Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Создание тьюторской поддержки в профессиональной образовательной организации основано на необходимости обеспечения прав учащихся с особыми образовательными потребностями на доступное и качественное профессиональное обучение. Мониторинг поступающих в образовательные учреждения все чаще показывает важность создания такого сопровождения для обеспечения правильных и толерантных отношений.
В интегративном образовании позиция наставника сохраняет свою основу, но также приобретает новые, особенные компоненты. Тьютор — это специалист, который создает условия для успешной интеграции инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, профессионалами и родителями наставник может создать благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации ученика, что в дальнейшем способствует развитию профессиональных компетенций будущего специалиста.
1. ПРОФЕССИЯ ТЬЮТОР В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преобразования, происходящие сегодня в российской образовательной системе, в том числе развитие инклюзивных практик, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Для полноценного включения детей с ограниченными возможностями в образовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие компаньона, который организует образовательную среду так, чтобы ребенок с ограниченными возможностями был максимально успешным и в то же время мог интегрировать коллектив школы или детского сада.
1.1. Анализ тематической литературы
Существует множество публикаций о современном состоянии системы тьюторского сопровождения Великобритании и США в неадаптированной (аутентичной) английской и американской педагогической литературе, основные положения которых не введены в научный оборот в России. Значительный интерес представляют работы зарубежных тьюторов-практиков (Э. Гордон, А. Райан, П. Эшвин, Г. Мейр-Хартинг, Г. Уильямз и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Байгулова, Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] / Н.В.Байгулова // Проблемы современного педагогического образования.- 2016.-№53-5.-С. 38-44.-URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27509988_12452371.pdf
2 Беспалова, Г. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты / Г. Беспалова// Управление образованием. - 2008.-№4. - С.83-92.
3 Власенко, В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний... / В. А. Власенко
4 // Народное образование. - 2013.-№3. - С.140-146.
5 Гузеев, В.В. Тьютор в школе: руководство, сопровождение, поддержка [Текст] / В. В. Гузеев, И. Е. Курчаткина// Народное образование. - 2012.-№4. - С.213-222.
6 Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016. – 184 c.- URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/44244/1/978-5-7186-0774-1_2016.pdf
7 Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: история,технология,опыт / С. В. Дудчик // Школьные технологии. - 2007.- № 1. - С.82-88.
8 Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся / О. И. Ефремова // Воспитание школьников. - 2010.-№1. - С.21-26.
9 Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России / А. Зоткин, Н. Муха// Народное образование. - 2008.-№5. - С.186-192.
10 Иванов, А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика / А. В. Иванов// Школьные технологии. - 2009.-№3. - С.109-116.
11 Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 198с. - (Образовательный процесс).
12 Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 2 [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 403с. - (Образовательный процесс). - Библиогр. с.359-369.
13 Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. [Электронный ресурс]: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – 243с. Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications.
14 Каримова, Е.Н. Эффективность тьюторского сопровождения учащихся при подготовке к олимпиаде по технологии / Е. Н. Каримова
15 // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009.-№6. - С.52-54.
16 Карпенкова, И.В. Работа тьютора в инклюзивной начальной школе / И. В. Карпенкова // Управление Начальной школой. - 2010.-№12. - С.58-64.
17 Кирикович, Т.Е. Классное руководство как ступень к тьюторству / Т. Е. Кирикович, Л. А. Косолапова, Е. А. Тотьмянина // Воспитание школьников. - 2010.-№6. - С.39-45.
18 Кобыща, Е.И. Вызовы современности и необходимость реализации идеи тьюторского сопровождения / Е. И. Кобыща // Школьные технологии. - 2012.-№6. - С.132-139.
19 Ковалева, Т. Плечо поддержки / Т. Ковалева// Директор школы. - 2016.-№9. - С.53-58.
20 Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Электронный ресурс]: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с. – URL: http://www.eduportal44.ru/pavino/ledengsk/DocLib5/Тьюторское%20сопровождение%20учащихся/Основы%20тьюторского%20сопровождения%20лекции%201-4.pdf
21 Ковалева, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности / Т. М. Ковалева// Педагогика. - 2013.-№5. - С.51-56.
22 Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т. М. Ковалева// Вопросы образования. - 2011.-№2. - С.163-180.
23 Колосова, Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия / Е. Б. Колосова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с. - (Библиотечка "Первого сентября", Серия "Управление школой". Вып.24).
24 Концепция тьютерского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного профессионального образования [Текст]: монография / [под ред. А.В. Золотаревой]. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 228с.
25 Крылова, Н.Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова// Завуч. - 2009.-№5. - С.61-70.
26 Куличкина, Т.Е. Тьютор как организатор Индивидуальной траектории младших школьников [Электронный ресурс] / Т.Е. Куличкина, Е.Н. Неустроева // Научный электронный журнал меридиан.-2017.-№4(7).-С. 116-118.-USR: https://elibrary.ru/download/elibrary_29672916_10616280.pdf
27 Логинов, Д.А. Индивидуализация образования, или Зачем школе тьютор? / Д. А. Логинов// Школа управления образовательным учреждением. - 2016.-№2. - С.11-16.
28 Логинов, Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса как инструмент позитивной мотивации обучающихся / Д. А. Логинов
29 // Школа управления образовательным учреждением. - 2013.-№10. - С.38-42.
30 Лях, Ю.А. Развивающий потенциал тьюторских технологий в системе обучения старших школьников / Ю. А. Лях// Образование и наука: известия УО РАО. - 2013.-№10. - С.37-51.
31 Никитин, Э.М. Организационно-содержательные подходы к подготовке тьюторов для реализации повышения квалификации работников образования по проблемам введения ФГОС основной образовательной школы [Текст] / Э. М. Никитин// Методист.- 2012.-№4.- С.2-4.
32 Овчинников, Ю.Д. Организация деятельности тьютора в системе образования / Ю. Д. Овчинников// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2014.-№4. - С.83-87.
33 Романова, И.В. Организационно-педагогические условия формирования тьюторской позиции педагога по отношению к обучаемым / И. В. Романова// Методист. - 2015.-№1. - С.9-12.
34 Свиридецкая, И.Г. Тьюторское сопровождение классного руководителя-важнейшая функция заместителя директора по воспитательной работе / И. Г. Свиридецкая// Методист. - 2008.-№7. - С.31-35.
35 Сенновский, И.Б. От классного руководства к тьюторству? / И. Б. Сенновский// Завуч. - 2011.-№4. - С.105-127.
36 Сидоренко, Е.А. Тьютор в исследовательском обучении [Электронный ресурс] /Е.А.Сидоренко // Инновационные проекты общественных объединений научной молодежи и нко в области научно-технического творчества: Сборник докладов Всероссийской конференции-выставки/ под редакцией Е.В. Киприяновой. –М.:Издательство: Региональная общественная организация "Научно-техническая ассоциация "Актуальные проблемы фундаментальных наук", 2016 .-15с.-URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_28827213_48959939.pdf
37 Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: метод. рекомендации для начинающих тьюторов [Электронный ресурс] / А.В. Мамаева,О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо и др.; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо,Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 214 с.- URL https://elibrary.ru/download/elibrary_23968053_78640878.pdf
38 Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения [Электронный ресурс]:материалы междунар. науч.-практ. конференции (28-30 марта 2012г.,г.Пермь/под общ. ред. Л.А.Косолаповой; Перм.гос. гуманит-пед. ун-т.-Пермь:ПГГПУ,2012.-205с.-: http://pedagog.pspu.ru/attach/tutor-conf/tutor-conf.Perm.28-30.03.2012.pdf
39 Управление инновациями в образовательном учреждении [Текст]: Образовательные практико-ориентированные технологии / авт.-сост. М.В.Русинова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 175 с. - (В помощь администрации школы).
40 Усова, С. Потенциал и ресурс тьюторства на этапе введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования / С. Усова// Коррекционно-развивающее образование. - 2012.-№4. - С.13-17.
41 Челнокова, Е.А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников в профильной школе / Е. А. Челнокова // Исследовательская работа школьников. - 2009.-№3. - С.42-46.