Фрагмент для ознакомления
2
Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями по уголовному законодательству России в отделе пенсионного обслуживания МВД
Отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Новосибирской области
На сегодняшний день существует обширная как судебная, так и следственная практика по злоупотреблению должностными полномочиями, наглядно показывающая существование проблем теории и практики применения данной статьи.
Проблемы возникают из-за различных факторов. Это недоработки и пробелы законодателя, непроработанное толкование статьи, а также несогласованность понятий, приведенных законодателем .
Специфика представленного состава преступления заключается также и в наличии специального субъекта совершения преступления, а именно должностного лица. Как правило, практикующие сотрудники правоохранительных органов с целью определения наличия признаков должностного лица прибегают к примечанию ст. 285 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Так, согласно данному примечанию, к должностному лицу следует относить лиц, которые постоянно или же временно осуществляющих функции, исходящие от государства.
Злоупотребления полномочиями в уголовном праве далеко не новое явление и, к сожалению, в обозримом будущем проблема едва ли будет полностью решена. Ее актуальность обусловлена прежде всего тем, что в современных условиях борьба с злоупотреблением должностными полномочиями становится все более острой. Преступления такого рода обладают высокой латентностью. Вместе с тем количество уголовных дел, возбужденных по фактам злоупотребления должностными полномочиями, весьма незначительно.
Уголовное законодательство Российской Федерации под коррупцией понимает злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства .
Злоупотребление должностными полномочиями не только наносят урон государственным органам и органам местного самоуправления, но подрывают авторитет государственной власти на международном уровне. Объект рассматриваемого преступления – органы местного самоуправления, государственные органы, государственные и муниципальные учреждения, Вооруженные Силы и воинские формирования России. Так, применительно к объекту практики объектом рассматриваемого преступления является – отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Новосибирской области.
Субъект рассматриваемого преступления – должностное лицо отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Новосибирской области. Кроме того, в отдельных случаях госслужащие, не являющиеся при этом должностными лицами, также могут подпадать под действие ст. 285 УК РФ.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с косвенным или прямым умыслом. При этом виновное лицо осознает общественную опасность своих деяний, понимает, что действует (либо проявляет бездействие) вопреки служебным интересам и что результатом может быть наступление последствий, вредных для интересов и прав граждан, общественных или государственных интересов, однако желает или сознательно допускает возникновение таких последствий.
По отношению к последствиям умысел виновного лица обычно бывает неконкретизированным, т.е. виновное лицо предвидит размер возможных негативных последствий только в общем, но желает или допускает возникновение любых возможных последствий. Обязательный признак субъективной стороны должностных преступлений – мотив. В качестве мотива, побудившего превысить должностные полномочия, может выступать карьеризм, корысть, зависть и др.
Сущность исследуемого преступления заключается в использовании должностным лицом предоставленных в соответствии с действующим законодательством о государственной или муниципальной службе служебных полномочий, что, тем не менее, причиняет вред интересам соответствующей службы, личности, организации, обществу и (или) государству.
Специфика представленного состава преступления заключается также и в наличии специального субъекта совершения преступления, а именно должностного лица. Как правило, практикующие сотрудники правоохранительных органов с целью определения наличия признаков должностного лица прибегают к примечанию ст. 285 УК РФ). Так, согласно данному примечанию, к должностному лицу следует относить лиц, которые постоянно или же временно осуществляющих функции, исходящие от государства. К таким функциям можно отнести:
– организационно-распорядительные;
– административно-хозяйственные функции, реализуемые в государственных органах, органах МСУ, а также в различных воинских формированиях, в том числе и в Вооруженных Силах РФ.
С целью раскрытия юридической сущности превышения должностных полномочий важной ролью является, акцентирование наиболее типичных форм нарушения данных должностному лицу полномочий. В законе данные формы никак не указаны, так как сфера воздействия государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных и государственных учреждений весьма широка, а должностные лица этих органов наделены крайне различными полномочиями.
Так, лица, ответственные за назначения выплат, анализируют сроки трудовой деятельности сотрудника ОВД, формируют максимально выгодные для него методы назначения пенсии, контролируют правильность льготного зачета различных временных отрезков службы, оказывают содействие служащим кадровых аппаратов на местах правильно готовит расчеты выслуги лет, комментируя и поясняя отдельные значительные факторы оформления пенсии будущему пенсионеру.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12. Декабрь. 2009.
3. Безребров К.С. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 507-515.
4. Боровкова И.С. Дифференциации уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями // Вопросы деятельности служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Сборник научных трудов межведомственной научно-практической конференции 8 апреля 2020 года. 2020. С. 27-32.
5. Иосько Е.С., Березюк Л.А. уголовно-правовая характеристика злоупотребления властью или служебными полномочиями // Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика. Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. 2019. С. 353-364.
6. Рослов А.М. Злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность российской федерации или государственную должность субъекта российской федерации: вопросы квалификации // XLVIII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Сост. А. В. Столяров, отв. за выпуск П.В. Сенин. 2020. С. 618-625.
7. Янчик Е.А. Особенности квалификации злоупотребления и превышения должностных полномочий и отграничение их от смежных составов // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2020. № 15. С. 181-190.
8. Янчик Е.А. Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы злоупотребления должностными полномочиями // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2020. № 13. С. 167-174.