Фрагмент для ознакомления
2
основные части, предложили подумать, какие материалы можно использовать для туловища, головы, хвоста, ног, уточнили последовательность выполнения. Мы предложили детям сделать лисичек самостоятельно, а в конце занятия рассказать про нее (какой характер, из чего сделана, придумать ей имя). Дети с желанием стали выполнять задание.
В процессе наблюдения за ходом занятия мы выявили, что некоторые дети (Николь Г., Артем JL, Вероника С.) неправильно и неаккуратно скрепляли детали поделки и из-за этого они падали, что это их расстраивало. Видя это, мы рассказали детям один секрет соединения деталей с помощью пластилина - надо скатать шарик, затем прикрепить его к форме и присоединить к детали, немного нажав. После некоторой помощи дети продолжили работать.
Все дети выполнили задание. Образы получились узнаваемы. После занятия мы организовали выставку из созданных поделок - лисичек и желающие рассказали о своей работе и попробовали угадать характер лисички своего товарища:
Катя П. «Уменя лисенок. Его зовут Рыжик. Он добрый и веселый».
Коля 3. «А у Саши забавный и шаловливый лисенок, смотрите, как он голову задрал кверху, наверно нахулиганил где-то».
Только 2 ребенка (Саша М., Николь Г.) использовали для ног лисы земляной орех. Остальные дети не стали размышлять, а подсмотрели друг у друга. Мы считаем, что дети пока ещё не очень хорошо знают, как можно более разнообразно использовать тот или иной природный материал.
Второе занятие «Пингвин».
Целью этого занятия было продолжение обучения детей рассматриванию природного материала, умению видеть в нем образ; закреплению навыка работы с еловой шишкой; самостоятельному анализу плана последовательности действий; совершенствованию навыка соединения деталей; воспитанию желания трудиться, доводить до конца
дело, радоваться готовому изделию; умению давать оценку готовой работы своего товарища.
До занятия (в ходе занятий по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию и лепке) с детьми провели беседу о пингвинах, о характерных особенностях этих животных, чем питаются, рассмотрели и уточнили внешний вид. На наш взгляд - это необходимая работа, которая не только предоставляет дошкольникам общие знания о птице, но и даёт представление об особенностях строения, которые помогут детям сориентироваться на занятиях по конструированию. А также дети играли с природным материалом в игру «На что может быть похоже?».
Непосредственно в процессе конструктивной деятельности детям были предложены еловые шишки, пластилин, шляпки от желудей, камешки. Мы решили на этом занятии уже не давать образца готового изделия, а также картинки и положиться на представления детей и некоторый опыт в работе с природным материалом.
В качестве приёма активизации заинтересованности детей предстоящей работой мы рассказали одну историю: дети в средней группе очень любят играть с игрушками. В группе у них есть пингвин - мама, пингвин - папа, но нет сыночка. Поэтому нас попросили помочь детишкам из средней группы. Ребята с удовольствием откликнулись на просьбу.
Мы вспомнили основные части пингвина, выслушали предположения детей, как можно сделать пингвиненка. После этого ребята приступили к самостоятельному выполнению игрушки.
Некоторые дети (Ваня П., Николь Г., Артем JI.) по-прежнему торопились и от этого поделки получились неаккуратными. Коля 3. проявил фантазию и сделал пингвина с книгой, Настя К. добавила к образу блестки. Все дети были увлечены работой. Илья Н. захотел сделать двух пингвинов. В конце занятия все пингвины были выставлены на один стол и ребята оценивали работы:
Дима. М. «Какой симпатичный получился пингвин у Насти. Наверно это девочка, даже блестки есть».
Альберт. П. «У Коли наверно очень умный пингвин, потому, что у него задумчивый вид и он с книгой».
После этого мы пригласили воспитателя средней группы и передали для детей игрушки. Ребята были горды собой и довольны.
Таким образом, после проведения занятий 1-го блока мы можем сказать, что дети экспериментальной группы были активны, с интересом рассматривали природный материал и высказывали свое мнение. Стали увереннее в своих силах. Этому способствовали несколько занятий, проведенных с использованием образца. Однако к 4-му (в общей сложности) занятию многие дети уже смелее действовали с материалами. Выбирали самостоятельно решения для создания и декорирования поделки.
2 блок занятий характеризовался более широкими возможностями для развития ассоциативности мышления, способствовал развитию навыка самостоятельного выполнения поделки, умению самостоятельно подбирать природные материалы, комбинировать их, правильно сочетать друг с другом (форма, размер, цвет и т.д.), умению дополнить образ для придания индивидуальности поделке, умению скреплять детали поделки, расширять представления о конструктивных возможностях природного материала. Предоставление свободного выбора материалов мы рассматривали как некоторое усложнение по сравнению с ранее проведёнными занятиями.
1 серия занятий
Первое занятие «Куколка».
Целью занятия было продолжение обучения детей способности самим выбирать материал подходящей конфигурации для создания образа куколки; обучение сочетанию шишек, каштанов, грецких орехов в единую поделку; использованию в работе хрупкого и упругого материала; закреплению навыка соединения деталей, дополнение на выбор различными
материалами для выразительности и красоты образа; развитию творчества, фантазии.
До занятия мы с детьми играли в дидактическую игру «Превращения». Дети из природного материала создавали любой образ, потом угадывали друг у друга что получилось.
На занятии детям было предложено смастерить из природного материала куколку. Для работы на выбор необходимо было использовать еловые и сосновые шишки, желуди, каштаны, грецкие орехи, веточки, кедровые орехи, шляпки от желудя, пластилин, клей, блестки, бусинки.
Побеседовав с детьми о том, какие материалы можно использовать и для чего, дети принялись за работу. Ребята были активны, Илья Н. делал поделку стоя и придумал сделать руки из желудя и кедрового орешка, соединил с помощью пластилина:
Илья Н. «Это у моей куколки локти».
Катя П. решила сделать своей куколке браслеты на руки, используя красную ленточку:
Катя П. «У моей куколки пышное платье и браслеты на руках».
Артем Л. использовал для волос цветную фольгу для волос и приклеил их клеем.
Но некоторые дети (Саша М., Ваня П.) испытывали трудности с придумыванием своего образа, поэтому скопировали друг у друга (использовали один и тот же материал для поделки). Мы детям напоминали правила скрепления природного материала пластилином.
В конце занятия все куколки стояли друг с другом парами, и каждая нашла себе подружку, мы похвалили всех ребят. Образы получились разные у
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
3. Айламазян А.М. Метод беседы в психологии.
4. Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1984.
5. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. СПб., 1993.
6. Блазер А. и др. Проблемно-ориентированная психотерапия. М., 1997
7. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической терапии. М., 1998.
8. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.
9. Гунати Л. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия.// Психологическая помощь в меняющемся мире. Пермь,1995.
10. Горностай П.П., Васьковская С.Б. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход.— Киев: Наукова думка, 1995.— 128 с.
11. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь, 2001. - 352 с.
12. Добров В.В. Консультативная работа: опыт и проблемы // Конструктивная психология. Опыт и перспективы / Под ред. Б.И.Хасана.— Красноярск, 1990.— С. 45—52.
13. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопр. психологии.— 1995.— №3.— С. 38—-45.
14. Копьев АФ. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Моск. психотерапевт. журн.— 1992.— №1.— С. 33—48.
15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
16. Калитеевская Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта. // Гештальт 96. Сборник материалов МГИ за 1996. С. 63-71.
17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование.— М., Смысл, 2001.
18. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
19. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.,1998.
20. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Метод. пособие.— СПб., 1993.
21. Основы возрастно-психологического консультирования: Учебн. мет. пособие / Под ред. А.Г.Лидерса.— М.: Изд-во МГУ, 1991.— 79 с.
22. Роджерс К. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999.
23. Роджерс К. Взгляд психотерапевта на становление личности. М., 1994.
24. Сальникова Л.С. Телефон доверия.— М.: Знание, 1990.— 192 с.
25. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.
26. Ялом И. Лечение от любви или психотерапевтические новеллы. М., 1997.
27. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. М., 2002.