Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практика мной проходилась в МБОУ Мальтинская СОШ, Иркутская область, Усольский район, с.Мальта.
Школа основана 1 февраля 1973 года. Директором школы является Аверченко Екатерина Николаевна.
Свидетельство о государственной регистрации: Серия 38А01 №0001039, регистрационный номер №3044 от 24.12.2015 г.
Лицензия: Серия 38Л01 №0003130, регистрационный номер №8779 от 29.12.2015 г.
По программе «Доступная среда» школа сотрудничает со следующими организациями:
юрисконсульт (бесплатные юридические консультации) в г.Усолье-Сибирское, ул.Коростова, 8, 1 этаж, каб.8. Часы работы: вт., ср., чт. с 9.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 13.48), тел.: 8 (395 43) 6 72 17
детская общественная приемная: г.Усолье-Сибирское, ул.Коростова, 9, 2 этаж, каб.25. Часы работы: вт., ср., чт. с 9.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 13.48).
пункты проката (выдача и прием гуманитарной помощи, технических средств реабилитации) в п.Белореченский, 81 вход с торца;, в п.Тельма, ул.3-я Советская 1. Часы работы: пн., вт., ср., чт., пт. с 9.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 13.48)
Отделение сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, г.Усолье-Сибирское, ул.Коростова, 9.
ОГКУ СО"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района" в п.Железнодорожный
Нормативно-правовые базу «Доступной среды» составляют следующие документы:
Конвенция ООН
Закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
Государственная программа РФ "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением правительства РФ от 01 декабря 2015 года №1297
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
В ОУ делается упор на когнитивную образовательную технологию, которая не только повышает эффективность воспитательного процесса, но и является инструментом успешного формирования ключевых компетентностей дошкольников.
Обязанности и направление работы тьютора в образовательной организации
В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ОУ – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.
Система психолого-педагогического сопровождения – это многофакторное явление. В нашей практике мы рассмотрим сопровождение «особенного» ребенка в ОУ тьютором, что является одним из основных условий успешности процесса адаптации, интеграции и социализации ребенка с особенностями развития.
На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.
В первую очередь это Федеральный закон «Об образовании», где в ст. 79 закреплена следующая норма «….использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь…».
Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Порядок предоставления сопровождения:
Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
необходимости такой услуги.
Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких рекомендаций в заключении ПМПК).
Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.
Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.
Тьютор – это педагог, человек с высшим педагогическим образованием, кроме того, в Едином квалификационном справочнике обозначено, что тьютор должен иметь педагогический стаж не менее 2-х лет, в новом Профессиональном стандарте специалиста в области образовании (сюда относятся и тьюторы) такого положения не закреплено.
Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.
Быть тьютором для своего ребенка может и родитель, и любой другой человек «со стороны» – это не запрещено законодательством, но у тьютора совершенно другой функционал, чем у ассистента (об этом речь пойдет чуть ниже) и поэтому целесообразнее представляется, когда эту роль выполняет педагог из образовательной организации.
Этапы процесса сопровождения:
Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.
Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.
Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.
Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.
На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».
Основная цель тьютора в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.
Функционал тьютора:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Долгих Л. Ю. Олигофренопедагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Ю. Долгих. - ЭВК. - Иркутск : Аспринт, 2015. - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". - Неогранич. доступ. Ч. 2 : Теория и методика воспитания. - 2016. - 212 с.
2. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева. - М., 2011. – 335 с. (20 экз.)
3. Специальная педагогика : учебник / ред.: Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова. - М. : Юрайт, 2012. - 447 с. (26 экз.).
4. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Москва : Владос, 2013. - 439 с. ; 22 см. - (Коррекционная педагогика). - Режим доступа: ЭБС "Издательство "Лань". - Неогранич. доступ.
5. Олигофренопедагогика: учеб. пособие / Т. В. Алышева. - М. : Дрофа, 2009. - 400 с. (30 экз.)
6. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002. - 480 с. (9 экз.).
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, О. П. Гаврилушкина ; ред. В. В. Воронкова. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 190 с. (10 экз.).
8. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учеб. для студ. вузов, обуч. по направл. "Спец. (дефектолог.) образование" / В. В. Ткачева [и др.] ; ред. В. В. Ткачева. - М. : Академия, 2014. - 272 с. (11 экз.).
9. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» (http://www.knigafund.ru/).
10. «Издательство Лань. Электронно-библиотечная система» (http://www.e.lanbook.com/)
11. Научная Электронная Библиотека - eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru).
12. Библиотека дефектолога (http://www.defektologlub.ru/)
13. Институт коррекционной педагогики (http://www.ikprao.ru/)
14. Министерство образования и науки (http://mon.gov.ru)