Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1.Определить место и роль психолога в дошкольной организации 4
2.Показать результативность совместной работы психолога и сотрудников 7
дошкольной организации 7
3.Создать модель современного психологического кабинета 8
4.Показать значение современного психологического оборудования в организации психологической службы в ДОО 12
5.Раскрыть технологию организации психолого-педагогической помощи сотрудникам детского сада 14
6.Составить и охарактеризовать возможный перечень услуг психолога на основе анализа потребности в них 18
7.Раскрыть методику исследования индивидуальных особенностей детей 20
дошкольного возраста 20
8.Раскрыть требования к составлению программы индивидуальной работы с 22
ребенком 22
9.Расрыть технологию проведения психологической консультации 24
10.Показать значение психологической службы в развитии игровой деятельности в старших группах детского сада 26
11.Показать варианты психологической помощи в развитии творческого потенциала ребенка 28
12.Раскрыть методику изучения психологического климата в группах старшего дошкольного возраста 32
13.Показать варианты использования различных методик в вопросах снятия 35
психологической перегрузки и стрессов у детей 35
14.Раскрыть значение беседы в формировании ценностно-смысловой сферы личности 36
15. Раскрыть технологию проведения тренинга по общению 37
16.Раскрыть технологию работы с детьми « группы риска» 40
Список литературы 42
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью педагогической (педагога-психолога) практики в рамках курса обучения будущих педагогов-психологов является
- закрепление и углубление знаний, умений и навыков по профилирующим дисциплинам;
- формирование профессиональной позиции психолога;
- развитие личностных и профессиональных качеств;
- творческого потенциала будущего бакалавра педагога-психолога.
База практики - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 "Берёзка" комбинированного вида города Искитима Новосибирской области.
Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом и строится на принципах единоначалия и коллегиальности.
Непосредственное управление осуществляет заведующий.
Коллегиальными органами управления являются общее собрание работников и педагогический совет.
Структурных подразделений нет.
1.Определить место и роль психолога в дошкольной организации
Педагогическая практика выработала определенную потребность в психологических знаниях о ребенке. Именно единство потребностей образовательной практики в научных знаниях о дошкольниках и готовность науки удовлетворять и углублять эти потребности можно рассматривать как главное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.
Психолог в дошкольном учреждении - это человек, который знает и понимает ребенка, понимает как общие закономерности психического развития, так и возрастные и индивидуальные особенности. В то же время он должен руководствоваться психологией взрослых для того, чтобы определить позицию, которую они занимают по отношению к ребенку.
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих специалистов из различных областей науки и практики. В основе этого термина лежит полное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) обратили внимание на то, что именно в детском возрасте проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие возрастные периоды.
Создание психолого-педагогических условий в среде, обеспечивающих такое развитие, является основной целью работы психолога дошкольного образовательного учреждения.
Нарушение этих условий препятствует своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что приводит к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной работы с ними.
Психолог, работающий в детском саду, видит детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят из одной стадии онтогенеза в другую. Помощь в этом переходе-одна из самых важных и сложных задач психолога. Поэтому в центре его внимания находится психологическая готовность ребенка к новым прогрессивным возрастным этапам его жизни.
Работа психолога в МБДОУ предполагает не только взаимодействие с детьми, но и работу с родителями детей и их родственниками, воспитателями, администрацией образовательного учреждения. При этом главное, чтобы интересы ребенка как развивающейся личности были в центре всей работы.
Психолог является равноправным членом педагогического коллектива и отвечает за такие аспекты педагогического процесса, как психический (интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный и др.) развитие и психологическое здоровье детей.
Положение о социальной обусловленности психического развития, признание перспективности развития способностей детей и принцип компенсации определяют гуманистическую направленность целей и задач работы психолога в обучении детей.
Приоритеты в работе дошкольного педагога-психолога:
- Психологическое здоровье детей и защита их прав — основная задача психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях.
- Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.
- Профилактический (гр. prophilaktikos-защитный) и пропедевтический (gr. propaideuo-pre-teach) работа с педагогами по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.
- Внимание к созданию эмоционально-психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний,
- Обучение всех сотрудников МБДОУ полноценному, развивающему общению с детьми.
- Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
- Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в специальных программах обучения и специальных формах организации их деятельности.
- Содействие в повышении психологической компетентности сотрудников МБДОУ, родителей в вопросах законов развития ребенка, а также в вопросах воспитания и обучения детей.
- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений в работе дошкольных учреждений.
Основными направлениями деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение и консультирование, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция. Все эти виды работы на практике существуют в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выйти на первый план, в зависимости от проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, в котором он работает.
Психологическое образование в дошкольных учреждениях направлено на ознакомление воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития ребенка, а также на повышение образовательного уровня этих участников образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белая, Анна Какого цвета удивление? / Анна Белая. - М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2015. - 667 c.
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. ; Гриф МО. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. – с.147
3. Круглова Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка / Н. Ф. Круглова. - М.: Эксмо, 2010. - 281 c.
4. Курпатов, Андрей 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы / А. Курпатов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1984. - 349 c.
5. Ошкина А. А. Педагогическая практика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. А. Ошкина ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - с. 18-22.
6. Психодиагностика ребенка [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология" ; сост. А. Ю. Кузина. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - с. 13-78.
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое руководство. – М., 2015
8. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду. – М., 2008