Фрагмент для ознакомления
2
Практика проходила на базе ДОЛ «Звездочка». Детский лагерь «Звездочка» в Бодайбинском районе вновь начал работу в 2017 году. На протяжении 6 лет детское учреждение было закрыто. На полную реконструкцию потратили 35 миллионов рублей. Существенную часть средств бодайбинцы получили в рамках социально-экономического партнерства с предприятиями региона. Помог и областной бюджет. В итоге полностью отремонтировали помещения, коммуникации, установили новое оборудование в пищеблоке, мебель, камеры наблюдения и построили новый водозабор. Это единственное загородное место отдыха для детей в районе.
Цель работы ДОЛ «Звездочка»: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи ДОЛ «Звездочка»:
• способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
• раскрыть творческий, интеллектуальный потенциал детей;
• развить различные формы общения в разновозрастной группе.
Практика проходила с 3 июня 2020 - 1 июля 2020.
В лагере организованы 4 смены. Возраст детей, принимаемых на отдых и оздоровление от 6,5 до 17 лет. Все смены тематические, построены в форме образовательно-ролевого квеста, результат смены – защита проекта, которая проходит в форме большого гала-концерта с презентацией достижений отряда.
Также в течение смены активно работают секции по следующим видам спорта: пионербол, волейбол, настольный теннис, баскетбол, а также ЛФК.
Творческие объединения и секции ребята посещают организованно, по расписанию, поэтому каждый может попробовать себя во всех направлениях.
В лагере ведется профилактическая и профориентационная работа:
• зарядка с органами правопорядка (акция отдела полиции);
• сотрудничество с работниками городского Центра занятости;
• сотрудничество с сотрудниками дорожно-патрульных служб.
Досуговая страничка
Я работала с младшим отрядом детей.
К возрастному периоду 6–8 лет дети, несмотря на новый статус – школьник, всё так же имеют нескончаемый источник энергии, что и раньше, когда их основной деятельностью была игра. Вожатый должен понимать, что у детей этого возраста есть потребность в высокой физической активности. Исходя из этого, дети должны быть не только постоянно увлечены каким-либо занятием, но и быть под пристальным присмотром вожатого, поскольку всегда есть риск не уследить за детьми. В противном случае, велика вероятность создания травмоопасной ситуация, возникновения конфликтов между ними или потери их из поля зрения вожатого.
Стоит помнить, что в этом возрасте ребята не относятся всерьёз к своим травмам, для них намного важнее сам момент игры. Они не придают значения своей пропажи из обзора вожатого или пропажи своего товарища по отряду – на данном этапе может не хватить наблюдательности.
Их бурная активность, работоспособность и внимательность носят относительный характер, буквально через 25–30 минут их организм требует отдыха, восстановления сил и переключения внимания. Существует необходимость постоянно придумывать для них нечто новое, чтобы поддерживать их интерес на высоком уровне. Им нравится всё необычное, яркое, увлекающее, разнообразное. Чередование видов активности – наиболее подходящий и верный способ организации досуга для детей младшего отряда. Подвижные игры, спортивные состязания и эстафеты можно продолжить валянием на траве, считалками и песнями. После прогулки с каруселями и качелями можно занять их разучиванием танцев или песен, купание в бассейне закончить спокойными посиделками у костра под захватывающие истории вожатого.
Детей в этом возрасте отличает богатая фантазия, непосредственность, искренность, высокая активность в сочетании с быстрой утомляемостью и неспособностью к концентрации на чем-либо в течение долгого времени. Ребята в возрасте 6–8 лет довольно восприимчивы к тому, что происходит вокруг и к вожатому, их реакции могут быть чересчур эмоциональны, при этом действия постепенно пронизываются самостоятельностью и ответственностью.
Ребенок будет счастлив, если взрослый доверит ему какое-нибудь дело или "тайну", естественно не только с целью занять ребенка, но и позволить ему почувствовать свою значимость, умелость, ответственность. Их склонность к подражанию – это еще один ключик к успеху во взаимодействии с ребятами, они подражают буквально всему, что они наблюдают.
Было бы замечательно показывать нечто важное на собственном примере – нечто положительное, воспитывающее лучшие человеческие качества. Ребенок лучше и быстрее перенимает и усваивает что-то, заприметив это вживую. Следовательно, важно помнить об этом всегда, во избежание казусов с неприятными недоразумениями или недостойным поведением вожатого.
Младший отряд – это всегда шум, гам, мельтешение перед глазами и постоянные вопросы “а почему?”. Вожатый должен иметь достаточно терпения и оптимизма, чтобы суметь ответить хотя бы на большую часть поступающих вопросов, сориентировать детей в возникших трудностях, организовать их досуг. Наиболее эффективным решением станет вовлечение детей в совместную деятельность. Например, периодически выбирать одного ребенка за "старшего" в каждой комнате, который будет следить за порядком и отчитываться. Во-первых, это облегчит задачу вожатому – пересчитывать детей перед мероприятиями или обедами, во-вторых, будет служить педагогическим моментом в воспитании чувства ответственности.
Помимо досуга, в младшем отряде вожатый обязан помочь с организацией быта, поскольку на данном этапе это может быть для них затруднительно и неинтересно. Поскольку к наведению порядка, содержанию своих вещей в чистоте и уходу за собой дети не относятся всерьез. Таким образом, у вожатого всегда есть возможность сделать из этого увлекательное мероприятие, например, в виде квеста, мини-конкурса, забавных историй.
В младшем отряде велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций, ввиду того, что дети имеют относительно небольшой опыт нахождения в коллективе и в построении взаимоотношений, могут быть излишне критичны к своим сверстникам. Несмотря на то, что ребята в этом возрасте не способны к проявлению абсолютной самостоятельности, а по большей мере даже зависимы от помощи извне для прояснения ситуации, вожатый должен оставаться беспристрастным по отношению к самим детям. Не следует обесценивать спор между ними, наоборот, признать, что они имеют полное право прояснить, что между ними происходит. Однако правильнее будет занять нейтральную позицию, помочь им успокоиться, снять эмоциональное напряжение, препятствующее рациональному прояснению вопроса.
Вероятно, позитивным образом сыграет применение метода «Тайм-аут», предложив детям отвлечься от спора, посидеть в разных помещениях. Иначе говоря, предоставить детям благоприятные условия для осуществления перерыва, вполне возможно, что ребята вовсе забудут о предмете спора и никогда к нему не вернутся.
Отличной задумкой станет внедрение в повседневную лагерную жизнь особых ритуалов, например, рассказывание загадочных, но нестрашных историй, отгадывание загадок или открытие тайн. Придумывание талисмана, например, в виде мягкой игрушки для того, чтобы оказать успокаивающее воздействие на ребенка перед сном или во время сильной истерики.
Дети данного возраста очень тонко настроены на взаимодействие со взрослым, следовательно, недирективный подход в общении с ними – это наилучший способ выстроить гармоничные отношения. Для детей этого возраста имеют большое значение интонации и голос вожатого, правильно подобранные слова, настроение и общая психологическая атмосфера взаимодействия. Существует огромная разница между агрессивным “Пошли скорее, сколько вас можно ждать!” и “На старт, внимание … марш! Побежали!”. Игровой дух во втором случае имеет явные преимущества перед вариантом №1.
В ходе прохождения практики я проводила с детьми разнообразные игры. Опишу некоторые из них:
Что я привез с собой
Это упражнение не только знакомит детей, но и помогает им найти товарищей со схожими интересами.
Дети садятся в круг. Каждый участник по очереди представляет товарищам 1–2 важные для него вещи (книгу, фотографию, мягкую игрушку) из тех, что он взял с собой в лагерь, и рассказывает о своих ощущениях, связанных с этими предметами. После небольшого рассказа участника, дети могут задать ему вопросы об этой веще.