Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 1 Проведение анализа психодиагностических задач, решае-мых в учреждении, где проходит практика.
Для выполнения задания составляется таблица по образцу.
Таблица 1.1 - Психодиагностические задачи учреждения
Психодиагностическая ситуа-ция Направление диагностиче-ского исследования Для каких специали-стов или для какой ор-ганизации предназна-чены результаты диа-гностики. Цель их ис-пользования.
экспертиза Примеры: проверка уровня развития учащихся, опреде-ление эмоционального вы-горания сотрудников и т.д. ) используется психоло-гом и социальным пе-дагогом для коррекции ситуации
Личное обращение (личные трудности, отсут-ствие взаимопонимания с близкими и т. д) семья, педагог с целью устранения проблемы
Отбор (Отбор учащихся в специа-лизированные классы и т.д.) классные руководите-ли, учителя предмет-ники
Аттестация Проверка профессиональ-ной компетенции работни-ков руководство образова-тельного учреждения
Метод косвенного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) -
Метод косвенного запоминания (по А. Н.Леонтьеву) исследование воз-можности использования внешнего средства для запоминания заданий, объ-ема материала, который запоминается опосредованно. Исследование особен-ностей психической деятельности ученика. Наиболее широко используемым методом работы с детьми является так называемая 4-я серия методов, апро-бированных А. Н. Леонтьевым.
Используется для детей от 4,5 до 8 лет.
Метод В. М. Когана
Он используется для выявления параметров внимания: удержания вни-мания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновремен-но, переключения внимания. Также метод позволяет выявить особенности выполнения, другие динамические характеристики психической деятельно-сти. При качественном анализе и оценке результатов методики можно оце-нить мотивационные характеристики, удержание инструкции, возможность программирования порядка действий, наличие фактора инерции деятельно-сти и пресыщенности. В целом можно отметить, что метод В. М. Когана яв-ляется одним из наиболее многогранных и интересных с точки зрения воз-можностей психологической интерпретации результатов. В диагностическом наборе используется вариация 5х5. Поощрительные материалы включают набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскими изображениями гео-метрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических фигур), таблицу с нарисованными ячейками, где вертикально слева нанесены 5 цвет-ных зигзагов, а горизонтально — 5 соответствующих фигур.
Проводится с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5-9 лет.
Исключение предметов (4-й лишний)
Основной целью метода исключения субъектов (4-й лишний) является изучение уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности выявления сущностных, смыслообразующих признаков, выяв-ления особенностей когнитивного стиля. Полученные данные позволяют су-дить об уровне процессов обобщения и отвлечения, способности (или, соот-ветственно, неспособности) различать существенные признаки предметов или явлений. Использование метода предъявляет высокие требования к логиче-ской обоснованности, правильности обобщений, строгости и ясности форму-лировок.
Используется для детей от 3-3, 5 до 13-14 лет
Задание № 2 Исследование типа памяти (эксперимент)
Количество испытуемых 2-4 человека.
Результаты эксперимента заносятся в таблицу 2.1 и делается вывод о ведущем типе памяти у данного испытуемого.
Таблица 2.1 – Ведущий тип памяти
1-й испытуемый.
Вид памяти Кол-во слов в ряду (а) Кол-во удержанных в памяти слов (в) Коэффициент памя-ти в/а
слуховой 10 6 0,6
зрительный 10 5 0,5
Моторно-слуховой 10 5 0,5
комбинирован-ный 10 8 0,8
2-й испытуемый.
Вид памяти Кол-во слов в ряду (а) Кол-во удержанных в памяти слов (в) Коэффициент памя-ти в/а
Слуховой 10 9 0,9
Зрительный 10 8 0,8
Моторно-слуховой 10 7 0,7
Комбинирован-ный 10 10 1,0
Анализ результатов:
Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов.
Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта.
1 испытуемый:
У испытуемого доминирует комбинированный вид памяти, при опросе было выяснено, что испытуемый оценивает свою память как "плохую" и при запоминании обычно пользуется слухом.
Рекомендации испытуемому: Испытуемому, рекомендуется применять для запоминания материала и слух, и зрение, а так же моторно-слуховой вид запоминания материала.
2 испытуемый:
Испытуемая оценивает свою память как "хорошую", и при запоминания пользуется ассоциативным способом, а так же слуховым.
У испытуемой доминирует комбинированный вид памяти.
Рекомендации испытуемой: Испытуемой, рекомендуется применять слух и зрение для запоминания материала
Задание № 3 Исследование возрастных психологических особенностей поведения человека
Выполните данное задание, заполнив таблицу 3.1.
Таблица 3.1 - Результаты наблюдения за ребенком (подростком, пожи-лым человеком, взрослым человеком и т.д.). во время мероприятия
Этапы мероприятия Особенности поведения человека Возрастные особенности, определяющие характер поведения
Пример: начало урока, звонок Ребенок (7лет) не может собраться, отвлекается, разговаривает с соседом и т.д Слабо сформирована про-извольность поведения, трудности в адаптации к новой ситуации и социаль-ной роли «ученика»
Взаимодействие со взрослыми При общении учите-лями девочка ведёт себя примерно, старается точ-но выполнять их требова-ния. Всегда исполнитель-на, послушна и ответ-ственна. Но каждый раз при взаимодействии с взрослыми испытывает чувство страха и неуве-ренности в себе. Также, в её поведении наблюдается повышенная и некоторая скованность (напряжен-ность). Выполняя само-стоятельную работу, стес-няется обратиться за по-мощью. Когда педагог об-ращается к ней с вопро-сом, теряется в словах, отвечает тихо и робко трудности в адаптации к новой ситуации и социаль-ной роли «ученика», тяже-ло адаптируется в коллек-тиве
Взаимодействие со сверстниками во время перемены Во время того, как все дети играют и обща-ются, девочка сидит одна. Попытки сверстников во-влечь её в разговор всегда заканчивались неудачно (она краснела, опускала глаза в пол, а потом вовсе уходила). трудности в адаптации к новой ситуации и социаль-ной роли «ученика»
Взаимодействие с предметами Большую часть пере-мены перебирала предме-ты на парте трудности в адаптации к новой ситуации и социаль-ной роли «ученика»
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб: Питер, 2000. – 256 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Аст, 2016. – 299 с.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. –М.: Бахра-М, 2010
4. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? – М., 1984
5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции : Феномены, механизмы и за-щита / Е.Л. Доценко. - М. : ЧеРо : Юрайт, 2000. – 342 с.
6. Королева М. Мастер общения: Как разговаривать, чтобы договорить-ся. – СПб, 2001
7. Кроль Л.Н., Михайлова Л.А. Человек – оркестр: микроструктура об-щения. – М.: Класс, 2005
8. Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения? – М., 2008
9. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 218 с.
10. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009
11. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. – М.: Эксмо-Пресс, 2004
12. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010
13. Смилевский В.А. Как правильно сказать «нет» или как общаться с трудными клиентами. – СПб: Речь, 2010
14. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., пере-раб. – СПб.: Питер, 2011
15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психологи). – М.: Гардарики, 2004
16. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – М.: Психоте-рапия, 2008