Фрагмент для ознакомления
2
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АТП АВТОКОЛОННЫ 1783 Г.НОГИНСК
1.1. Регион действия транспортной системы
АТП Автоколонна 1783 г.Ногинска является подразделением МосАвтоТранса, расположенным в г. Ногинске, Автобазовая улица, 4 (таблица 1.1).
Таблица 1.1. Характеристика деятельности Автоколонны 1783
Наименование показателя Описание
Экономическая деятельность Транспорт и связь
Среднесписочная численность работников 897 чел.
Руководитель Комиссаров Владимир Александрович
Телефон, факс (49651) 4-22-38;
(49651) 4-24-16;
(49651) 4-10-84
Электронная почта: ak1783noginsk@mail.ru
Категория предприятия Крупное
Координаты: 55.859887527080275,
38.479743003845215
ИНН: 5031024949
КПП: 503101001
ОГРН: 1035000004104
Данное предприятие расположено в Московской области, транспортная система которой характеризуется следующим.
Высокоразвитая транспортная инфраструктура Московской области представляет сложную систему, состоящую из автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного видов транспорта.
Подмосковье – крупнейший транспортный узел России, где ежегодно перевозится порядка 2 млрд. пассажиров, обрабатывается более 60% всех грузов страны.
Московская область, находясь в центре Европейской части России, через которую проходят наземные, воздушные и водные пути к столице, является связующим звеном для всех субъектов Российской Федерации. Через область проходят 11 главных железнодорожных направлений, 10 федеральных автомагистралей, более 25 тысяч километров автомобильных дорог.
При этом через область проходят два международных транспортных коридора:
№2 – Лондон – Москва – Екатеринбург,
№9 – Хельсинки – Москва – Юг России.
Важнейшей составной частью транспортного комплекса Московской области является автомобильный и городской электрический транспорт. Удельный вес пассажиров, перевозимых автобусами, трамваями и троллейбусами составляет более 70% от общего объема пассажирских перевозок в регионе – более 2 млн. пассажиров ежедневно.
Инфраструктура автомобильного транспорта включает 140 объектов – автовокзалы, пассажирские автостанции и линейные диспетчерские пункты.
Постоянный ввод новых объектов позволил повысить пропускную способность транспортной инфраструктуры и уровень культуры обслуживания пассажиров.
Протяженность автобусных маршрутов составляет около 48,6 тыс. км и ежедневно в Московской области перевозится более 2 млн. пассажиров.
Линейная инфраструктура автомобильного транспорта включает 140 объектов – автовокзалы, пассажирские автостанции и диспетчерские пункты.
Правительство Московской области активно участвует в обновлении парка подвижного состава ГУП МО «Мострансавто», являющемся ведущим предприятием, занимающемся пассажироперевозками в Подмосковье.
Ежегодно закупается необходимое количество автобусов большой и особо большой вместительности отечественного и зарубежного производства самых последних моделей. Парк автобусов малой вместительности обновился практически полностью.
Всего на территории Московской области осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом 152 перевозчика, из которых:
• два Государственных унитарных предприятия: ГУП МО «МОСТРАНСАВТО», ГУП «Мосболэлектротранс», что составляет 1 % от общего количества предприятий Московской области;
• три муниципальных унитарных предприятия: МП «Химкиэлектротранс», МУП «Видновский троллейбусный парк", МУП «Подольский троллейбус», что составляет 1% от общего количества предприятий Московской области;
• перевозчики иных форм собственности 147 предприятий, что составляет 98,0% от общего количества предприятий Московской области.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляются 20 перевозчиками.
Лидирующее место по объему перевозок в Московской области занимает ГУП МО «МОСТРАНСАВТО», филиалом которой и является АТП Автоколонна 1783 г.Ногинска.
1.2. Структура и специфика предприятия
Целью деятельности АТП Автоколонна 1783 г. Ногинска является удовлетворение потребностей других компаний и населения в плане пассажирских и грузовых перевозок по стране и в другие государства.
В соответствии с этой целью можно выделить основные задачи функционирования данного транспортной организации и его управления:
- осуществление пассажирских и грузовых перевозок в соответствии с разработанным графиком и планом заданий;
- надлежащее хранение парка автотранспортных средств, его ремонт и техническое обслуживание;
- материально-техническое обеспечение организации всеми необходимыми материалами, сырьем и ГСМ;
- хранение, ремонт и надлежащее использование имущества, принадлежащего автотранспортному предприятию, в том числе зданий, прилегающей территории, оборудования;
- грамотное формирование штатного персонала, его обучение и повышение квалификации, а также правильная расстановка кадров по рабочим местам;
- своевременного профессионального управления деятельностью предприятия, поиск и использование возможных резервов снижения затрат, анализ деятельности автотранспортного предприятия, планирование и организация труда.
На рисунке 1.1 представлена организационная структура
АТП Автоколонна 1783 г. Ногинска.
Автотранспортному предприятию присуща характерная организационная структура, представляющая собой различные подразделения, отделы и службы.
. Рисунок 1.1. Организационная структура АТП Автоколонна 1783 г.Ногиснка
Таким образом, в данной организационной структуре каждое звено призвано выполнять возложенные на него обязанности, используя полномочия должностных лиц, знания и умения кадровых сотрудников, а также предоставленную материальную и информационную базу.
1.3. Технология основных производственных процессов
Основные процессы производственной деятельности транспортного предприятия делятся на 4 группы:
- основное производство, предполагающее осуществление главной цели автотранспортного предприятия - перемещение людей и грузов на определенную территорию по указанному маршруту следования;
- вспомогательное производство, предназначением которого является создание нормальных условий функционирования автотранспортного парка, в том числе его техническое обслуживание и ремонт;
- обслуживающее производство, главной целью которого является обеспечение основного и вспомогательного производства необходимыми ресурсами, в том числе сырьем и материалами, горюче-смазочными материалами, электроэнергией;
- управление производством, как общехозяйственный процесс предполагает контроль над деятельностью всего предприятия, сбор и анализ необходимой информации, составление плана работы компании на перспективу, внедрение результатов НИОКР.
АТП Автоколонна 1783 г. Ногинска для перевозки пассажиров используется следующие транспортные средства:
- автобус ПАЗ;
- автобус малого класса Mercedes-Benz;
Данные транспортные средства участвуют в пригородных перевозка г. Ногинска Московской области.
1.4. Организационные и управленческие решения, базирующиеся на основе действующих нормативно-правовых актов и отраслевых документов
Мострансавто заключило договор с компанией, осуществляющей вывоз подержанных транспортных средств и последующую их переработку в центре утилизации.
В соответствии с данным договором АТП Автоколонна 1783 г. Ногинска передаст в утилизацию устаревший транспорт, включая ЛиАЗ, Mercedes-Benz, ПАЗ и др.
Большую часть списанных автобусов составляют ТС большого класса, срок эксплуатации которых истек, и сам транспорт не соответствуют современным стандартам качества и безопасности. Списанные автобусы будут сняты с баланса, а предприятие снизит свои расходы за счет экономии на ежегодных транспортных налогах.
Данное управленческое решение по замене автотранспортного парка и утилизации устаревших транспортных единиц связано с единым региональным стандартом, утвержденным Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
В соответствии с вышеприведенным стандартом установлен предельно допустимый возраст для автобусов: малый класс - до пяти лет, средний и большой классы - до семи лет.
Взамен списанных автобусов АТП Автоколонна 1783 г.Ногинска получит новые автобусы ЛиАЗ-5292;
Салоны автобусов адаптированы для маломобильных граждан, количество посадочных мест увеличено в 1,5 раза – до 42 мест с общей вместимостью до 84 человек.
Автобус имеет низкий уровень пола у входных дверей, оснащен системами кондиционирования, видеонаблюдения, оборудованием ГЛОНАСС.
Для удобства пассажиров в салоне установлены Wi-Fi роутеры и USB-зарядки. Машина оснащена современным отечественным двигателем экологического стандарта «Евро-5».
1.5. Итоговые показатели и динамика работы предприятия
В таблице 1.2 представлена динамика основных показателей деятельности предприятия.
Таблица 1.2. Динамика основных показателей деятельности АТП Автоколонна 1783 г. Ногинска
Показатели значения Средний темп роста, доли ед.
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
1. Выручка от реализации, т.р. 601 088 622 656 657 584 663 873 700 895 754 795 780 584 1,30
2.Среднесписочная численность работников, чел. 885 889 893 848 893 897 897 1,01
3. Среднегодовая стоимость основных средств, т.р. ((основные средства на начало года + основные средства на конец года) /2) 156 752 366 717 595 395 624 243 658 116 638 055 557 080 3,55
4. Среднегодовые остатки оборотных средств, т.р. ((оборотные активы на начало года + оборотные активы на конец года) /2) 199 859 189 685 138 818 149 498 147 602 137 865 131 135 0,66
5.Производительность труда, т.р. (п. 1 / п. 2) 679 700 736 783 785 841 870 1,28
6. Фондоотдача, руб./руб. (п.1/п.3) 3,83 1,70 1,10 1,06 1,07 1,18 1,40 0,37
7.Коэффициент оборачиваемости (п.1 / п.4) 3,01 3,28 4,74 4,44 4,75 5,47 5,95 1,98
8. Себестоимость услуг, т.р. 767 142 681 497 710 109 704 017 730 630 771 456 843 249 1,10
9. Прибыль от продаж, т.р. -166 054 -154 251 -150 080 -134 865 -131 958 -118 529 -182 634 1,10
10. Прибыль до налогообложения, т.р. -22 342 -48 328 -75 013 -95 613 -89 379 -53 705 -115 058 5,15
11. Рентабельность продаж, % (п.9 / п.1×100%) -27,6 -24,8 -22,8 -20,3 -18,8 -15,7 -23,4 0,85
12. Рентабельность услуг, % (п10 / п.8×100%) -2,9 -7,1 -10,6 -13,6 -12,2 -7,0 -13,6 4,68
Из таблицы 2 видно, что несмотря на рост объемов оказания услуг, который составил 30%, предприятие не получает прибыли, т.е. деятельность, связанная с пассажирскими перевозками, является убыточной.
Однако поскольку предприятие является филиалом муниципального унитарного предприятия «Мострансавто», то убытки компенсируются из бюджета Московской области.
Положительным моментом является рост производительности труда, который составил 28% за период с 2012г. по 2018г.
Также положительное влияние на состояние предприятия оказывает ускорение оборачиваемости капитала, которое составило 98% за рассматриваемый период.
1.6. Анализ основных проблем предприятия
В настоящее время основной проблемой данного автотранспортного предприятия является снижение пассажиропотока на 30%, что связано с распространением по территории нашей страны короновируса и введе