Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная практика обучающихся – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, педагогических, творческих заданий в учреждениях, организациях или на предприятиях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности. Учебная практика входит в состав практики образовательной программы высшего образования и учебного.
Практика обеспечивает закрепление у студентов теоретических знаний и способствует приобретению практического опыта планирования и проведения исследований процессов обучения дисциплин по профилю подготовки в сфере будущей профессиональной деятельности. Позволяет ознакомиться с различными учреждениями, где осуществляется психологическая помощь, с передовыми педагогическими и психологическими достижениями. В процессе практики планируется посещение открытых занятий наиболее опытных педагогов и психологов.
Задание 1
Познакомьтесь с программой развития ОУ, опишите основные направления.
Практика была мной пройдена в ГБДОУ детский сад №119 «Незнайка»
ГБДОУ № 19 реализует концепцию развития личности ребенка на основе идей развивающего обучения.
ГБДОУ работает в 1981 году.
Функционирует 11 групп общеразвивающей направленности.
Общая численность воспитанников 284 человека.
Состоит из одного двухэтажного кирпичного здания.
Юридический адрес: СПб, ул. Композиторов д.20 к.2 лит.А
Заведующий: Сахарова Ольга Владимировна
электронная почта: info.sad119@obr.gov.spb.ru, d119@shko.la
Лицензия № 1273 от 21.01.2015 года
Режим работы ГБДОУ с 7.00 до 19.00: пятидневная рабочая неделя, 12-часовое пребывание детей. Выходные дни: суббота, воскресенье, нерабочие, праздничные дни, установленные законодательством РФ.
Режим работы групп, длительность прибывания в них воспитанников, а также учебные нагрузки определяются Уставом и не превышают нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения и соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и СанПин 2.4.1.3049-13.
В учреждении созданы условия для развития музыкальной деятельности: имеется музыкальный зал, музыкальные инструменты (баян); имеется необходимый набор детских музыкальных инструментов, на которых дети играют классические произведения и др.; дети, методом моделирования, самостоятельно создают схемы построек.
При переводе ребёнка в следующую возрастную группу проводится педагогическая диагностика, разработанная авторами реализуемой образовательной программы для выявления результативности образовательной программы и уровню её усвоения детьми.
В старшей и в подготовительной группе проводится психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению педагогом-психологом ГБДОУ или приглашённым специалистом на договорной основе. Данные результатов психологической диагностики доводятся до сведения родителей непосредственно педагогом-психологом.
Данные педагогической и психологической диагностики доводятся до сведения родителей в конфиденциальном порядке и разглашению не подлежат.
В детском саду осуществляется образовательный процесс, следующими специалистами: заведующая ГБДОУ, старший воспитатель (он же председатель консилиума), педагог-психолог (заместитель председателя консилиума), учитель-логопед (2 специалиста), старшая медицинская сестра, воспитатели МДОУ, музыкальные работники (3 специалиста), инструктор по физическому воспитанию.
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса:
- ГБДОУ разрабатывает и утверждает годовой план работы.
- ГБДОУ самостоятельно устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы.
- Определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество занятий, вводится второй завтрак (при финансовой возможности)).
- Определяет расписание занятий, время оказания дополнительных (платных) образовательных услуг.
В соответствии со своими уставными целями и задачами ДОУ реализует дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные, на договорной основе с родителями (законными представителями) за пределами основных образовательных программ, определяющих статус учреждения. Закон «Об образовании РФ» Ст. 14 п.6. Ст. 45.
Виды платных образовательных услуг ГБДОУ определяет самостоятельно. В дальнейшем этот перечень можно изменять. На данный момент к платным услугам относятся: спортивные бальные танцы, логоритмика (логопедический кружок), изостудия, бассейн, занятия по английскому языку.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
В группе имеется спальня, игровая, гигиеническая комнаты, рационально используется пространство групповых комнат, музыкального зала, оптимально сочетается индивидуальная и совместная деятельность детей.
имеются дидактические средства и оборудование для развивающей деятельности;
художественная литература, подбор иллюстраций, репродукции картин, наборы пластинок, видеокассет по сказкам, звукозаписи - все это обогащает впечатления детей;
в группе имеются дидактические игры (настольные, домино, лото, различные сложные наборы и игрушки для развития детей в различных видах деятельности);
имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития;
созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.
В Учреждении созданы условия для художественно-эстетического развития детей. В группе в свободном доступе для детей имеется необходимый материал для рисования, лепки, аппликации, художественного труда (бумага разного размера, цвета, фактуры, краски, гуашь, акварель, нетрадиционные красители, песок разных оттенков для аппликации, трафареты, печатки), организованы выставки детских работ. Территория озеленена деревьями, кустарниками различных пород.
Имеются видеосалон, музыка, диафильмы, костюмы сказочных персонажей.
В учреждении созданы условия для развития музыкальной деятельности: имеется музыкальный зал, музыкальные инструменты (баян); имеется необходимый набор детских музыкальных инструментов, на которых дети играют классические произведения и др.;
в группах имеются наборы разных видов настольного строительного материала, отличающиеся размером, цветом, содержанием, а также сложные конструкции напольного строительного материала; дети, методом моделирования, самостоятельно создают схемы построек.
имеются наборы дидактических игр по ознакомлению с природой;
в каждой группе оборудован спортивный уголок;
на участках имеются горки, лесенки, дуги, качели, карусели, диски здоровья и т.д.
Организация предметно-пространственной среды соответствует основным требованиям по построению развивающей среды.
В группе используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развёрнутые и содержательные сюжеты. В группе имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр. Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, набор столовой и чайной посуды, предметы домашнего обихода. Центр сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. Наборы «парикмахерская», «магазин», размещены в специальных контейнерах. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, а также для самостоятельных игр детей. В шкафах удобно и доступно для детей размещено игровое оборудование: кубики для конструирования, машинки, пирамидки. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Под групповые игровые площадки для детского сада отводится основная часть территории детского сада. Площадка ограждена кустарником и снабжена кольцевой дорожкой шириной 1,5 метра по периметру участка. Дорожка предназначена для езды на велосипеде, изучения правил дорожного движения, хождения на лыжах. Покрытие групповых игровых площадок в детском саду травяное, устойчивое к вытаптыванию, На ней использованы такие виды трав, которые устойчивы к вытаптыванию. Чтобы защитить детей от осадков и солнца, а также для создания возможности проводить прогулки в любую погоду, на территории групповой площадки установлены теневые навесы: не менее 1 квадратного метра на одного ребенка. Для воспитанников раннего возраста на групповой площадке установлена секция с гимнастической лестницей, горка-манеж, наклонная лестница, секция с набором элементов для игр с мячом, балансир, оборудование для пролезания, качалки.
Задание 3
Представьте разработку двух занятий по разработанной программе «Учимся общаться»
Конспект занятия «Учимся общаться»
Подготовительная группа
Цель: нравственное воспитание детей, побуждать к проявлению теплых чувств,
учить употреблять «вежливые слова» в общении с детьми и взрослыми, воспитывать доброту, доброжелательность, дружелюбие.
Материал к занятию: цветик – семицветик с лепестками, шкатулка, письмо, картинки с животными с различными эмоциями, рисунки с хорошими и плохими поступками
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Посмотрите, какой замечательный денек.
Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу. А сейчас положите обе ручки себе на сердечко. А теперь возьмитесь за руки и слегка сожмите руки своего соседа. Таким образом, вы поприветствовали друг друга, а также подарили тепло своего доброго сердца. Садитесь на стульчики.
Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. Смотрите здесь конверт с письмом. Открывает конверт и читает его
"Дорогие, ребята!
Я, Фея вежливости и доброты, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик». Но злая колдунья Злость перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать можно, если вы выполните семь заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка - откроется и вы получите один лепесток и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.
Задание 4
Проведите занятия, проведите их самоанализ
Самоанализ занятия «Учимся общаться»
Занятие проведёно согласно календарно-тематического планирования.
Учителем поставлены цели занятия с вовлечением дошкольников в постановку цели, дана мотивация её достижения. Задания подобранные по нарастающей сложности, самостоятельное задание способствовало развитию интеллектуальных способностей.
Методы, используемые воспитателем, способствовали развитию наблюдательности.
Воспитатель применяла способы индивидуализации и дифференциации заданий для детей в зависимости от их личностных особенностей. Деятельностный подход позволил обучающимся не получать знания в готовом виде, а дети сами в процессе изучения темы добывали их.
Все применяемые методы способствовали созданию учебно-познавательной деятельности при которой дети были активны. На занятии присутствовала самостоятельная работа почти на всех этапах.
Речь учителя была понятной, чёткой и ясной. На занятии царила доброжелательная обстановка, способствующая тесному сотрудничеству и развитию различных форм общения.
Урок проведен на высоком уровне и отвечает современным требованиям.
Рекомендации: делать физминутки для привлечения внимания учеников.
Самоанализ занятия «Зачарованные дети»
Стремилась, решая дидактические, организационные, воспитательные задачи, создать благоприятный для развития детей,
социально-психологический климат занятия: в начале занятия детям загадывалась загадка.
Дети самостоятельно называли тему урока.
Содержание занятия соответствует требованиям воспитательного плана отвечает уровню подготовки дошкольников, их возрастным особенностям, логично продолжает предыдущие занятия.
Моя деятельность была направлена на формирование детского коллектива, выработку норм общения, способствующих сотрудничеству и взаимопониманию детей: работа в паре, оценивание друга друг.
Задание 5
Опишите платформы и инструментарий психолога для работы в дистанционном формате
Дистанционные формы взаимодействия педагога-психолога ГБДОУ №119 города Санкт-Петербурга с родителями воспитанников:
• Онлайн-консультации с родителями (Viber, What’s App, Skype, Zoom, сотовая связь и телефония), - включая голосовое, видео и текстовые сообщения.
• Рассылка по е-mail заданий, полезной информации в виде презентаций, текстовых, аудио, видео-материалов, интернет-ссылок с информацией для занятий, по интересующим вопросам.
• Проведение дистанционных занятий с детьми с использованием персональных личных кабинетов родителей портала «Мерсибо».
• Организация участия детей в онлайн-викторинах, конкурсах, олимпиадах в рамках работы с одаренными детьми
В онлайн режиме можно осуществлять консультирование и занятия с детьми возрастной нормы и с различными патологиями развития, осуществлять помощь в построении индивидуального маршрута обучения, подготовке к школе, а также психолого-педагогическое сопровождение детей с одаренностью.
Были разработаны следующие электронные картотеки игр и психологических упражнений (в текстовом, аудио и видео формате, в виде презентаций) для родителей с целью проведения ими самостоятельно коррекционно-развивающих занятий с детьми:
• «Игры на развитие саморегуляции»,
• «Игры на развитие межполушарного взаимодействия»;
• «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»;
• «Игры и упражнения для развития речи»;
• «Игры на развитие внимания»;
• «Игры на развитие памяти»;
• «Игры на развитие мышления»;
• «Экспресс-диагностика уровня психо-речевого развития детей, развития эмоционального интеллекта»
• «Диагностика детско-родительских взаимоотношений, психологического климата в семье»;
• «Формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений»;
• «Развитие школьно-значимых функций».
Задание 6
Разработайте занятие педагога-психолога с родителями ДОУ с использованием дистанционных технологий
Работа ДОУ по вопросам общения с родителями проводится в полном объеме, регулярно старший воспитатель проводит беседы с родителями на различные темы, связанные с правилами образования и воспитания детей, также на индивидуальные беседы вызывает родителей, детям которых нужна коррекция в поведении, в саду постонно проводятся тест и анализируются их результаты, которые говорят и прогрессе развития каждого ребенка и группы в целом. Психологическое состояние детей находится под контролем воспитателя и тщательно фиксируется любое изменение в поведении ребенка. Родители принимают активное участие, вносят свои предложения и часто оказывают необходимую помощь воспитателям.
В планах у моего воспитателя-наставника было несколько тем для бесед:
• Консультация «Значение дневного сна в жизни ребенка».
• Консультация «Самообслуживание в жизни ребенка».
• Консультация для родителей «Учим ребенка общаться».
• Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду».
• Беседа «О соблюдении режима дня в детском саду и дома».
• Беседа «О необходимости регулярного посещении д/с»
• Беседа «Внешний вид ребенка в д/с».
• Создание социального паспорта семьи.
• Оформление стенда «Это интересно».
• Фотовыставка «Будем знакомы!»(с рассказом о семье).
• Памятка для родителей «Здоровый образ жизни».
• Беседа «Подготовка ребенка к новому учебному году».
Мной была выбрана следующая тема: «Значение дневного сна в жизни ребенка». Проведение дистанционной встречи с родителями с использованием персональных личных кабинетов родителей портала «Мерсибо» было проведено 23.12.2020.
На беседе присутствовало 17 человек.
Конспект беседы.
Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не менее важным считается дневной сон, присутствие которого существенно влияет на физическое и эмоциональное развитие.
Задание 7
Разработайте сценарий педсовета «Как корректировать проблемы у детей с тревожностью при помощи техник арт-терапии»(представьте доклад и презентацию)
Сценарий педсовета «Как корректировать проблемы у детей с тревожностью при помощи техник арт-терапии».
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по коррекции проблем у детей с тревожностью при помощи элементов арт-терапии.
Задачи:
1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Основная часть:
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Понятием «тревожность» в психологии обозначают, как состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску, не является устойчивой чертой характера, обратима при проведении соответствующих мероприятий. Признаками тревожности является, неуверенность в себе, робость, несамостоятельность, агрессия направленная на других, одиночество, замкнутость, малоактивность, фантазии отходящие от реальности.
Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.
У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.
Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Задание 8
Составьте психолого-педагогическую характеристику на трех обучающихся
Задание 9
Составьте психологический портрет группы
Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
- название группы: «Почемучки»
- возраст детей от 6 до 7 лет
- количество воспитанников 27 человек
- адаптация детей к условиям ДОУ: ежедневный контроль за состоянием здоровья детей ведет к положительной адаптации.
- коммуникативность детей группы: коммуникабельность, доброжелательность, умеют проявлять сочувствие, сопереживать.
- психологические особенности детей группы (развитие мыслительных процессов – на основе обследование психолога ДОУ).
Мышление и речь: дети умеют группировать предметы по существенным признакам (одежда, посуда, транспорт, обувь и т. д.); составляют разрезанные картинки 5-6 частей по образцу с использованием кубиков Кооса; отвечают на вопросы взрослого по сюжетной картинке; составляют воспитательный рассказ, читают по слогам, решают и составляют задачи, считают в пределах 100.
Внимание и память: дети внимательны и собраны, стихи соответствующие возрасту, запоминают после 3-4 повторов; запоминают набор предметов и умеют определить их изменение или перемещение между реальностью и вымыслом «нелепицы» в которых есть 2-3 несоответствия.
Задание 10
Провести саморефлексию проведенных мероприятий
Работа в данном дошкольном учреждении направлена на гармоничное воспитание детей в тесном сотрудничестве с родителями. Коллектив дружный и сообща решает поставленные задачи и возникающие проблемы. Заведующая и старший воспитатель имеют большой опыт работы в данном дошкольном учреждении и высокий уровень профессионализма в решении поставленных задач. Поэтому работа в данном учреждении была интересной, всегда можно было рассчитывать на поддержку наставника, получить ценный совет и узнать маленькие хитрости и тонкости этой кропотливой работы – работы с детьми.
Как свою заслугу хотим отметить теплую дружескую атмосферу, которую нам удавалось поддерживать во время большинства игр и занятий (а ее изначальное создание, разумеется, - дело рук воспитателя). Дети относились к нам с симпатией, доверяли, искали тактильного контакта.