Фрагмент для ознакомления
2
Отчет
Сроки прохождения практики: 1.12.2020 – 28.12.20120
Студентка проходила практику (практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский "Детский сад №205".
Юридический адрес: 603009, г. Нижний Новгород, ул. Пятигорская, д.18в.
тел. (факс) (831)464-29-35
e-mail: mbdou205-nn@yandex.ru
http://mbdоu205-nn.caduk.ru
Режим и график работы: понедельник-пятница. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
График работы:6.30 - 18.30
МБДОУ "Детский сад № 205" филиалов не имеет
Единоличным исполнительным органом Учреждения является Заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Заведующий Учреждением назначается и освобождается от занимаемой должности распоряжением Администрации города Нижний Новгород.
Характеристика результатов практики
Коррекционная работа на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ "Детский сад 205"г.Нижний Новгород велась в соответствии запланированному годовому плану. В начале учебного года (с 01.09 по 15.09) проводилось углубленное обследование детей. По результатам проводилось зачисление детей на занятия с логопедом, оформление документов. Оставшиеся дети поставлены на очередь и зачислены в список на перспективу.
По результатам работы дети из подготовительной группы (9детей) ушли в школу с хорошей речью. Четверо ребятишек выпущены в школу со значительным улучшением. Эти дети соматически ослаблены, часто пропускали занятия с логопедом. Коррекционную помощь получило 19детей старшей группы. 4 ребенка выпущены в массовую группу с хорошей речью под наблюдение логопеда. Двое детей в течении года выбыли из детского сада. 13 детей остались на продолжение коррекционной работы на следующий учебный год. Можно добиваться более лучших результатов, но есть определенные условия работы логопеда на логопункте:
- Работа логопеда в массовом учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого учреждения. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ЦДО. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ЦДО. Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада, например:
- Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Не смотря на все трудности, в организации коррекционной работы, стараюсь тесно поддерживать контакт в первую очередь с родителями, так как общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Выступаю на родительских собраниях. Составила правила для родителей при успешном достижении хороших результатов в коррекции речи ребенка.
Задание 1. Проанализировать занятие педагога
Схема анализа занятия воспитателя
I. Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
II. Тема занятия. «Профессии»
III. Цель и задачи занятия
-правильное построение сложноподчинённых предложений с использованием языковых средств для соединения их частей (чтобы, потому что);
-обогащение словаря (названия некоторых творческих профессий: арфист, флейтист, скрипач, трубач, пианист; слова-качества – качественные прилагательные: мужественные, отважные, творческие; существительные: талант, одарённость, воображение, способности, творчество);
-работа над лексическим значением известных слов, близких по смыслу (синонимов).
IV. Дата проведения: 20.12.2020
V. Ф.И.О. педагога.Видяйкина Ирина Анатольевна
VI. Группа, возраст восптанников.
VII. Санитарно-гигиенические условия:
– Оборудование для занятия было подготовлено, помещение было проветренным, чистым.
– Дети психологически были готовы к занятию
– Учебная деятельность была смотивирована, рассказанной вначале сказкой и похвалой детей.
– Эмоциональный фон воспитатель создала сразу, своим приветствием, и хорошим настроением.
– В начале занятия воспитатель предложила занять свои места, объявила название темы
– Переключение внимания воспитатель обеспечила демонстрацией фигурок людей, разных профессий и демонстрацией картинок почты, поликлиники, зоопарка, космодрома, школы.
VIII. Построение занятия:
Занятие имеет чёткую структуру: вводную, основную, заключительную части, каждая из которых достигла поставленной перед ней цели. Задача вводной части – создать у дошкольников эмоциональный настрой на занятие, заинтересовать воспитанников темой занятия, создать такие условия, чтобы дети самостоятельно могли определить тему и содержание предстоящей деятельности. В этом мне помогли словесные приёмы обучения: стихотворение, вопросы.
Задание 2. Проанализировать индивидуальное и фронтальное логопедические занятия
Схема анализа индивидуального логопедического занятия
Тема занятия: навык правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах.
Группа: старшая группа.
Дата проведения занятия:10.12.2020
Учитель-логопед: Ахметова Наталья Федоровна
Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, составлено в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционном - развивающей работы
Материал занятия соответствует речевым и возрастным особенностям детей данной группы
За этот период была проведена подготовительная работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также по постановке звука [Ш]. В настоящее время идет работа по автоматизации данного звука, продолжается работа по развитию фонематического восприятия. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
Правильность постановки цели и задач занятия:
- цели и задач соответствуют теме и содержанию занятия,
- наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.
Организация занятия:
- на занятиях была девочка Аня, 6 лет, использовались картинки с изображением слогов и буквы Ш, картинки очень красочные и привлекательные для ребенка.
Структура занятия:
- Структура занятия имеет стандартный вид. Вступительная часть, основная и заключительная (рефлексия). Этапы четко отделены друг от друга.
Продолжительность занятия 25 мин, вступительная часть: 5 минут, основная – 18 минут, заключительная – 2 мин.
Соотношение высказываний логопеда и детей примерно 1\2.
Фактический ход занятия соответствует запланированному, отступления от конспекта не было.
Анализ этапов занятия:
Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Соблюдался переход от одного этапа к другому.
Орг. момент помог сконцентрировать внимание и активизировать в памяти лексический материал темы. Использование сюрпризного момента (появление ежа в осеннем лесу) помогло вызвать желание у ребенка работать на этапе введения в тему занятия, повысить внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.
С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Особое внимание уделялось правильному дыханию, которое было необходимо для выработки длительной плавной воздушной ротовой струи. Также в процессе занятия были использованы следующие приемы: для развития мелкой моторики рук была проведена здоровьесберегающая технология - Су-Джок терапия; для развития фонематического слуха была использована аудиозапись; для обучения ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] была использована схема анализа звука [Ш]; для автоматизации звука [Ш] были выполнены задания: изолированное произношение звука, проговаривание прямых и обратных слогов.
На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране ноутбука новых заданий, работа с наглядным материалом. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной.
Особенности применения методических приёмов логопедом:
Логопед владел необходимыми методами и приёмами работы на занятии, осуществлял коррекционные приемы обучения, использовал методические пособия, привлекал внимание с помощью картинок, игры, интересных рассказов, активизировал познавательную деятельность ребенка.
Использовал разнообразные формы активности ребенка (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости.
Логопед обеспечил положительный эмоциональный фон в процессе занятия и интерес ребенка к заданиям. Использовал воспитательные моменты занятия.
Логопед контролировал речь ребенка, исправлял допущенные ребенком ошибки. Требования к ребенку предъявлялись адекватно его речевых способностейи личностных особенностей ребёнка.
Доступность и чёткость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.).
Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии:
Ребенок проявлял активность и интерес, уровень сосредоточенности высокий, - активность, проявление интереса, уровень устойчивости внимания вначале занятия и на отдельных его этапах можно оценить как стабильную, возможность пере¬ключения внимания от одного к другому заданию можно оценить как высокую. Причиной отклонений в деятельности и поведении ребенка можно назвать отвлечение на посторонние предметы. Качество знаний, умений и навыков, полу¬ченных и закрепленных ребенком на занятии можно оценить как высокое.
Задание 3
Речевая карта №1
Общие сведения о ребенке: Леша К., 2016. года рождения, посещает МБДОУ Д/с № 682, детский сад посещает третий год.
Изучение анамнеза: Ребенок от 4 беременности. Во время беременности мать лежала на сохранении, с жалобами на токсикоз. Роды досрочные стремительные. Асфиксия, гипоксия, ишемия. Особенности раннего развития: держит голову с 3 мес., сидит с 7 мес., ходит с 1 года 2 мес. Особенностей раннего речевого развития мама вспомнить не смогла. Первые слова в 4 года (ма, па, ба). Наследственных, нервно-психических заболеваний у родителей нет. Заболевания первого года жизни: частые ОРВИ. Состояние слуха и зрения в норме.
Условия семейного воспитания: Воспитывается в полной семье, но папа работает в другом городе. Мама работает на фабрике, мало уделяет внимания ребенку. Есть старший брат (15 лет) с речевым развитием, соответствующим возрастной норме. В семье проживает бабушка, которая больше остальных членов семьи проводит времени с ребенком. Она искренне любит ребенка, но из-за малограмотности не может обеспечить Леше необходимую развивающую речевую среду. Все члены семьи русскоязычные.
I. Общие сведения об ученике:
1. Фамилия, имя, отчество: Иванов Алексей Викторович
2. Дата рождения: 20.02.2016
3. Домашний адрес: Ул. Ленина 6-4
4. Дата обследования: 12.12.2020
5. Заключение психиатра:
- мотивационно-потребностная сфера: Часто инструкцию к заданию понимает не с первого раза. Ребенок нуждается часто в поддержке и похвале со стороны взрослого. Все темповые характеристики немного снижены.
- эмоционально-волевое развитие: преобладающие настроение –нейтральное. Отсутствует яркое выражение каких-либо эмоций. Не капризничает. Улыбка появляется на лице редко, мимолетна. Дети его не обижают, но если случайно это происходит, то Леша просто самоустраняется от игры.
- коммуникативная деятельность: в группе сверстников Леша «принятый». Не инициативен. Принимает условия коллективной игры, предложенной взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактный, но с малознакомыми взрослыми молчит, замыкается в себе.
-индивидуальные особенности, черты характера: ребенок уравновешенный, доброжелательный. Усидчивый, но деятельность чаще всего малорезультативна, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями и медленно. Все темповые характеристики снижены.
6. Заключение невропатолога.
Речевая карта №2
I. Общие сведения об ученике:
1. Фамилия, имя, отчество Шелехов Дмитрий Иванович
2. Дата рождения 21.01.2016
3. Домашний адрес Ул. Летняя 13-1
4. Дата обследования 25.11.2020
5. Заключение психиатра
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 3
- слуховая - из 6 слов запоминает 4
- ассоциативная - из 6 картинок -4
- словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает неуверенно, путая события и последовательность.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания не сформирована, объем недостаточен (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
- прямой и обратный счет - (в пределах10)
- счетные операции и простейшие задачи - (в пределах10)
- классификация, обобщение +
- причинно-следственные связи - (серию сюжетных картинок раскладывает не в логической последовательности).
6. Заключение невропатолога.
7. Состояние органов слуха и носоглотки
8. Данные окулиста
9. Посещал ли дошкольное учреждение да
10. Посещает школу (указать класс, тип школы) нет
11. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений
12. Жалобы родственников.
13. Данные о родителях обучающегося
14. Общий анамнез:
Ребенок от первой беременности. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - ОРВИ (в 9 мес.). 15. Раннее психомоторное развитие:
На первом году жизни отмечались так называемые «малые неврологические признаки», которые проявлялись различно, в зависимости от степени поражения центральной и переферической нервной системы.
Конспект логопедического заняти для детей с различными нарушениями речи и с ОВЗ в условиях детского сада
Тема: Звук Р.
Цель: Автоматизация звука [р] в словах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словах.
Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными; развивать умение употреблять существительные в ед.ч. и мн.ч. именительного и винительного падежа; знакомить с образом буквы «Р»; развивать умение классифицировать предметы по определенным критериям; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать умение делить слова на слоги; развивать память, внимание, мышление, восприятие.
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия
Тема: Звук Р.
Цель: Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях.
Коррекционно – развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать умение образовывать форму единственного и множественного числа родительного падежа существительных; закреплять образ буквы «Р»; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; развивать умение согласовывать числительные с существительными; развивать умение подбирать прилагательные к существительным по смыслу; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление, восприятие.
Задание 7
Стендовая консультация для родителей «Советы логопеда родителям»
На стенде даны советы о подготовке руки ребенка к письму.
Характеристика студента
Общая подготовка студента ____________________________________ за период практической деятельности положительная, она в период стажировки в МАДОУ, подготовила и провела разные виды образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, а так же разнообразные мероприятия с детьми в течение дня.
Студент практикант проявила себя как ученик, постоянно пополняющий свои знания путём организации методической работы детьми на основе подборов разнообразного интересного материала для образовательной деятельности, изучения воспитательной программы, методической литературы.
Практикант в течение проведения образовательной деятельности показала положительные творческие задатки мышления, проводила индивидуальный подход с детьми, осуществляла приёмы исследовательского подхода к задачам образовательной деятельности. А так- же студент- практикант пред проведением образовательной деятельности создавала максимально благоприятную психолого- педагогическую среду для развития и образования дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики.//Материалы сайта httр://uсhеbа.сом/ur_rus/к_меtоdкорilка/аvаnеsоv.htм
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Гомзяк, Оксана Степановна Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе / Гомзяк Оксана Степановна. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 845 c.
4. Докутович, В. В. Дневник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчетность / В.В. Докутович, Л.Е. Кыласова. - М.: Учитель, 2014. - 68 c.
5. Журавлева, А. Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. - М.: Эксмо, 2011. - 112 c.
6. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2003. - 80 c.
7. Коноваленко, В. В. Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 80 c.
8. Кузнецова И.Г., Головинская Е.Ю. Педагогическая диагностика причин школьных трудностей. Самара 2001.
9. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е.В. Кузьмина. - М.: Сфера, 2009. - 64 c.
10. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2014. - 128 c.
11. Материалы сайта httр://реdsоvеt.оrg/
12. Материалы сайта httр://iемско.ru/indеx.htмl
13. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. Диагностика обучающихся, испытывающих трудности в обучении.- Новокуйбышевск, 2009 год.- с.93
14. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2005.
15. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. - Москва: Огни, 2008. - 288 c.
16. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей по итогам научно – исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год.-научное издание, Челябинск,2016 г, - с.202
17. Фотекова Т.А., АхутинаТ.В.Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: М.: АРКТИ, 2002.
18. Ханьшева, Г. В. Логопед спешит на помощь / Г.В. Ханьшева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. - М.: Феникс, 2013. - 112 c.