Фрагмент для ознакомления
2
Фрагмент рабочей программы дисциплины
Основные компетенции, формируемые программой: СК-1 и СК-2. Данные компетенции обеспечивают учащимся следующие результаты:
- готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления плана и содержания дифференцированной логопедической работы или логопедического сопровождения (индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом нарушения (СК-1)
- готовность к проведению индивидуальных и фронтальных коррекционных занятий (уроков) с детьми, подростками и взрослыми с различными формами речевой патологии (СК-2).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразви¬тие» (СК-1, СК-2);
- методику обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (СК-1, СК-2);
- специфику индивидуальных и фронтальных форм коррекционно-ориентированной работы с детьми, имеющими ФФН (СК-1, СК-2);
- основные направления коррекции фонетико-фонематичес¬кого недоразвития, у детей дошкольного возраста (СК-1, СК-2);
- теорию и методику разработки и апробации моделей инди-видуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольно¬го возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (СК-1, СК-2).
Уметь:
- определять типологию нарушений фонетической, фоне¬матической и лексико-грамматической сторон речи (СК-1, СК-2);
- подбирать и применять методы и приемы обследования фонетической, фоне¬матической и лексико-грамматической сторон речи (СК-1, СК-2);
- анализировать материалы обследования детей и исполь¬зовать результаты анализа в качестве базы для перспектив¬ного и текущего планирования индивидуальных занятий с детьми (СК-1, СК-2);
- осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми (СК-1, СК-2);
- разрабатывать структурные и содержательные модели ин-дивидуальных занятий с детьми (СК-1, СК-2);
- производить целенаправленный и адекватный задачам ин-дивидуального занятия отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фоне¬тических и фонематических нарушений у детей дошколь¬ного возраста (СК-1, СК-2).
Владеть:
- навыками применения методик коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи (СК-1, СК-2).
Курс «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» относится к циклу дисцип¬лин, дающих знания и умения по организации коррекционной работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи. В ходе прохождения программы, нами были изучены основные теоретические по¬нятия, ознакомились с содержанием работы логопеда в группе, особенностями организации и средствами коррекционно-педагогической работы в дошкольном образователь¬ном учреждении (ДОУ). Были смоделированы фронтальные и индивиду¬альные логопедические занятия по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
Нами было проведено 2 практических занятия на 2 академических часа каждое.
Занятие 1. (2 ч.) Тема: Понятие о ФФН. Характеристика речи детей с ФФН. Развитие фонематического восприятия. Развитие произношения.
Занятие 2. (2 ч.) Тема: Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФН.
После каждого занятия была проведена контрольная работа.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов представлено:
- основной и дополнительной литературой.
- перечнем семинарских / практических занятий.
- методическими рекомендациями.
Основная литература
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак-тов пед.вузов/ Под ред.проф.Л.С.Волковой.- М: Владос, 2011.- 703с.
2. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А.Поваляева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- 446с.
Дополнительная литература
1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
2. Диагностика нарушений речи у детей и организация работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Филичева Т.Е., Чевелева НЛ. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.
5. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
I. Оборудование логопедического кабинета:
-компьютеры-7 шт.
-телевизор и видеомагнитофон-1 шт.
-цифровая видеокамера-1 шт.
-цифровая фотокамера-1 шт.
-принтер-3 шт.
-сканер-1 шт.
II. Учебно-методический программный материал, отражающий специфику деятельности логопедического кабинета:
Учебно – методический диагностический материал для курсовых работ.
Учебно – методический диагностический материал для дипломных работ.
Перечень информационных технологий
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2005-2012,. — Режим доступа:http://window.edu.ru, свободный. — Загл. титул. экрана
2. Science online [Полнотекстовый мультидисциплинарный ресурс] [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2001-2012,. — Режим доступа:http://www.sciencemag.org., свободный. — Загл. титул. экрана
3. Логопед.ру[Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 1999-2012. — Режим доступа:http://www.logoped.ru/, свободный. — Загл. титул. экрана
4. Методкабинет РФ: Всероссийский педагогический портал[Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2011-2012,. — Режим доступа: http://методкабинет.рф, свободный. — Загл. титул. Экрана
5.Научная электронная библиотека eLibrary.ru [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Москва, 2001-2012,. — Режим доступа: www.eLibrary.ru, свободный. — Загл. титул. Экрана
Типовые контрольные задания и вопросы
1. Сообщение на тему: «Особенности диагностики ФФНР у детей дошкольного возраста»
2. Сообщение на тему особенности коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».
Практические занятия
Занятие 1. (2 ч.) Тема: Понятие о ФФН. Характеристика речи детей с ФФН. Развитие фонематического восприятия. Развитие произношения.
Занятие 2. (2 ч.) Тема: Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФН.
Для написания рефератов рекомендуется использовать представленные выше источники рекомендуемой литературы (основная и дополнительная литература).
Перечень тем для написания курсовых работ
1. Игры в логопедической работе с детьми дошкольниками, страдающими ФФН.
2. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.
3. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми по преодолению речевого нарушения.
4. Куклотерапия, как средство коррекции ФФНР.
5. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ФФН через ознакомление с природой в изобразительной деятельности.
6. Основные признаки ФФНР.
7. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР.
8. Способы и методы развития фонематического восприятия у детей с ФФНР.
9. Развитие произношения у детей с ФФНР.
Контрольная работа №1
1. Раскройте различия в понятиях «биологический слух», «слуховое внимание», «речевой слух», «фонематический слух», «фонетические и фонематические недостатки речи».
2. Охарактеризуйте отрицательное влияние фонетико-фонематического недоразвития на усвоение детьми навыков чтения и письма.
3. Обоснуйте зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков в речи ребенка.
4. Всегда ли можно говорить о точном соответствии между восприятием звука и артикуляции при его произнесении.
5. Пользуясь литературой, раскройте основные принципы коррекции ФФН у детей.
6. Назовите авторов и охарактеризуйте основные документы, кото-рыми можно руководствоваться в процессе работы с детьми с ФФН.
7. Раскройте планирование занятий логопеда в группе для детей с ФФН.
Контрольная работа №2
1. У детей с ФФНР отмечаются нарушения:
А. связной речи
Б. слухового восприятия, звукового анализа, произношения;
В. Грамматического строя речи
2. Звуковой анализ – это ….
А. операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Б. умение сочетать звуки.
В. Умение различать звуки.
3. Какие выделяют уровни ФННР?
А. Первичный, вторичный, третичный
Б. Первичный, вторичный
В. Первый, второй, третий, четвертый.
4. Основные характеристики детей с ФФНР:
А. В речи детей отсутствуют те или иные звуки, отмечаются звуковые замены. Возможна замена группы звуков диффузной артикуляцией. Употребление звуков в речи может быть нестойким.
Б. Дети не могут произнести звуки в составе сложного слова.
В. Отсутствует связная речь, отмечаются нарушения интонации, темпа и ритма.
5. Фонематическое восприятие у детей с ФФНР:
А. Нарушено
Б. Не нарушено.
6. У детей с ФФНР отмечаются следующие нарушения:
А. общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Б. нарушение связной речи;
В. непонимание обращенной речи.
7. В каком случае ребенка зачисляют в логопедическую группу?
А. Если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп).
Б. Если нарушен грамматический строй речи.
В. Если нарушены коммуникативные навыки.
8. Укажите, что входит в число основных целей и задач программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР:
А. Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; формирование звукопроизношения; формирование навыков дифференциации звуков; формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога; формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
Б. Формирование слухового гнозиса.
В. Формирование речевых и неречевых компонентов речи.
9. Назовите основные периоды работы с детьми, страдающими ФФНР.
А. Первый, второй, третий.
Б. Развитие слухового восприятия, развитие произношения развитие связной речи.
В. Артикуляционный, дифференцировочный, период формирования звукового анализа и синтеза.
10. Конечная цель звукового анализа и синтеза:
А. Научить детей умению различать звуки в устной речи;
Б. Развитие умения правильно произносить все звуки;
В. Достижение полного слого-звукобуквенного анализа слов.
Ключ правильных ответов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников/Е. С. Анищенкова. -М.: Астрель, 2017. – 207 с.
2. Арушанова А.Е. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. – 120 с.
3. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Особый ребенок. - №4. – 2016. – С. 35-44.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2018. – 250 с.
5. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72499.html
6. Баряева Л.Б., Миккоева Н.В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестник ТГПУ. - №6(147). - 2015. - С.163-166
7. Беспалова Н.В. Активные методы обучения – разновидность самостоятельной работы // Вологдинские чтения. Материалы конференции. Дальневосточный федеральный университет. – 2019. – № 74. – С. 93–96.
8. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой./ Р. Г. Бушлякова. - М.: «Издательство Детство-Пресс», 2016 .- 120 с.
9. Быкова В. П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470130.htm.
10. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи [Текст] / Е.Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - С.55-62.
11. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальная педагогика. - №1. – 2017. - С.89—97.
12. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
13. Дзюба О.В. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XX век. - №2. – 2019. – С. 85-89.
14. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. - №3 (20). – 2018. – С. 139-143.
15. Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 196–200.
16. Логопедия: дизартрия [Электронный ресурс]: учебное пособие (практикум)/ —Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92701.html
17. Лорофеева О.В. Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности // Образование и наука. – №10 (78). – 2015. - С.79-87.
18. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
19. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с.
20. Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
21. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
22. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
23. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
24. Полный справочник логопеда [Электронный ресурс]/ О.Д. Абрамович [и др.].— Саратов: Научная книга, 2019.— 295 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80216.html
25. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Приходько О.Г.— Санкт-Петербург: КАРО, 2016.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61010.html