Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-ознакомительная практика является составной частью учебного процесса при подготовке специалистов по дисциплине «Экономика».
Практика имеет своей целью более глубокое усвоение вопросов повышения эффективности хозяйственной деятельности малого предприятия, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин, улучшение качества профессиональной подготовки, комплексное освоение всех видов профессиональной деятельности, формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы. Малое предпринимательство выступает сектором экономики, который характеризуется мелкотоварным производством. В силу ограниченных финансовых, сырьевых, трудовых ресурсов данный сектор подвержен влиянию внешней среды. При этом малое предприятие считается наиболее мобильной хозяйствующей единицей, которая не требует значительных управленческих систем.
В ходе практики происходит ознакомление с будущей профессиональной деятельностью и приобретение первичных навыков работы. Практика позволяет осуществить проверку и умения использовать полученные знания, ориентироваться в ситуациях, требующих в работе производственным предприятием, состоящим из подразделения по сборке средств вычислительной техники и отдела защиты информации на конкретном рабочем месте в качестве практиканта.
Я, студент ФИО, проходил преддипломную практику в ЗАО «Медианн-Решения» по адресу: 129075, г. Москва, пр. Мурманский, д. 14, корп. 3.
Срок прохождения практики с 27 апреля 2020 г. по 28 мая 2020 г.
Основными задачами моей преддипломной практики являлись:
1. сбор фактических данных об объекте и предмете исследования в моей выпускной квалификационной работе; обработка и анализ собранных данных с использованием различных методов анализа (сравнительный, статистический, аналитический и др.);
2. разработка предложений по совершенствованию исследуемых процессов повышения эффективности деятельности малого предприятия.
3. приобретение опыта профессиональной деятельности в соответствии с избранным направлением подготовки.
При прохождении преддипломной практики сбор и анализ материалов осуществлялся с учетом темы моей выпускной квалификационной работы, которая посвящена исследованию «Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности малого предприятия».
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
В ходе практики мною были исследованы следующие теоретические вопросы:
1. Малые предприятия в условиях современной экономики.
2. Критерии и показатели оценки эффективности деятельности малого предприятия.
3. Пути повышения эффективности деятельности малых предприятий.
Опишем каждый вопрос по отдельности.
1. Малые предприятия в условиях современной экономики.
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы. Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Согласно данному акту субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микро- предприятиям, и средним предприятиям.
Что же касается России, то ограничения по выручке составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 чел. Для сравнения, в Украине эти критерии составляют соответственно выше 700 млн. руб. и 50 чел.
Приведем все критерии малого бизнеса в России:
- среднесписочная численность работников за предшествующий период до 100 чел.;
- суммарная доля участия в уставном капитале компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не более 25%;
- суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций не более 49%;
- доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) – не более 800 млн. руб.
Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
Что касается достоинств малого бизнеса, то одним из самых важных пунктов является относительно низкий размер стартового капитала. К преимуществам малого бизнеса можно отнести также такие, как быстрота принятия решений, гибкость структуры, мобильность и многое другое.
Кроме того, государство, как правило, поддерживает инициативу малого бизнеса и проводит различные программы стимулирования. Простота в управлении – немаловажный фактор, ибо именно из-за небольших размеров предприятия бизнесом легко и просто управлять. В малом бизнесе контроль над компанией чаще всего на сто процентов принадлежит его владельцу. Хозяин фирмы вправе принимать самостоятельно все стратегически важные решения и вносить какие-либо изменения в рабочий процесс.
Вести учет товаров, движение финансовых потоков, отчетность перед государством – все это не так сложно держать под контролем владельцу малого предпринимательства. Говоря о быстром процессе приятия решений, стоит сказать, что к малому бизнесу это относится на сто процентов.
Малый бизнес уменьшает уровень безработицы, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в развитие общественности. В разных странах существуют различные программы стимулирования малого бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благодаря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
У малого предпринимательства есть и свои недостатки - ограниченность финансовых ресурсов, операционные издержки, угрозы во время кризиса, недоверие банков.
Ограниченность финансовых средств – один из основных. Низкий размер капитала сдерживает расширение малых фирм. Также малому бизнесу подчас сложнее получить от государства лицензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам.
Еще одним недостатком малого бизнеса является угроза со стороны крупных фирм. Другая сторона медали малых фирм заключается в том, что солидные клиенты, скорее всего, предпочтут иметь дело с крупным поставщиком товаров или услуг, чем с малым. Крупные торговые корпорации имеют раскрученный бренд, торговую марку, рекламу широкого спектра, что внушает больше доверия у клиента. Если малый бизнес производит товары, то его операционные издержки выше, чем у крупных компаний, использующих эффект от масштаба производства.
Во время кризиса малому предпринимательству значительно сложнее выжить, нежели крупному бизнесу. Последние могут добиться от государства налоговых поблажек или каких-либо бонусов, в то время как малым фирмам получить это гораздо сложнее. Во время экономических кризисов именно малый бизнес банкротится в первую очередь. К сожалению, малому бизнесу сложнее получить банковский кредит, чем крупным корпорациям. Малый бизнес может вызвать у банковского учреждения недоверие по поводу своей платежеспособности и/или стабильности.
Таким образом, малый бизнес имеет как преимущества, так и недостатки. Малый бизнес идеально подходит для начинающих предпринимателей с небольшим стартовым капиталом.
2. Критерии и показатели оценки эффективности деятельности малого предприятия.
В современной экономике есть большое количество методов для установления эффективности коммерческой деятельности малого предприятия. В качестве основного критерия роста эффективности деятельности малого предприятия в указанном методе выступает рост суммы прибыли, который достигают
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.12.2019). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/., (дата обращения: 06.06.2020)
2. Аллахверанов, С.К. Показатели эффективности деятельности организаций сферы торговых услуг / С.К. Аллахверанов // Вектор экономики. – 2018. - №1. – С.47.
3. Березина, А.Ф. Оценка экономической эффективности деятельности организации / А.Ф. Березина, А.Б. Кагарманова // Экономика и социум. – 2018. - №9. – С.128.
4. Бутахина, Д.Р. Оценка эффективности коммерческой деятельности розничных торговых организаций / Д.Р. Бутахина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С.46.
5. Вострикова, Ю.А. Направления повышения эффективности деятельности организации / Ю.А. Вострикова, Е.Н. Жутаева // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2018. – С.107.
6. Гурнович, Т.Г. Приоритетные направления повышения эффективности деятельности организации / Т.Г. Гурнович, А.В. Бардак // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.121.
7. Дубина, Е.Д. Финансовые кризисы и причины их возникновения / Е.Д. Дубина // Управление. Власть. Бизнес. - 2018. - № 3. - С. 40-44.
8. ЗАО «Медианн-Решения» – [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediann.ru/article_6.html (дата обращения: 06.06.2020)
9. Зверев, Д.Н. Эффективность деятельности как основа финансовой независимости организации / Д.Н. Зверев, С.А. Камин, Н.А. Титова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – т. 4. - №3. – С.138
10. Измалкина, Е.О. Методические и практические основы оценки эффективности деятельности коммерческой организации / Е.О. Измалкина // Studium. – 2018. - №3. –С.6.
11. Игнатова, Г.В. Динамика уровня эффективности деятельности коммерческой организации / Г.В. Игнатова // Школа Науки. – 2019. - №1. – С.38.
12. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru, (дата обращения: 06.06.2020)
13. Исследование финансового состояния предприятия. [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/53108/finansy/otsenka_ finansovogo_sostoyaniya_predpriyatiya (дата обращения: 06.06.2020)
14. Какодей, И.В. Проблемы развития малого бизнеса в России / И.В. Какодей // Современные проблемы управления организациями, территориями, страной: взгляд молодых / материалы студенческой научной конференции. Челябинский государственный университет. 2017. - С. 56-58.
15. Лашкова, Н.Г. Особенности и современные решения в управлении и обеспечении экономической устойчивости субъектов малого предпринимательства / Н.Г. Лашкова // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2019. - №2. – С.48.
16. Малый и средний бизнес. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/(дата обращения: 06.06.2020)
17. Марковина,Н.С. Развитие малого и среднего предпринимательства в России / Н.С. Марковина // Цивилизация – Общество – Человек. – 2018. - №6-7. – С.102.
18. Митюкова, Д. Э. Роль малого бизнеса в экономике России / Д.Э. Митюкова, Е.И. Макарычева // Молодой ученый. – 2019. – №15. – С. 215-217. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/253/57968/(дата обращения: 06.06.2020)
19. Нестеров, А.К. Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html, (дата обращения: 06.06.2020)
20. Сапожникова, С.М. Особенности стратегического управления малым предприятием в условиях неопределенности рынка / С.М. Сапожникова // Финансовая экономика. – 2019. - №5. – С.715.
21. Шашло, Н.В. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятий малого бизнеса / Н.В. Шашло // Социально-экономическое развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. – Рязань: Академия ФСИН России, 2019. – С.153.
22. Шевцова, О.Н., Халина М.В., Волкова С.В. Актуальные аспекты экономической эффективности деятельности и эффективности управления предприятием / О.Н. Шевцова // Казанская наука. – 2017. - №3. – С.28.