Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ направлений деятельности педагога-психолога образовательной организации
Цели деятельности психолога в детском саду заключаются в следующем [10]:
– создать условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;
– содействовать администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
– содействовать педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;
– формировать у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов.
К задачам деятельности психолога в детском саду относят [2]:
– психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
– содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
– формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
– содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
– психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
– профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
– участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ПМПк.
Основными направлениями профессиональной деятельности психолога, согласно ФГОС ДО являются [11]:
– психологическая диагностика;
– психопрофилактика и психологическое просвещение;
– развивающая работа и психологическая коррекция;
– психологическое консультирование.
Психологическое индивидуальное обследование ребенка в ДОУ проводится по согласию родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута) [5].
Посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно-развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов.
Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Диагностика детей подготовительного к школе возраста в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия.
Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщенной форме) [1].
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Коррекционно-развивающая работа нацелена на изменение во внутренней, психологической сфере воспитанников, но не на исправление недостатков, а выработку у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут детям стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития [3].
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности психолога ДОУ.
В случае необходимости, психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи [7].
Основные направления деятельности педагога-психолога, которые осуществляются в рассматриваемом ДОУ, приведены в Приложении 1.
2. Аннотированный список документации педагога-психолога
Важным видом профессиональной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении является оформление документации, которая сопровождает каждое направление деятельности психолога ДОУ.
В профессиональном стандарте «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования) говорится о том, что педагог-психолог в своей деятельности должен вести следующую документацию [8]:
1. Планы работы (годовой план работы педагога-психолога, план работы на лето, план работы по самообразованию).
В данных документах определяются основные задачи педагога-психолога на определенный период, формируются цели работы, которые связаны непосредственно с решением проблем в определенном ДОУ.
2. Журналы учета видов работ педагога-психолога (журнал учета индивидуальных форм работы, журнал учета групповых форм работы, журнал консультаций).
В данных документах психолог записывает результаты своей деятельности по различным направлениям, определяет проблемы и учитывает перспективы деятельности в определенный период.
3. Отчеты (аналитический отчет о проделанной работе за год, аналитические справки по итогам адаптации, аналитические справки по результатам диагностики готовности к школе и т.д.).
Оформление этих документов направлено на создание отчетности педагога-психолога перед руководством ДОУ и компетентными проверяющими органами, которые оценивают эффективность деятельности данного специалиста и ДОУ в целом.
4. Циклограмма работы педагога-психолога.
Здесь учитывается распределение рабочего времени педагога-психолога на каждый день недели, рассмотрены различные направления
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агафонова, В.Ю., Трифонова, С.С., Дмитриевская, В.С. Деятельность педагога-психолога в ДОУ: классификация программ и дифференцированный подход к разноуровневым системам психологической работы с дошкольниками [Текст] / В.Ю. Агафонова, С.С. Трифонова, В.С. Дмитриевская // Педагогические технологии. – 2019. – № 7. – С. 33–48
2. Аристархова, М.И., Федорова, Н.Г. Психолого-педагогическая работа в ДОУ: методологические основы [Текст] / М.И. Аристархова, Н.Г. Федорова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 1. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2020. – С. 111–124
3. Борисова, И.Т., Заврагина, Т.А., Чугаева, С.С. Основы формирования и применения программ воспитания и психологической поддержки в современной образовательной среде [Текст] / И.Т. Борисова, Т.А. Заврагина, С.С. Чугаева // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 3. – С. 157–164
4. Зубаренко, П.И., Ольщевский, Д.А. Обучение и воспитание в современном ДОУ [Текст] / П.И. Зубаренко, Д.А. Ольшевский. – Красноярск: Дело, 2019. – 348 с.
5. Колесникова, Е.Е., Парамонова, Ю.М., Поваренкова, И.Т. Исследование принципов психолого-педагогической работы в условиях ДОУ: методические приемы, цели и миссия [Текст] / Е.Е. Колесникова, Ю.М. Парамонова, И.Т. Поваренкова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики в России и за рубежом». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. – С. 43–56
6. Леонова, А.П. Требования к содержанию и структуре программ психологической поддержки детей в российских ДОУ [Текст] / А.П. Леонова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. – С. 36–50
7. Самойлова, Ю.Б., Семицветова, А.П., Воронихина, Л.А. Воспитательные принципы работы в современных российских ДОУ: методологические аспекты и практические проблемы [Текст] / Ю.Б. Самойлова, А.П. Семицветова, Л.А. Воронихина // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2020. – № 12. – С. 99–112
8. Соколова, Т.В., Миротворская, Ю.В., Хабарова, И.Л. ДОУ как объект социально-педагогического исследования: специфические особенности организации воспитательной и психологического обеспечения работы [Текст] / Т.В. Соколова, Ю.В. Миротворская, И.Л. Хабарова // Вестник Нижегородского педагогического института. Вып. 3. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского педагогического института, 2019. – С. 75–89
9. Торбенко, И.М. Воспитание и развитие детей в современных ДОУ [Текст] / И.М. Торбенко. – Калуга: Монитор, 2020. – 350 с.
10. Феоктистова, А.А., Пирогова, С.И., Хвастунова, О.А. Принципы воспитательной работы в современных ДОУ: методические особенности и специфика построения образовательных программ [Текст] / А.А. Феоктистова, С.И. Пирогова, О.А. Хвастунова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. Педагогические науки. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 56–67
11. Щедрина, А.А., Потемкина М.И. Принципы составления и реализации программ психолого-педагогического сопровождения в современных ДОУ [Текст] / А.А. Щедрина, М.И. Потемкина // Сборник статей Рязанского государственного университета. Вып. 4. Социальные и гуманитарные науки. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2020. – С. 50–62