого уровня предоставляемых услуг и максимального удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей.
В ходе исследования этапов развития образовательного центра был собран материал о его истории. Формально образовательный центр № 11 города Череповца начал свою история в 2014 году. Когда в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации было образовано муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Образовательный центр № 11», которое в 2019 году было трансформировано в автономное образовательное учреждение. Реально же история центра началась в 1934 году, когда была в городе Череповце была открыта школа № 11. В 1982 году она переехала в новое здание по адресу пр. Луначарского, 44. Новое здание было рассчитано на 30 кабинетов и 1776 учащихся. Школа стала называться общеобразовательной, трудовой политехнической школой с производственным обучением. С ноября 1984 года в школе открылся производственный цех для обучения девочек 7-10 классов шитью.
Коренное преобразовании образовательной организации произошло в 2014 году, когда Средняя общеобразовательная школа №11 была реорганизована в образовательный центр. Изменилось не только название, но и состав организации. К школе был присоединён Детский сад №101, который в настоящее время является органичной частью образовательного центра.
Анализ истории развития образовательного центра позволяет нам делать выводы о том, на какой стадии жизненного цикла находится организации и делать выводы о разработке оптимальной политики в области менеджмента организации. Анализ жизненного цикла образовательного центра № 11 мы делали, опираясь на методологию Ицхака Адизеса. Адизес рассматривает организацию как живой организм. Определяя стадию, на которой в тот или иной момент находится организация, можно определить стратегию и перспективы её дальнейшего развития. Выделение из 9 последовательных этапов жизнедеятельности организации, того, на котором в данный конкретный момент находится образовательный центр – довольно сложно. Для этого была проведена исследовательская работа с использованием методов сопоставления реального состояния организации с теоретическими положениями методологии Адизеса (рис. 1).
Очевидно, что состояние организации никак нельзя отнести к фазе зарождения бизнеса. Организация уже сформировалась, даже с учётом её реорганизации и имеет достаточный срок и опыт успешного функционирования. Фаза младенчества также пройдена, точнее говоря для муниципальной организации описание данного этапа Адизесом вряд ли подходит, т.к. он говорит об отсутствии иерархии и отсутствии системы оценок выполненной работы. Стадия быстрого роста, скорее всего также пройдена образовательным центром, когда интуитивное администрирование сменяется профессиональным управлением. Стадия «юность» была пройдена центром в годы, последовавшие за реорганизацией. Скорее всего, что в настоящее время центр находится на стадии «расцвета», которая характеризуется балансом между самоконтролем и гибкостью, когда оптимально соотносятся цели, возможности и средства достижения.
Рис. 1 – Этапы жизненного цикла организации по И. Адизесу
В то же время, применяя методологию И. Адизеса нельзя в полной мере проводить аналогии между предлагаемыми им стадиями и реальной ситуацией в организации, которая не ставит перед собой коммерческих целей и чья деятельность в значительной степени ограничена нормативно-правовыми ограничениями. Стабильность, к которой, согласно теории Адизеса и должна прийти организация после стадии юности, в условиях жёсткого руководства не будет означать застоя, если будет меняться назначаемое учредителем руководство центра. Ранняя бюрократизация, о которой предупреждает Адизес, может возникнуть не как результат развития самой организации, а как указание «сверху».
На втором этапе прохождения практики о образовательном центре № 11
внимание было уделено анализу организационной структуры. В результате было выявлено, что базовым типом организационной структуры образовательного центра является дивизиональная структура. Этот заключение основано на том, что в структуре образовательного центра можно выделить структурные подразделения по уровням реализуемых образовательных программ. Соответственно выделяют дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование. Особенностью структуры управления является то, что в управленческий процесс вовлечены не только сотрудники организации, но и обучающиеся, а также их родители. Такая система управления позволяет наиболее гибко реагировать на изменение потребностей и достаточно оперативно решать те проблемы, которые возникают в результате текущей деятельности.
Директор центра обладает административной командой, в которую входят как заместители, так и функциональные и линейные руководители. Таким образом в центре линейные полномочия, дополняются штабными. Представительские полномочия принадлежат самому директору, и только в некоторых случаях, в рамках его функциональных обязанностей – заместителям.
Показать больше