Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дневник практики
Дата Краткое содержание работы, выполненное студентом, в соответствии с индивидуальным заданием
1 день Поступила на прохождении практики в дошкольную группу МКОУ Краснооктябрьская СШ им.В.Н.Фомина». Инженер по охране труда провел со мной инструктаж по технике безопасности. Ознакомилась с целями и задачами практики, требованиями, которые предъявляются со стороны руководителя практики и указаниями по его выполнению; со сроками отчетной документации и проведения зачета.
2 день Работа над выполнением индивидуального задания, согласно вводному инструктажу
3 день Определение плана, целей и задач научно-исследовательской практики.
4 день Выбор актуальной темы для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования»
5 день Подбор актуальной учебной, научной и методической литературы по теме в системе мегакампус
6 день Выходной
7 день Выбор актуальной темы 1-5 неделя исследования; написание обоснования темы
8 день Подготовка обоснования актуальности выбранной темы исследования
9 день Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы по избранной теме
10 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по подготовке доклада для выступления на научных конференциях
11 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по подготовке доклада для выступления на научных конференциях
12 день Выходной
13 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по подготовке доклада для выступления на научных конференциях
14 день Подготовка доклада для выступления на научных конференциях (круглых столах) объёмом 5 страниц (Приложение 1)
15 день Подготовка доклада для выступления на научных конференциях (круглых столах) объёмом 5 страниц (Приложение 1)
16 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
17 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
18 день Выходной
19 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
20 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
21 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
22 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
23 день Самостоятельная работа с библиотечным фондом по обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
24 день Выходной
25 день Составить обзор научных и педагогических идей (трудов) и проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества (Приложение 2)
26 день Составить обзор научных и педагогических идей (трудов) и проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества (Приложение 2)
27 день Составление картотеки игр для речевого развития детей дошкольного возраста (Приложение 3)
28 день Организация и проведение исследования особенностей речевого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
29 день Организация и проведение исследования особенностей речевого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
30 день Выходной
31 день Подготовка отчета о практике
32 день Подготовка отчета о практике
33 день Подготовка отчета и дневника практики, с приложением подготовленного доклада и обзора научных трудов (идей)
34 день Подготовка отчета и дневника практики, с приложением подготовленного доклада и обзора научных трудов (идей)
35 день Оформление отчета и защита обоснования актуальности, доклада и обзора
36 день Выходной
Организация и проведение исследования особенностей речевого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Организация исследования
На первом этапе (июнь 2020 года) осуществлен анализ научно-методической литературы по выбранной проблеме, определены методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цель и основные задачи, разработана методика констатирующего эксперимента.
На втором этапе исследования (июль 2020 года) проведен констатирующий эксперимент, определены и обоснованы педагогические условия и разработана усовершенствованная методика по выделенным нами направлениям развития речи детей дошкольного возраста.
На третьем этапе исследования (август 2020 года) проведён формирующий эксперимент, осуществлён анализ и обобщение полученных данных, сформулированы основные выводы исследования, подготовлены соответствующие методические рекомендации в процессе игровой деятельности.
Экспериментальное исследование было проведено в следующей последовательности:
- на констатирующем этапе проведения нами было проведено диагностику состояния сформированности у детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы речевых умений и навыков в процессе игровой деятельности, причём обнаружено почти одинаковый уровень таких умений.
На формирующем этапе эксперимента с воспитанниками экспериментальной группы проводилась целенаправленная работа по развитию речи в процессе игровой деятельности; при этом учащиеся контрольной группы учились по традиционной методике.
На обобщающем этапе эксперимента оказывалась эффективность проведённых занятий путем сравнения достижений воспитанников контрольной и экспериментальной группы в области сформированности речевых навыков и умений.
Формирующий этап эксперимента: программа упражнений для развития речи детей дошкольного возраста
Нами были разработаны 4 блока упражнений для развития речи детей дошкольного возраста, основой которых были произведения устного народного творчества (малые формы фольклора).
1 блок упражнений – был специально разработан для работы над словом, добирались специальные упражнения на произношение слова, обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста, также раскрытие лексического значения слова, применение этих слов в речи. Совершенствование произношения слова зависело прежде всего от выразительности речи, поэтому именно этот подбор упражнений и использования разработанных нами комплекса упражнений направлялся на развитие таких способностей как слушать, понимать, воспроизводить услышанное и выяснять смысл этого слова, правильно применять его в речевой деятельности воспитанников. Работая над обогащением речевого словаря воспитанников, его закреплением, уточнением и активизацией, мы акцентировали внимание на раскрытии именно лексического значения слова. Содержание нашей работы заключалось в установлении взаимосвязей между данными словом и соответствующим объектом, выработке детьми такого умения
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М.Аксарина. – 3-е изд. – М., 1977. – С.40-67.
2. Акулина, Н.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Н.А. Акулина // Изобразительное искусство в школе: журнал. – 2014. – №5. – С. 62-77.
3. Аладатова, Е. В., Нехорошева, А. М., Шестакова, Т. П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С. 24-29. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11343/ (дата обращения: 05.01.2020).
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического общения Методическое пособие для воспитателей [Текст] /А. Г. Арушанова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «Мозаика – Синтез», 2005. – 128 с.
5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 95 с.
6. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981. – №5. – С.45-69.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. / Л.С.Выготский. – М., 1982. – Т. 2. – 504 с.; Т. 3. – 368 с.
9. Горохова, М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография / М.Ю.Горохова. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.
10. Гусева, С. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности / С. Гусева, О. Гончарова // Дошкольное воспитание: журнал. – 2014. – №9. – С. 54-64.
11. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25 – 26.
12. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1948. – № 9. – С. 15-20.
13. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте // Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. – М.: Прометей, 1995. – 96 с.
14. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 1995. – 206 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 416 с.
16. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия “Мир вашего ребенка”. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
17. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
18. Лук, А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 125 с.
19. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. – СПб.: Питер, 1998. – 345 с.
20. Музенитова, Э.А. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора: автореф.дисс. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Музенитова Э.А. – Ростов-на-Дону, 2009. – 25 с.
21. Ниськова, Ю.В. Песочная терапия как средство развития дошкольников / Ю.В. Ниськова // Дошкольная педагогика: журнал. – 2014. – №8. – С. 54-57.
22. Нищева, Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. – учебно-методическое пособие-конспект. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. – 47 c.
23. Новиковская, О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.,2008. –189 с.
24. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
25. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., Наука 2000. – 230 с.
26. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968. –269 с.
27. Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. – 2-е изд., М., 1983. – С.2-16.
28. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
29. Педагогический словарь: [учеб. пособие для студентов вузов] /под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 344 с.
30. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003. – 80 с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. -- 2-е изд., испр. -- М.: Просвещение, 1979.
32. Степаненкова, Е.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Я.Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
33. Степаненкова, Е.Я. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка / Е.Я.Степанкова. – М., 2001. – С.2-14.
34. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – Москва: Политическая литература, 1982 – с.200-270.
35. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста / Е.А.Тимофеева. – 2-е изд. – М., 1986. – С.65-78.
36. Ушакова, О.С, Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
37. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский. Том I – Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html.
38. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с.