Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель производственной практики – формирование профессиональ-но-важных умений и навыков, необходимых для решения конкретных ис-следовательских и прикладных задач в области психологии управления.
Практическая деятельность в учреждении детского дома творчества связана с тем, что профессии типа «человек-человек», в том числе и педа-гоги, характеризуются отсутствием единых и жестких требований к самому процессу профессиональной деятельности и к продукту труда. В то же время к представителям таких профессий предъявляются высокие требова-ния, в соответствии с тем, что объектом труда выступают другие люди. Та-кая работа может повышать негативный эффект стрессоров, их послед-ствий в виде психологического выгорания, личностных деформаций, пси-хосоматических и психических нарушений.
Сегодня от педагога требуется решение таких задач, которые требу-ют серьезных педагогических усилий: новое содержание учебных предме-тов, новые формы и методы преподавания, поиск эффективного пути вос-питания, необходимость учета стремительных изменений, происходящих в обществе и информационном поле преподаваемой дисциплины. Высокие требования приводят к конфликтам, стрессам, эмоциональному выгора-нию, а условия работы не позволяют восстанавливать внутренние ресурсы личности.
Любое неблагоприятное событие в жизни профессионала и его по-следствия с неизбежностью порождают те или иные проблемные ситуации, кризисы, которые требуют принятия соответствующих решений, мобили-зации для этого необходимых ресурсов. Многие люди не в состоянии са-мостоятельно справиться с проблемами, не способны изменить себя ради сохранения своей целостности. Это делает особо актуальным изучение психологического сопровождения педагогической деятельности.
Описание практической деятельности
Краткая характеристика организации
База практики – Дом детского творчества с. Перегребное.
Вид учреждения. Муниципальное бюджетное учреждение дополни-тельного образования детей.
Виды услуг, оказываемых учреждением. Дополнительное образова-ние общекультурного ознакомительного и общекультурного базового уровня.
Дополнительное образование ведется по следующим направлениям:
- художественная деятельность;
- физкультурно-спортивная деятельность;
- техническая направленность;
- естественная направленность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- социально-педагогическая направленность.
Единоличным исполнительным органом управления МБУ ДО ДДТ с. Перегребное является директор. Коллегиальными органами управления является Совет учреждения. Органом, решающим вопросы педагогической деятельности, является Педагогический совет Учреждения, который рабо-тает на основании Положения о Педагогическом совете. Управление ДДТ осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Характеристика помещений, территории учреждения. Интерьеры со-ответствуют эстетическим требованиям. Дом детского творчества находит-ся удаленно от проезжей части, участок хорошо озеленен. Помещения до-статочно освещены, доступен как дневной свет, так в наличии регулируе-мый искусственный свет. Мебель хорошего качества, имеются в наличии наглядные пособия и технические средства.
В процессе занятий педагоги стараются осуществлять индивидуаль-ный подход к детям, обращают внимание на их физическое состояние и здоровье, от которых во многом зависит их внимание и общая заинтересо-ванность. Большое внимание уделяется наблюдению за эмоциональной сферой детей и своевременно выявляется, кто отличается повышенной раз-дражительностью, агрессивностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределе-ние общественных поручений и преодолении отрицательных черт и ка-честв. Эта деятельность осуществляется регулярно.
Регулярно осуществляется инновационная деятельность:
- Проект создания опорной площадки научно - технического творче-ства детей и молодежи;
- Совещание «Создание программно - методического обеспечения лабораторий: творческого проектирования, програмирования и робото-техники, мультимедийных средств»;
- Инновационный проект «Создание среды ускоренного развития технических способностей детей и подростков путем интеграции основного и дополнительного образования в условиях сельской местности».
Миссия Дома детского творчества (ДДТ) – создать целостную от-крытую социально-педагогическую систему, способную создать комплекс-ное образовательное пространство для развития и саморазвития каждого учащегося средствами дополнительного образования.
Основными целями деятельности ДДТ являются:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основными задачами ДДТ являются:
- формирование и развитие творческих способностей детей и взрос-лых;
- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуаль-ном, нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья;
- организация свободного времени обучающихся.
Организационная структура предприятия
Анализ кадрового состава службы персонала
Показатель Составляющие Количество человек Процент, %
Состав Руководители 1 4%
Администрация 4 16%
Педагоги 16 64%
Остальные работники 4 16%
Половой состав Женщины 21 84%
Мужчины 4 16%
Возрастной состав 20 – 30 лет 1 4%
31 – 40 лет 9 36%
41 – 50 лет 13 52%
Старше 50лет 2 8%
Стаж работы в орга-низации Менее 2 лет 3 12%
2 – 5 лет 9 36%
5 – 15 лет 10 40%
Более 15 лет 3 12%
Образование Среднее 2 8%
Средне-специальное 9 36%
Высшее 14 56%
Таким образом, в организации основной состав (64%) – это педаго-гические работники, по 16% составляют различные рабочие и админи-страция. В организации половой состав преимущественно женский (84%). Большинству сотрудников (52%) – от 41 до 50 лет, 36% состава организа-ции – 31 – 40 лет. Людей старше 50 лет только 8%, также молодых со-трудников (20 – 30лет) очень мало (4%).
Большинство сотрудников (40%) – работает в организации от 5 до 15 лет, 36% состава организации работают 2 – 3 года. 12% сотрудников работают менее двух лет, и также 12% - работают более 15 лет. Можно сказать, что в организации невысокая текучесть кадров.
Большинство работников организации (56%) имеют высшее образо-вание, у 36% из состава учреждения – образование средне – специальное. 8% имеют среднее образование.
Основные направления деятельности психолога
1. Научно-методическое обеспечение кадров. Основа деятельности психолога – решение кадровых вопросов: подбор, воспитание, образова-ние и пр. Оценить потребность центра в персонале – это значит поставить следующие вопросы и найти на них ответы: Когда и как срочно потребует-ся организации определенный кадровый состав? Каков требуемый уровень квалификации сотрудников, призванных решать выдвигаемые организаци-ей задачи? И др.
2. Психологическая помощь – это профессиональная деятельность психолога, которая осуществляется в рамках системы управления персо-налом учреждения и направление социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудни-ка в ситуации служебного взаимодействия. Цели психологической помощи состоят
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре. – Санкт-Петербург, 2014. – 215 с.
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. – СПб.: Питер, 2014.
3. Бреслав Г. М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
4. Будаева Э.В. Влияние социально-психологического климата на меж-личностные отношения в трудовом коллективе // Вестник БГУ. – 2015. – Вып. №6. – С.92-95.
5. Возняк, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельно-сти учителя: мониторинг, анализ, консультации; диагностический комплекс / И. В. Возняк, И. М. Узянова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 150 с.
6. Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – Том 25. – № 2. – С. 75-85.
7. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллек-тиве: Учебное пособие / Макки Э., Бояцис Р. - М.:АЛЬПИНА, 2016. - 302 с.
8. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Ву-зовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
9. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Пси-хологический журнал. 2010. Т. 31. № 6. C. 57–69.
10. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
11. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных це-лей без перегрузок и выгорания: Учебное пособие / Когон К., Бори-сов Е., Ионов В. – М.: АЛЬПИНА, 2016. - 240 с.
12. Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых [Текст] / А.М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014. – № 5. – С. 459-461.
13. Хныкина, В.В. Эмоциональное выгорание как проявление професси-ональной деформации // Смысл, функции и значение разных отрас-лей практической психологии в современном обществе. Сборник научных трудов. под ред. Е. Н. Ткач. 2017. Издательство: Тихооке-анский государственный университет (Хабаровск). – 2017. – С. 191-193
14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.