Фрагмент для ознакомления
2
1. Оценка свойств личности взрослого
ФИО испытуемого: Кропотова Юлия Александровна.
Пол: женский.
Возраст: 20 лет.
Даты сбора информации: 17.08.20 – 19.08.20.
Время: первая половина дня.
Запрос: помощь в самоопределении, самопознании.
Цель диагностики – исследование психодинамических, характерологических, лич-ностных особенностей.
Методы и методический инструментарий
1. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.
ОСТ содержит следующие шкалы:
1. Предметная эргичность - потребность в освоении предметного мира, стремление к умственному и физическому труду.
2. Социальная эргичность - потребности в социальных контактах, стремление к ли-дерству.
3. Пластичность - степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
4. Социальная пластичность - степени легкости или трудности переключения в про-цессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ.
5. Темп или Скорость - быстрота моторно-двигательных актов при выполнении пред-метной деятельности.
6. Социальный темп - скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
7. Эмоциональность - чувствительность к не удачам в работе.
8. Социальная эмоциональность - чувствительности в коммуникативной сфере.
9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает во-просы на откровенность и искренность высказываний.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже ти¬пичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
- Сангвинический тип темперамента - среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.
- Холерический тип темперамента - высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
- Флегматический тип темперамента - низкие показатели по всем свойствам темпера-мента.
- Меланхолический тип темперамента - низкие показатели по энергичности, пластич-ности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности [8].
2. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), форма С позволяет макси-мально эффективно проводить комплексное исследование личности, то есть индивидуально-личностных особенностей связанных с изучением характера и типологии. Каждый фактор предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.
Форма С имеет 105 вопросов, где испытуемый выбирает те из высказываний, которые соответствуют его поведению и состоянию, и отмечают в бланке для ответов (согласен, не согласен, промежуточный). Оценка результатов с помощью шаблонов делается с помощью ключа: полученные результаты по каждому фактору приводятся в производные показатели (стены).
Опросник позволяет определить степень выраженности самооценки (МD) и следую-щих факторов: А – общительность; В – интеллектуальность; С – эмоциональная устойчи-вость; Е – доминантность; F – беспечность; G – моральная нормативность; Н – смелость; I – эмоциональная чувствительность; L – подозрительность; М – мечтательность; Н – диплома-тичность; О – тревожность; Q1 – восприимчивость к новому; Q2 – самостоятельность; Q3 – самодисциплина; Q4 – напряжённость [5].
3. Рисунок несуществующего животного направлен на выявление особенностей лич-ности при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых. Стимульный материал представляет собой лист бумаги и карандаш. Никаких указаний или пояснений по поводу как расположить лист не дается.
Испытуемому дается инструкция нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
После того, как рисунок будет готов, следует опрос о том существе, которое получи-лось: пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; есть ли со-родичи и в каких оно с ними отношениях, есть ли семья, и кто оно в семье, что любит и чего боится, какой характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, перено-сит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе.
Регистрируется положение рисунка на листе, центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь), несущая, опорная часть фигуры, части, поднимающиеся над уровнем фигуры, контуры фигуры, общая энергия рисунка, оценивается характер линий, тематика животного [8].
4. Опросник социально-психологических установок личности в мотивационно - по-требностной сфере О. Ф. Потемкиной. предназначен на выявление степени выраженности социально – психологических установок: «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть», «труд – деньги».
Опросник состоит из двух частей. Первая часть (40 вопросов) показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат. Вторая часть (следующие 40 вопросов) направлена на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.
Фрагмент для ознакомления
3
6. Библиографический список
1. Андронникова О.О. Специальные проблемы психологического консультирова-ния: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – 348 с.
2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное посо-бие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. – Минск: Университетская, 1997. – 237с.
3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический практи-кум); Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 320с.
4. Жураховский А.С., Назаренко П.П. Управление командообразованием в совре-менной организации. В книге: Авиация и космонавтика - 2017 тезисы. Московский авиацион-ный институт (национальный исследовательский университет). 2017. С. 627-629.
5. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. СПб.: Речь, 2001. 112с.
6. Клюева Н. В. Консультационная психология: методические указания. – Яро-славль: ЯрГУ, 2011. – 60 с.
7. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
8. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008. – 680 с.
9. Психологические методики изучения личности. Практикум / А. Ф. Ануфриев, Т. А. Барабанщикова, А. Н. Рыжкова. – М.: Ось-89, 2009. – 304с.
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диа-гностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с