Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В период с 00.00.2020 по 00.00.2020 гг. мною была пройдена преддипломная практика в Пермской классической коллегии адвокатов (г. Пермь, ул. Газеты Звезда, д. 35).
Тема преддипломной практике соответствует теме выпускной работы «Юридическая ответственность должностных лиц в РФ».
Актуальность темы исследования определяется тем, что вопрос об ответственности должностных лиц является насущным на сегодняшний день, поскольку реализация такой ответственности, как показывает практика, затруднительна. Под ответственностью должностных лиц следует понимать санкцию, содержащуюся в законодательно закрепленных нормах разных отраслей права, которая наступает вследствие ненадлежащего исполнения ими своих полномочий.
Первостепенной задачей любого государства, является защита прав и свобод граждан. В частности в Российской Федерации обязанность по обеспечению прав возложена именно на государство, что регламентировано Конституцией Российской Федерации. В случае если было совершенно какое-либо правонарушение, государство обязано гарантировать, что за совершенное действие виновное лицо понесет правовую ответственность. Одним из видов правовой ответственности является административная, которая по своей сути является одним из приоритетных направлений деятельности государства.
Законодатель устанавливает ответственность за определенные деяния, которые являются противоправными, тем самым подтверждая, что оно представляет собой общественную вредность. В том числе, законодатель дает юридическую оценку противоправному деянию, осуждает виновное лицо и само деяние. Именно с этим связанна актуальность поставленного вопроса о том, каковы же все-таки основания привлечения лица, совершившего правонарушение, к ответственности.
Актуальность вопроса вызвана также на основе того факта, что Российское законодательство не стоит на месте, издаются новые законодательные акты, в том числе усовершенствуются и дополняются существующие ранее, некоторые теряют свою законную силу, а некоторые только вступают в нее. А также появляются новые составы правонарушений в действующем законодательстве.
Цель практики – научиться использовать полученные при изучении разных дисциплин теоретические знания, приобрести практические навыки, а также опыт самостоятельной исследовательской и практической работы для выполнения индивидуального задания.
Задачами практики являются:
1) применение практических знаний на рабочем месте, полученных во время обучения;
2) приобретение навыков исследовательской и аналитической работы;
3) отражение результатов прохождения преддипломной практики в отчетной документации.
Объектом исследования выступают правовые отношения, складывающиеся в сфере юридической ответственности должностных лиц в РФ.
Предметом исследования является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц в РФ.
Целью исследования является комплексный анализ юридической ответственности должностных лиц в РФ.
Методологическую основу исследования данной работы составляет исследование лишения и ограничения родительских прав, существо которого составляет применение публично-правового воздействия к частно-правовой сфере общественных отношений. В работе использованы конкретно-социологические, статистические, формально-логические, сравнительные методы исследования.
Отчет по преддипломной практике состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты юридической ответственности должностных лиц в РФ
1.1 Общая характеристика юридической ответственности должностных лиц в РФ
Качественное и эффективное управление государственной власти определяется, прежде всего, его управленческим персоналом – должностными лицами. Необходимо отметить, что среди ученых и практиков нет полного и единого мнения в определении круга субъектов, так называемых должностных лиц. В положениях современной науки об административном праве состав должностных лиц охватывает не только некоторые категории государственных и муниципальных служащих, но и другие группы сотрудников неправительственных организаций .
В административном праве должностное лицо это гражданин, который на постоянной основе или временно наделен полномочиями осуществлять функции представителя власти. Как правило, такое лицо, наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него. Должностные лица в пределах своей компетенции имеют право совершать юридически значимые действия, такие как: издавать нормативно правовые акты, давать указания, которые подлежат обязательному исполнению, нанимать и увольнять работников, также управлять государственным имуществом и распоряжаться бюджетными средствами. Данные полномочия у должностных лиц возникают на основании распоряжений Правительства РФ, ведомственных приказов, должностных регламентов или инструкций и т.д. К должностным лицам также относятся лица, которые на постоянной основе или временно занимают должности связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Необходимо подчеркнуть, что правонарушения, совершенные должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют высокую латентность. В связи с этим данный фактор является, на наш взгляд, одним из оснований отсутствия реальной юридической ответственности должностных лиц, что придает таким правонарушениям особую злободневность. Так, согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, количество преступлений, квалифицированных по ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), составил в 2016 г. – 6710, 2017 г. – 6495, в 2018 г. – 3188, в 2019 г. – 3499 . Как мы видим, в целом за последние годы наблюдается положительная динамика снижения преступлений данной категории. Между тем в 2019 г. количество преступлений возросло на 9,8 % по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, согласно мнению ряда исследователей, латентность должностных преступлений превышает 90 %. Таким образом, количество преступлений, совершенных должностными лицами, де-факто значительно больше представленного в официальной статистике. Соответственно, значительно больше и правонарушений, ответственность за совершение которых так и не наступила.
Причинами должностных правонарушений, на наш взгляд, является совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов. Так, к внешним факторам следует отнести слабость законодательной базы, особенности государственной или муниципальной службы в конкретном государственном или муниципальном органе, к субъективным – морально-волевые установки отдельного должностного лица. Указанные причины порождают условия для совершения должностных правонарушений.
Кроме того, к причинам, подпитывающим безответственность должностных лиц, можно отнести следующее:
– недостаточное финансовое обеспечение государственных служащих государством, что выражается в низкой заработной плате и фактическое отсутствие социальных льгот;
– отдаленность большей части населения от власти; к примеру, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от должностного лица;
– отсутствие эффективного мониторинга за деятельностью должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– преобладание в государственной сфере разрешительного принципа вместо уведомительного. Данное обстоятельство является благоприятной почвой для создания чиновничьего произвола и коррупции;
– относительно невысокий уровень правовой культуры населения, что повышает его зависимость от должностных лиц;