Фрагмент для ознакомления
2
привязанность к месту своего рождения, месту жительства. В качестве индикаторов для оценки уровня патриотического сознания школьников в исследовании использованы понятия: патриотические чувства, патриотические ценности и установки.
Исследование показало, что каждый второй учащийся отметил высокую степень значимости патриотических ценностей (49%). При этом 72% опрошенных считают себя патриотами России. Для обследуемой совокупности школьников выделяются наиболее характерные качества, по которым они не могут назвать человека патриотом, а именно: желание уехать из России (45%); чувство стыда за историческое прошлое своего народа (44%); человека, не испытывающего ни каких чувств к своей стране (66%).
Большинству опрошенных школьников свойственны: желание видеть Россию процветающей (93%); гордость за наши достижения (87%); любовь к Родине (80%). Более 50% учащихся имеют четкое представление об истории и культуре России, проявляют высокий уровень интереса к истории России (78%). Гордится культурой и традициями России 87% опрошенных учащихся. При этом каждый пятый имеет очень слабое представление об экономической и социально-политической жизни России (23% и 25%). Высокий процент опрошенных указали на слабый интерес к экономической и социально-политической жизни (36% и 41%). Низкий интерес к экономической и социально-политической жизни («знаю и не интересно», «не знаю и не интересно») может объясняться низкой степенью включенности учащихся в экономическую и политическую жизнь общества. Для жизни и деятельности школьников эти сферы остаются «далёкими».
Однако 2/3 учащихся не согласны, что интересы России выше их собственных, но при этом 77% опрошенных школьников выразили готовность встать на защиту своей Родины и своего народа и 71% опрошенных не собираются уезжать из России. Предположительно длительное формирование ценностей «индивидуализма» в противовес «коллективизму» при высокой степени формирования патриотических ценностей и установок в Российском обществе является объяснением полученных данных. 41% опрошенных школьников выразили не согласие с утверждением «у меня вызывает чувство гордости современное политическое влияние России». Такой высокий процент может быть объяснён рядом факторов. Чувство гордости для каждого человека является ясным и очевидным, при этом оно чаще всего связано со степенью включенности в различные виды деятельности (горжусь успехами в учебе, работе, семьёй, друзьями, внешним видом и пр.). В силу того, что по результатам исследования учащиеся имеют очень слабое представление о политической жизни России и не проявляют к ней интерес, то и чувство гордости им не свойственно. И это не значит, что в противовес чувству гордости следует указывать на радикально противоположное чувство стыда. Это значит, что современное политическое влияние России не связано с какими-либо чувствами в группе обследуемых.
5. Уровень толерантности учащихся в сознании и поведении находится на низком уровне.
Основной смысл толерантности - терпимость к “чужому”, “иному”. Воспитание толерантности имеет своей целью достижение такого состояния общественного сознания, при котором учащиеся должны понимать, принимать и активно проявлять в практической деятельности усвоенные принципы, ориентироваться на терпимость к образу жизни и культуре различных социально-статусных групп.
Ригоризм – нетерпимость к «иному»; поведение, исключающее какие-либо компромиссы.
Крайний ригоризм в социальных установках характерен для сравнительно небольшого числа опрошенных учащихся. Только 5% указали, что никогда не будут выслушивать другую точку зрения, если считают, что правы. 17% готовы выслушать, но вряд ли согласиться с ней, если считают, что правы. В целом каждый пятый опрошенный учащийся демонстрирует низкую толерантность в социальных установках. 1/3 учащихся демонстрируют высокую степень толерантности, допуская, что помимо их собственных могут существовать и другие взгляды (30%). Почти половина учащихся имеют умеренную степень толерантности в социальных установках, выражая готовность согласиться с другой точкой зрения, если докажут их неправоту (48%).
Уровни проявления толерантности в сознании учащихся определились следующим образом:
1. Уважение к “чужому”, “иному”, борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нем представленным – 25% .
2. Неприятие “чужого”, но уважительное отношение к нему и его носителям – 26%;
3. Безразличное отношение к “чужому”, “иному” – 27%;
4. Осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета “чужого”, но без применения репрессивных мер – 18%;
5. Активное осуждение, требование применения к “иному” репрессивных мер – 4%.
Данные указывают, что только каждый пятый опрошенный демонстрирует низкую толерантность по отношению к «иному». В целом большинству школьников свойственна довольно высокая степень толерантности (выше 50%).
Не смотря на то, что на прямой вопрос о неприятии “чужого”, но уважительного отношения к нему и его носителям высказались 26%; а уважение к “чужому”, “иному”, борьбу за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нем представленным – 25%, отношение к различным социальным группам не может иметь однозначную трактовку высокого уровня толерантности в среде учащихся.
Наиболее высокие показатели отсутствия неприязненного отношения учащиеся продемонстрировали по отношению к следующим группам (по степени убывания):
1. Люди с низким материальным положением – 82%;
2. Представители различных возрастных групп – 71%
3. Люди с высоким материальным положением – 69%;
3. Физические недостатки – 65%;
4. Религии – 56%
Наиболее высокие показатели неприязненного отношения учащиеся продемонстрировали по отношению к следующим группам (по степени убывания):
1. Наркоманы, неумеренно пьющие, проститутки, гомосексуалисты, бомжи, нищие – 59%;
2. Учащиеся в вашем ОУ – 46%;
3. Представители противоположного пола – 33%;
4. Национальности – 31%.
Наличие неприязненного отношения у ребенка к чему бы то ни было, указывает на проблемное поле в его жизнедеятельности. И если девиантные проявления воспринимаются негативно обществом и подвергаются различным формам социального контроля, что в свою очередь откладывает отпечаток на сознание ребёнка, то высокий % наличия неприязненного отношения друг к другу в ОУ, людям противоположного пола и национальности указывает на нерешенность проблем на уровне межличностного взаимодействия в этих группах, как на уровне общества, так и на уровне семьи и ОУ в целом,
В результате полученных данных, можно утверждать частичное подтверждение гипотезы о низком уровне толерантности к представителям отдельных социальных групп.
6. Большинство учащихся сталкивались с различными формами проявления экстремизма.
7. Большинство учащихся знают о существовании экстремистских организаций и могут указать их название.
Экстремизмпонимается чаще всего как приверженность к крайним взглядам и мерам.
Формы экстремизма, рассматриваемые в исследовании:
1. Политический экстремизм.
2. Религиозный экстремизм.
3. Этнический экстремизм.
Около 60% учащихся приходилось сталкиваться с различными формами экстремизма (религиозный (59%); политический (60%); этнический (56%)). Каждый пятый опрошенный школьник указывает на высокую частоту столкновения с проявлениями экстремизма. 40% школьников никогда не сталкивались с проявлениями экстремизма. Опрос показал достаточно высокую оценку школьниками актуальности проявлений различных форм экстремизма (религиозный (42%), политический (39%), этнический (48%)) для учащейся молодёжи. Наибольшее количество школьников среди основных причин распространения экстремизма в России указывают: