Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших условий успешного функционирования субъектов хозяйствования в современных условиях является грамотное ведение инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность предприятия напрямую зависит от самой инвестиционной политики, формированием которой компания занимается самостоятельно, исходя из целей стратегического развития, а также возможностей формирования инвестированного капитала или инвестиционных резервов. Эффективность инвестиционной деятельности напрямую зависит от правильной инвестиционной политики. Инвестиционная деятельность предприятия всегда таит в себе неопределенность и риск. Поэтому для обеспечения высокого уровня безопасности инвестиций следует уделять пристальное внимание управлению рисками. В широкой терминологии риск понимается как «неопределенность результата», т. Е. Вероятность того, что полученный результат будет отличаться от ожидаемого. Для успешного осуществления инвестиционной деятельности необходимо своевременно выявлять все существующие риски, а также определять методы борьбы с ними.
Целью научно-исследовательской работы является рассмотрение экономической деятельности инвестиционной фирмы как фактора конкурентоспособности.
В экономической литературе понятие сущности и анализа основных подходов к оценке инвестиционной привлекательности рассматривались в ряде работ известных отечественных исследователей, в частности А.Г. Бабенко, Н.В. Смирновой, В.В. Бочарова, С.А. Бухдрукер, Л.Ф. Мухаметшиной, А.Н. Шабалиной, М.Н. Крейниной, Е.Н. Староверовой, А.В. Коренкова, Э.И. Крылова, В.М. Власовой, М.Г. Егорова, И.В. Журавковой, Н.В. Лаврухиной и др.
Однако до сих пор проблема недостаточной проработанности аспектов принятия качественных управленческих решений по инвестированию средств имеет особую актуальность. В частности, вопрос формирования комплексной и общепринятой системы оценки инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования является одной из актуальных проблем, с которой сталкиваются владельцы капитала при принятии решения об инвестировании.
Объектом исследования выступает экономическая деятельность предприятия.
Предметом исследования является инвестиционная привлекательность предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования являются классические положения экономической теории и фундаментальные труды отечественных ученых по вопросам оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Информационной базой при подготовке выпускной квалификационной работы послужили нормативно–правовые акты по исследуемой проблеме, труды ученых–экономистов по вопросам оценки инвестиционной привлекательности, материалы периодической печати, монографии, статьи, интернет ресурсы и официальные публикации исследуемой предприятия, а также финансовая и бухгалтерская отчетность исследуемой компании.
Структура работы обусловлена поставленной в ней целью, она отражает логику и порядок исследования для решения поставленных задач. Работа включает в себя введение, три главы и заключение, а также содержит список используемой литературы и приложения.
1. Обработка эмпирического материала
FORTGROUP была основана в марте 2011 года. С 2011 по 2016 год ею были приобретены, построены или взяты в управление 10 торгово-развлекательных комплекса в Санкт-Петербурге: флагманский «Европолис» площадью 141,7 тыс. кв. м, «5 озёр», «Академ-Парк», «Родео Драйв», «Сити Молл», «Лондон Молл», «Южный Полюс», «Порт Находка», «Французский бульвар» и «Фиолент», — а в 2016 году введён в эксплуатацию БЦ FORT TOWER. Петербургская компания Fort Group Максима Левченко впервые вошла в пятерку крупнейших владельцев торговой недвижимости в России, сместив с четвертого места ГК «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой рейтинг Infoline по итогам первой половины 2018 года.
В 2017 году копания Fort Group купила пять торговых центров австрийской компании Immofinanz. Сумма сделки составила более €900 млн. Таким образом Immofinanz завершила уход с российского рынка, связав его с «изменением рыночных условий в России».
Субъектами инвестиционной деятельности Fort Group выступают генеральный инвестор, субинвесторы, заказчик, исполнитель работ (подрядчик), поставщики товарно–материальных ценностей и оборудования, разработчики проектно–сметной документации, банки, страховые компании, инвестиционные биржи, иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.
Любому потенциальному инвестору нужен максимальный объем данных и рыночной информации о возможном объекте для инвестирования с целью снижения инвестиционных рисков. Решение этой проблемы частично реализуется с помощью проведения оценки инвестиционной привлекательности предприятия, его рыночной стоимости [28, c. 176].
Определению понятия «инвестиционная привлекательность предприятия» в экономической литературе посвящено достаточно много трудов разных ученых несмотря на то, что в отечественной практике термин инвестиционной привлекательности начали использовать относительно недавно. По мере развития воспроизводственного процесса и под воздействием изменений окружающей среды, понятие дополняется, уточняется и расширяется. Это подтверждает факт существования большого количества определений понятия «инвестиционная привлекательность». Однако до сих пор в современной экономической литературе не выработан единый подход к определению содержания понятия «инвестиционная привлекательность « и не выработаны целостные научные рекомендации по её оценке [15, c. 18].
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия имеет целевой характер и осуществляется для снижения риска неопределенности ожиданий потенциальных инвесторов о вероятности достижения, преследуемых ими целей при инвестировании. Если говорить о целях инвестирования, то следует отметить, что каждый инвестор преследует свои цели и в зависимости от этого их делят на три группы: инвесторы стратегического типа, портфельные инвесторы и инвесторы финансового типа. [49, c. 57].
Для стратегического инвестора главной целью инвестирования выступает стремление к участию в управлении деятельностью объекта инвестирования или установления контроля над ним. Чаще всего в качестве стратегического инвестора выступает компания, деятельность которой связана с бизнесом объекта инвестирования или которая осуществляет свою деятельность в той же отрасли.
Одной из причин является стремление данного типа инвестора к расширению и развитию, а также повышению эффективности собственного бизнеса с помощью объекта инвестирования. Также приобретение стратегическим инвестором стороннего предприятия можно интерпретировать как способ устранения потенциального конкурента.
Приобретая контрольный пакет акций предприятия с целью получения возможности реально управлять им, стратегический инвестор ориентируется на получение доходов от таких эффектов, которые возникают вследствие осуществления эффективного управления компанией и основными из них является рост ее рыночной стоимости и последующее увеличение рыночной капитализации предприятия. При этом процесс роста рыночной стоимости в значительной мере является результатом управленческих решений самого стратегического инвестора.
Если рассматривать цели портфельных инвесторов, то среди них следует отметить получение прибыли от операций с ценными бумагами. Портфельный инвестор, как правило, приобретает небольшой пакет акций предприятия, который не может обеспечить ему контроль над организацией, поэтому инвестор ориентируется на прирост стоимости акций предприятия с целью их продажи в дальнейшем по более выгодной цене. В России портфельные инвесторы представлены инвестиционными компаниями и фондами. Большая часть сделок таких инвесторов проходит на вторичном рынке и напрямую не приносит предприятию дополнительных инвестиций, однако увеличение операций по покупке ценных бумаг предприятия приводит к росту рыночной капитализации предприятия. Данные инвесторы получают прибыль с дивидендов или купонов, выплачиваемую компанией, а также с роста курса ценных бумаг предприятия [62, c. 123].
Если говорить о целях финансового инвестора, то среди них стоит выделить получение доходов на вложенные средства в виде процентов при заданном уровне риска. В основном в качестве финансовых инвесторов выступают банки. Данный тип инвесторов осуществляет вложения в виде кредита и получает доход от использования заемщиком предоставленных ему средств (проценты). А интересует в большей степени финансового инвестора своевременное и в полной мере получение от заемщика предоставленных ему в распоряжение средств, с платой в виде процентов. данное деление не является полным, т.к. не охватывает цели инвесторов из общественной сферы и государственного сектора, целью которых не является получение прибыли, или участие в управлении, а целью которых является социальная значимость объекта инвестирования. В свете этого, исходя из целей инвестирования, целесообразно дополнить деление инвесторов и разделить их на четыре группы: стратегические инвесторы, финансовые инвесторы, портфельные (спекулятивные) инвесторы и социально–ориентированные инвесторы.
Рассмотрим предложенное деление, более наглядно представив его на рисунке 1.
В соответствии с представленным рисунком, классификация инвесторов производится в зависимости от целей инвестирования.
Рисунок 1 - Классификация инвесторов по целям инвестирования
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из признаков, раскрывающих сущность инвестиционной привлекательности предприятия, является целевая направленность инвестирования, при этом его целью не может быть только получение прибыли, но и другие цели, а классификацию инвесторов целесообразно дополнить социально ориентированными инвесторами. Что касается понятия «инвестиционной привлекательности», то, по нашему мнению, это не только совокупность обуславливающих процесс инвестирования показателей, характеристик и факторов, но и определенного рода оценка, определяющая вероятности, благодаря которым может быть достигнута цель инвестирования [61, c. 148].
Существует большое количество внутренних и внешних факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия, в следствии чего возникает необходимость объединения и обобщения всех факторов в одну систематизированную классификационную схему, составленную на основе существующих теоретических предположений. Схематическое представление основных групп внешних факторов осуществлено в приложении А и внутренних факторов в приложении Б.
Принято выделять три основные группы внешних факторов – это инвестиционная привлекательность страны, инвестиционная привлекательность региона в котором осуществляет свою деятельность объект инвестирования и инвестиционная привлекательность отрасли.
По совокупности влияния факторов на предприятие выделяют четыре основные группы факторов: финансовое положение, производственный потенциал, качество менеджмента и рыночная устойчивость. Рассмотрим их, наглядно представив в виде схемы представленной на рисунке 2.
На основе обобщения данных из литературных источников и сформировавшихся при анализе личных представлений, факторы инвестиционной привлекательности, по нашему мнению, можно классифицировать по следующим признакам: факторы прямого (открытого) влияния и косвенного (скрытого) влияния.
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия
К факторам косвенного влияния следует отнести такие факторы как:
экономические (темп роста ВВП и ВНП, экономическая политика государства, темпы инфляции, уровень ставки рефинансирования ЦБ РФ, уровень развития фондового рынка);
нормативно–правовые / законодательные (совершенство и стабильность законодательной базы в области инвестиционной деятельности и защиты интересов инвесторов);
социальные (уровень жизни населения, демографическая ситуация, продолжительность жизни населения, уровень безработицы);
политические (политическая обстановка, международные отношения, инвестиционная политика и ее эффективность);
природно–географические (географическое местоположение объекта инвестирования и природные условия, в которых осуществляет свою деятельность объект инвестирования).
К факторам прямого влияния следует отнести:
финансовые (финансовое состояние);
производственные (производственный потенциал); – технические (уровень технической оснащенности);
стратегические (стратегии технического развития производства, как основы всех других инноваций);
инновационные (инновационная программа);
конкурентные (положение предприятия на рынке);
компетентность менеджмента (соответствие решений, принимаемых управленческим ᴨерсоналом современным требованиям);
организационные (организационная структура управления компанией);
трудовые (качество и численность персонала, а также наличие системы обучения и повышения квалификации).
Методики оценки эффективности инвестиционных проектов, существующие в настоящее время, используют различные способы анализа, показатели и систему оценки результатов. В данной главе представлен сравнительный анализ существующих методов.
Все методы, которые обычно используются в анализе инвестиционной привлекательности, можно разделить на две группы:
статистические (учетные оценки):
Срок окупаемости инвестиций;
Коэффициент рентабельности инвестиций.
динамические (дисконтные оценки):
Чистая приведенная стоимость;
Внутренняя норма прибыли;
Индекс рентабельности инвестиций;
Дисконтированный срок окупаемости инвестиций.
Статические методы применяются при краткосрочном характере инвестиционных проектов. При этом, если затраты на проект осуществляются в начале периода, то его результаты определяются на конец того же периода.
Статические методы оценки эффективности инвестиционного проекта считаются простыми методами, использующимися преимущественно для быстрой и примерной оценки привлекательности проекта, и применяются на первых стадиях анализа инвестиционного проекта.
Теперь более детально рассмотрим статистические методы.
Период окупаемости инвестиций (PP) является одним из самых простых и широко распространенных показателей оценки. Способ расчета периода окупаемости зависит от равномерности распределения предполагаемой прибыли от инвестиции. Если прибыль распределена по годам равномерно, то период окупаемости рассчитывается путем деления единовременных затрат на величину годового дохода. Если же доход распределен неравномерно, то период окупаемости рассчитывается посредством прямого подсчета лет, в течение которых затраты будет погашены кумулятивным доходом.
Формула расчета простого срока окупаемости имеет следующий вид:
РР = I/ЧП (1)
где PP – это простой срок окупаемости, I – первоначальные инвестиции, ЧП – чистая прибыль предприятия.
Показатель срока окупаемости инвестиций чрезвычайно прост в расчете, но при этом он имеет несколько минусов, которые требуется учесть.
Во–первых, данный метод никак не учитывает влияние прибыли поздних периодов. Во–вторых, метод основан не на дисконтированных оценках, поэтому при его применении не делается различий между проектами с одной суммой кумулятивных доходов, но разным их распределением по годам.
Вторым статистическим методом выступает коэффициент рентабельности инвестиций (ARR). Данный метод имеет две характерные черты: во–первых, он не предполагает дисконтирования прибыли, а во–вторых, доход характеризуется показателем чистой прибыли.
Формула расчета коэффициент эффективности инвестиций:
ARR = ЧП/((I + RV)/2) (2)
где ARR – коэффициент рентабельности инвестиций, ЧП – чистая прибыль предприятия, I – исходная сумма капитальных вложений, RV – ликвидационная стоимость инвестиционного проекта (может равняться нулю).
Этот коэффициент позднее сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, который рассчитывается путем отношения чистой прибыли организации к общей сумме средств, авансированных в ее деятельность.
Метод оценки эффективности инвестиционного проекта посредством коэффициента рентабельности инвестиций тоже имеет ряд недостатков, которые обусловлены в первую очередь отсутствием учета временной составляющей денежных потоков. Иначе говоря, данный метод не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но разной суммой прибыли по годам, а также между проектами, чья среднегодовая прибыль генерируемую в течение разного количества лет [55].
Теперь перейдем к анализу динамических методов оценки инвестиционной привлекательности. Дисконтирование осуществляется посредством вычисления текущего денежного эквивалента тех реальных денежных средств, которые поступят или будут выплачены в различные сроки в будущем.
Дисконтирование является обратным процессом начисления сложного процента. Сумма, полученная при накоплении процентов – будущая стоимость. Стоимость денег, на которую начисляется процент – это текущая стоимость.
Формула начисления сложного процента имеет следующий вид:
FV = PV*(1 + i)t (3)
где FV – будущая стоимость денег, PV – текущая стоимость денег, i – ставка процента, t – временной период.
Так как формулы взаимозависимы, можно сделать вывод, что при дисконтировании текущая стоимость определяется следующим образом:
PV = FV/(1 + i)t (4)
Наиболее распространенным из данных методов оценки является расчет чистой приведенной стоимости (NPV). Этот метод основан на сравнении величины исходных инвестиций с суммой чистых дисконтированных денежных поступлений на определенный период. Так как денежный поток распределен во времени, то его нужно привести к текущему моменту через дисконтирование.
Чистая приведённая стоимость рассчитывается по формуле:
(5)
где NPV – чистая приведенная стоимость, IC0 – первоначальные инвестиции, t – период, n – количество периодов, CFt – денежный поток за период t, r – процентная ставка.
Для признания максимальной целесообразным затрат инвестирования средств в проект необходимо, чтобы значение NPV проекта было положительным. При сравнении с альтернативными проектами предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением NPV.
Чистая текущая стоимость показывает, достигнут ли инвестиции
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 №51–ФЗ // СЗ РФ. 1995. №22. Ст.1452
2. Федеральный Закон от 25 февраля 1999 г. № 39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме
3. капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. №74. Ст.2112
4. Федеральный Закон от 22 апреля 1996г № 39–ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. №10. Ст.2544
5. Федеральный Закон от 05.03.1999 г. № 46–ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1999. №63. Ст.4751
6. Бабенко А.Г., Смирнова Н.В. Оценка бизнеса. М.: Филинъ, 2017. 86 с.
7. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 475 с.
8. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. – Киев : Эльга, Ника–Центр, 2016. – 720 с.
9. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К.: Ника– Центр, 2014. – 592 с.
10. Богомолов В. Финансовая политика России. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 278 с.
11. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юрист, 2015. – 200 с.
12. Бессонова Е.А., Овчаренко Ю.В. Методические подходы к рейтинговой оценке и их роль в анализе эффективности деятельности предприятий // Известия Юго–Западного государственного университета. – 2015. Т.1. – № 5 (62). – С. 67–73.
13. Ваганов Д.А. Особенности стратегий и стратегического планирования в крупных российских компаниях с государственным участием // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2014. – №1. – С. 85–99.
14. Васильева М.В. Финансовая политика. – М.: Феникс. 2015. – 275 с.
15. Вахания В. Международные финансовые институты и контрольные механизмы. – М.: МГУ, 2016. – 269 с.
16. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятий в условиях экономического кризиса // Аудит и финансовый анализ. – 2015. –№3. – С. 15–20.
17. Воронова М. М., Бессонова Е. А. Оценка финансовых результатов деятельности предприятий России // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита, 2014. – с. 57–62
18. Гаджинский А.М. Логистика. [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров. / Гаджинский А.М. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 419 с.
19. Грибов В.Д. Экономика предприятия /В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. –М.: Инфра–М, 2015. – 448 с.
20. Гениберг Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы // Научные записки НГУЭУ. – 2014. – № 9. – С. 68 –88.
21. Геращенко, И.П. Финансовая стратегия: моделирование и оптимизация: монография. – СПб.: Книжный Дом. – 2014. – 352 с.
22. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия. Критерии и методы оценки в рыночной экономике.– М.: ИНФРА–М, 2014. – 278 с. 22. Данилин В.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Маршрут. 2015. – 317 с.
23. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИАТИ–ДАНА, 2015. –
23. 314 с.
24. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Журнал «Стратегический менеджмент». – 2014. – №4. – С.304–314.
25. Игонина Л.Л., Скачкова Н.Е. Сущность финансовой стратегии корпорации и факторы, ее определяющие. – Краснодар: ЮИМ, 2014. –С. 81 –107.
26. Илышева Н. Н. Финансовая стратегия организации – понятие, содержание и анализ // Финансы и кредит. – 2014. – №17. – С. 8–17.
27. Ковалева А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 266 с.
28. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика. 2014. – 328 с.
29. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – М.: Феникс, 2016. – 289 с.
30. Лакшина О.А. Анализ финансовой стабильности: практика и методология // Деньги и кредит. – 2015. – №10. – С.24–29.
31. Литвин М. И. Финансовый менеджмент. – М.: Издательство «Финпресс», 2013. – 316 с.
32. Малий Н.А., Васильева М.В., Перекрестова Л.В. Финансовая политика. – М.: Феникс, 2018. – 316 с.
33. Моисеев И.И. Оценка эффективности деятельности структурных подразделений коммерческой организации / Социально – экономические явления и процессы. – №12(058). – 2013. –С.90–96.
34. Милкова О. И. Экономика и организация предприятия: учеб. пособие. – Йошкар–Ола: Изд–во Поволжского гос. ун–та, 2014. – 473 с.
35. Макаряьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Макарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Макарьян. Ростов–н/Д: Феникс, 2014. – 560 с.
36. Наточеева Н.Н. Финансовое обеспечение формирования стратегии ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. – 2016. – №3. – С. 101–125. 37. Набиева Р.А. Финансовая политика России. – М.: Финансы и статистика. 2016. – 266 с.
37. 38. Наточеева Н.Н. Финансовое обеспечение формирования стратегии ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. – 2016. – №3. – С. 101–125. 39. Нестеров В.В., Желтов Н.С. Финансовая система и экономика. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 311 с.
38. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 278 с.
39. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 245 с.
40. Омельченко И.Н. Финансово–экономическая стабильность как составная часть организационно–экономической устойчивости предприятий // Вестник машиностроения. – 2015. – №4. – С. 145–149. 43. Осипов Ю.М. Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент. – М.: МГУ, 2016. – 369 с.
41. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 245 с.
42. Овчинников И.Д. Экономика транспорта: учеб. Пособие / И.Д. Овчинников. – Комсомольск–на–Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ». – 2013 г. – 112 с.
43. Основы экономики / под ред. Н.Н.Кожевниковой. – М.: Академия, 2014. – 234 с.
44. Павлова Л. Н. Финансы предприятий. – М: ЮНИТИ, 2016. – 287 с.
45. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика. – М.: Дело, 2015. – 214 с.
46. Попов, С. Сценарное планирование и стратегический анализ // Стратегический менеджмент. – 2014. – № 2. – С. 56–78.
47. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. – М.: Финансы и статистика, 2014.– 258 с.
48. Петрикеева М. В., Грачева Н. А. Методика анализа и оценки эффективности деятельности предприятия // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита, 2014. – с. 199–203
49. Пешкова А.А. Современные проблемы управления финансовой деятельностью предприятий / А.А. Пешкова // Финансовые исследования. – 2017. – № 17. – С. 63–68.
50. Суворова Л.П. Экономика транспорта. Часть 1: учеб. Пособие. Изд. 2–е, испр., перераб. и доп. / Л.П.Суворова, А.В. Селезнёва, А.Б. Красюк / под общ.ред. проф. Л.П. Суворовой. – СПб.: Изд–во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2014. – 116 с.
51. Солодовник А.И., Кокош Е.В. Система показателей финансового состояния предприятия / А.И. Солодовник, Е.В. Кокош // Экономика и социум. – 2017. – № 2 (15). – С. 509–511.
52. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж.. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013, – 576 с.
53. Тарасевич Л.С. и др. Экономическая теория: учебник. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 315 с.
54. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. – М. : ИД Вильямс, 2016. – 928 с.
55. Хансе Э. Денежная теория и финансовая политика. – М.: Дело. 2016. – 278 с.
56. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании. – М.: Российская экономическая академия, 2013. – 156 с.
57. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Э. Хелферт. – 10– е изд. – СПб. : Питер, 2014. – 640 с.
58. Чараева М.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / Чараева М.В. – 2–е изд. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 240 с.
59. Ширяева Н.В., Ефимова Д.В. Определение точки безубыточности организации / Н.В. Ширяева, Д.В. Ефимова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. – № 8. – С. 123–124.
60. Шарипова Л. А. Управление рентабельностью организации / Л. А. Шарипова // Novainfo.ru. – 2016. – № 56. – С. 153–156.
61. Яковлева Н.В. Стратегические перспективы и реалии российских предприятий // Экономика и математические методы. – 2016. – № 4. – С. 71–79.
62. Ярушина Т. Н., Гузий Е. В. Повышение прибыльности и рентабельности предприятия / Т.Н. Ярушина, Е.В. Гузий // Экономика и бизнес. Взгляд молодых. – 2016. – № 1. – С. 112–115.