Фрагмент для ознакомления
2
Доклад по теме ВКР
Выпускная квалификационная работа была посвящена следующей теме: «Влияние разных видов деятельности обучающихся начальных классов на их интеллектуальное развитие».
Актуальность темы исследования Модернизация отечественной системы образования, происходящая в последние годы, ориентирована на воспитание личности нового типа: образованного, предприимчивого человека, способного принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность в ситуации выбора, прогнозировать результаты своей деятельности. Все вышеуказанные черты предполагают достаточное интеллектуальное развитие, основу которого необходимо закладывать уже в младшем школьном детстве. В связи с этим становится актуальной проблема стимулирования интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
Указанная проблема рассматривалась в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, А.И. Савенкова и др.
Исследователи отмечают, что развитие человека немыслимо без развития интеллекта, который, в свою очередь, связан с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки для интеллектуального развития, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Результаты выполнения индивидуального задания
Объектом исследования выступило интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте. Предметом мы определили влияние разных видов деятельности обучающихся начальных классов на их интеллектуальное развитие.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы интеллектуального развития обучающихся начальных классов в различных видах деятельности.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что внедрение в педагогический процесс программы интеллектуального развития обучающихся начальных классов в различных видах деятельности позволит оказать стимулирующее воздействие на такие познавательные процессы учащихся как внимание, интеллект, мышление, память, воображение.
В рамках экспериментальной части работы планировались к решению следующие задачи:
- представить результаты диагностики интеллектуального развития обучающихся начальных классов;
- составить и реализовать программу интеллектуального развития обучающихся начальных классов в различных видах деятельности;
- выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию обучающихся начальных классов в различных видах деятельности была проведена на базе Каргасокской средней общеобразовательной школы-интерната №1 (с. Кагасок). В качестве испытуемых выступили учащиеся 4 Д класса в количестве 11 человек (5 мальчиков и 6 девочек).
Для диагностики младших школьников были использованы следующие методики:
- методика диагностики учебной мотивации «Светофор»;
- проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;
- «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);
- «Кольца Ландольца»;
- методика Равена;
- методика «Исключение лишнего»;
- методика «Дорисовывание фигурок» (О.А. Дьяченко).
Согласно полученным на констатирующем этапе исследования результатам, у 63% испытуемых младших школьников уровень развития учебной мотивации соответствует среднему уровню, у 18% – высокому, а у 18% – низкому.
Согласно полученным данным на констатирующем этапе исследования познавательную инициативу у детей можно охарактеризовать как среднеразвитую: у 63% испытуемых младших школьников уровень развития параметра соответствует среднему уровню, у 9% – высокому, а у 27% – низкому.
Уровень развития непосредственного и отсроченного воспроизведения у младших школьников, который у большинства (63%) соответствует среднему значению.
В соответствии с полученными данными мы можем отметить, что уровень точности, продуктивности и объем внимания на констатирующем этапе эксперимента у испытуемых младших школьников явно недостаточен.
Уровень интеллекта испытуемых соответствует возрастным нормативам: у 81% детей выявлен 3 уровень, а у 18% опрошенных определен 2 уровень развития изучаемого параметра.
Вместе с тем важно отметить, что выполнение предложенных в ходе тестирования заданий у детей было неоднородно. В ходе усложнения серии заданий у учащихся увеличивалось количество ошибок и снижалась скорость выполнения заданий: так, в ходе выполнения заданий серии А скорость была наиболее высокой, а ошибок было меньше всего, в ходе выполнения заданий серии АВ количество ошибок росло, а скорость выполнения заданий снижалась, в ходе выполнения заданий серии В количество ошибок было наибольшим, а скорость заметно падала, что свидетельствует в пользу быстрого утомления респондентов.
На констатирующем этапе эксперимента только 20% испытуемых школьников продемонстрировали высокие способности к обобщению. Остальные ребята – 80% – обладают средним уровнем развития указанного параметра.
Основными проблемами при выполнении задания у испытуемых стали две. Первая – ребята зачастую исключали предмет из группы на основании формальных, а не содержательных признаков. Например, один мальчик исключил из карточки, на которой были изображены груша, лимон, перец и ветка винограда, ветку винограда, объяснив свой выбор тем, что все остальные предметы желтого цвета, а виноград – синего.
Вторая проблема – быстрая утомляемость детей и потеря интереса к выполнению задания. Так, если в начале экспериментальной сессии испытуемые думали над каждым своим выбором и ошибались, в целом, не часто, то, начиная с середины эксперимента, было заметно, что детям наскучило выполнение задания. Так, ребята стали отвлекаться на посторонние занятия, пытаться разговаривать не по теме, при повторной просьбе экспериментатора указывали на любой предмет, аргументировать свой выбор не могли.
Высокий уровень развития воображения продемонстрировали 27% детей. Для детей с высоким уровнем развития воображения характерно дорисовывание всех рисунков, выполнение от 4 до 6 оригинальных (по отношению к группе) рисунков. Наиболее оригинальными рисунками для детей выступают смайлик для 1-й фигуры, кирпич для 2-й фигуры, снеговик для 3-й фигуры, гантель для 4-й фигуры, бабочка для 5-й фигуры, флаг для 6-й фигуры, забор для 7-й фигуры, заяц для 9-й фигуры, шарф для 10-й фигуры.
Средний уровень развития воображения продемонстрировали 63% детей. Для детей со средним уровнем развития воображения характерно дорисовывание всех рисунков, но выполнение неоригинальных, схематичных рисунков. Так, наиболее распространенными рисунками выступили: солнце для 1-й фигуры, дом для 2-й фигуры, кукла для 3-й фигуры, цветок для 4-й фигуры, дом для 5-й фигуры, капля для 6-й фигуры, корона для 7-й фигуры, гриб для 8-й фигуры, узор для 10-й фигуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Апиш, М. Н. Психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей младших школьников / М. Н. Апиш // Новая наука : Опыт, традиции, инновации. – 2017. – № 1–2 (123). – С. 21–24.
2. Афанасьева, Т. В. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации / Т. В. Афанасьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2016. – № 2 (90). – С. 90–97.
3. Дорофеева, Н. Развитие интеллектуальных способностей / Н. Дорофеева // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сентября». – 2012. – № 23. – С. 2.
4. Жукова, З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З. П. Жукова // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 30–31.
5. Игнатьева, Т. А. Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности / Т. А. Игнатьева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 189 с.
6. Колесник, А. П. Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников / А. П. Колесник, А. С. Панкова // Молодой ученый. – 2016. – № 7– 6 (111). – С. 123–125.
7. Курамшина, Т. Л. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников – заказ современного общества / Т. Л. Курамшина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 9. – С. 260–262.
8. Лучникова, А. А. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников / А. А. Лучникова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2014. – № 4. – С. 26–30.
9. Манина, О. В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников / О. В. Манина // Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 63–65.
10. Масленников, В. А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников / В. А. Масленников ; М-во образования Рос. Федерации, Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород : Новгор. гос. ун-т, 2014. – 240 с.
11. Масленников, В. А. Теоретико-педагогические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников / В. А. Масленников // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2017. – № 40. – С. 37–38.
12. Полоудин, В. А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников / В. А. Полоудин. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В. А. Алаторцева, 2013. – 195 с.
13. Порохина, И. Т. Влияние основных видов деятельности младших школьников на их интеллектуальное развитие / И. Т. Порохина // Филологическое образование в период детства. – 2015. – Т. 22. – С. 184–187.
14. Прокопьев, Д. Л. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа / Д. Л. Прокопьев, // Прикладная психология и психоанализ. – 2017. – № 1. – С. 12–21.
15. Симановский, А. Э. Формирование способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников / А. Э. Симановский ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль : ЯГПУ, 2012. – 240 с.