Фрагмент для ознакомления
2
1) Выберите одно лишнее. Объясните свой выбор
1) пропан 2) пропен 3) циклопропан 4) бутан
2) Выберите одно лишнее. Объясните свой выбор.
1) СН3 - СН2 - СН2 – СН2 - СН3 2) СH3 - CН - СH3
CH3
3) СН2=СН – СН3 4) СH3 - CН - CН - СH3
CH3 CH3
Учащиеся должны прийти к выводу, что изучать на уроке более подробно будем класс алкены. Так как это не первый класс углеводородов, который мы изучаем, то план изучения учащимся знаком. Исходя из строения, предполагаем, какие виды изомерии характерны для них. Прогнозируем, какими свойствами должны обладать данные углеводороды. Учащиеся работают в группах, изучая материал учебника , каждая группа работает над своей темой.
III. Изучение нового материала (стадия осмысления)
Работа в группах.(5 мин)
1 группа
Изучить строение алкенов: выяснить тип гибридизации, геометрию молекулы, угол связи, длину двойной связи, схему образования двойной связи
2 группа
Выяснить возможные виды изомерии алкенов. Изомеры для С4Н8
3 группа
Изучить химические свойства: реакции присоединения, реакции окисления, качественные реакции на п-связь.
4 группа
Рассмотреть способы получения алкенов: в лаборатории и промышленности.
5 группа
Применение алкенов.
Выступление в группах корректируется с помощью презентации.
Строение
Виды изомерии
1. Изомерия углеродного скелета
С4Н8 СН2 = СН - СН2 – СН3 и СH2 = C - CH3
CH3
2. Изомерия положения двойной связи
С4Н8 СН2 = СН - СН2 – СН3 и СН3 - СН = СН – СН3
бутен-1 бутен-2
3. Межклассовая изомерия (циклоалканы)
С4Н8 СН2 = СН - СН2 – СН3
Химические свойства
Реакции присоединения:
А) Гидрирование (присоединение водорода)
СН2=СН2 +Н2 → СН3-СН3
Б) Бромирование (присоединение брома).
Качественная реакция на П-связь.
СН2=СН2 +Br2 → СН2Br - СН2Br
В) Гидратация (присоединение воды)
Правило Марковникова: «При взаимодействии галогеноводородов (воды) с несимметричными алкенами ион водорода присоединяется к наиболее гидрированному атому углерода, а галогенид-ио(гидроксид-ион) к наименее гидрированному атому углерода».
СН2 = СН – СН3 +H2O → СН3 - СН2OH– СН3
Г) Гидрохлорирование (присоединение хлороводорода)
СН2 = СН – СН3 + НСl → СН3 – СНСl – СН3
Д) Реакция полимеризации
(соединение множества одинаковых молекул) СЛАЙД 10
СН2=СН2 + СН2=СН2 + СН2=СН2 +…→ -СН2 - СН2 - СН2 - СН2 - СН2-СН2- … Этилен полиэтилен
Реакции окисления
А) Горение С2Н4+3О2 → 2СО2 +2Н2О
Б) Окисление перманганатом калия. Качественная реакция на П-связь.
СН2=СН2 + Н-ОН+[О] → CH2 – CH2
OH OH
Этиленгликоль (двухатомный спирт)
Получение.
В лаборатории. Демонстрационный эксперимент (получение этилена и взаимодействие с иодной водой (имитация бромной воды) и раствором перманганата калия.) Горение этилена.
CH3 – CH2 – OH Н2SO4 CH2 = CH2 + H2O
этиловый спирт
Правило Зайцева «При отщеплении галогеноводорода от вторичных и третичных галогеналканов атом водорода отщепляется от наименее гидрированного атома углерода»
СН3 – СН2 – СНBr – CH3 + NaOH спирт СН3 – СН = СН – CH3 + NaBr + H2O
В промышленности.
Крекинг алканов СЛАЙД 13
C8H18 → C4H10 + C4H8
алкан алкан алкен
C4H10 → C2H6 + C2H4
алкан алкан алкен
Применение
1. Полиэтилен (демонстрация полиэтиленового пакета с надписями)
2. Пластмассы
3. Растворители
4. Получение этилового спирта (антисептик, получение каучука)
5. Получение ацетальдегида (органический синтез)
6. Получение антифризов, тормозных жидкостей
7. Получение горючего с высоким октановым числом
8. Для ускорения созревания фруктов (особое свойство этилена).
Закрепление (стадия размышления) . (10 мин)
Вариант 1.
1. Название вещества, формула которого СН3 – СН – СН = СН – СН3
СН3
А) 2 – метилпентен-3 В) 2 – метилпентен-2
Б) 2 – метилпентен-4 Г) 4 – метилпентен-2
2. Вещества, формулы которых СН2=СН2 и СН2=СН - СН2 –СН3
А) веществами разных классов В) гомологами
Б) одним и тем же веществом Г) изомерами
3. Продуктом реакции пропена с бромоводородом является
А) 1- бромпропан В) 1,2 – дибромпропан
В) 2 – бромпропан Г) 1,2,3 – трибромпропан
4. Реакции гидрирования соответствует схема
А) …+Н2О → С2Н5ОН Б) …+Н2 → С3Н8
В) … → С2Н4 + Н2 Г) … → С2Н4 + Н2О
5. Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3
А) 2- метилбутен – 2 В) бутан
Б) бутен – 2 Г) бутин - 1
6. Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:
А) этилен В) бутан
Б) 2- метилпропан Г) пропан
Вариант 2.
1. Название вещества, формула которого СН3 – СН= С – СН2 – СН3
СН3
А) 2 – метилпентен-3 В) 3 – метилпентен-2
Б) 2 – метилпентен-4 Г) 3 – метилпентен-3
2. Вещества, формулы которых СН2=СН - СН3 и СН2=СН - СН2 –СН3
А) веществами разных классов В) гомологами
Б) одним и тем же веществом Г) изомерами
3. Продуктом реакции бутена-1 с хлороводородом является
А) 2- хлорбутан В) 1,2 – дихлорбутан
В) 1– хлорбутан Г) 1,2,3 – трихлорбутан
4. Реакции гидратации соответствует схема
А) …+Н2О → С2Н5ОН Б) …+Н2 → С3Н8
В) … → С2Н4 + Н2 Г) … → С2Н4 + Н2О
5. Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3
А) 2- метилбутан В) циклобутан
Б) бутан Г) бутин - 1
6. Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:
А) 2- метилбутан В) пентан
Б) пропан Г) пропилен
Учащиеся проверяют друг у друга и ставят оценку
1 2 3 4 5 6
В-1 Г В В Б Б А
В-2 В В А А В Г
Количество баллов оценка
6 5
5 4
3-4 3
2-1 2
Составить синквейн
1.Этилен
2.Непредельные, ненасыщенные
3.Горят, присоединяют, окисляют
4. Сырье для производства полиэтилена
5.Алкен.
Рефлексия
1 Сегодня я узнал…
2.Было трудно...
3.Было интересно…
4.Я почувствовал, что...
5. Урок мне дал для жизни…
Домашняя работа
§-9-10.
Найти молекулярную формулу алкена, относительная плотность которого по кислороду равна 2,19. Составить изомеры и назвать.
Осуществить превращения:
С3Н8 → С2Н4 → С2Н5Br → C2H4 → C2H5OH → CO2
Подготовить сообщение - презентацию о применении этилена и его гомологов.
Прикладная химия.
УРОК «СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
Цель: дать понятие о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение этих материалов в народном хозяйстве.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ О.С.Габриелян. – М.: 2009.
2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: методическое пособие/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2010.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 384 с.
4. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева//Башкирский химический журнал. -2007. -Т.14. -№ 3. -С.119 -124.
5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики//Башкирский химический журнал. -2009. -Т. 16. -№ 4. -С. 106 -110.
6. Солдатова Т.М. Уроки химии с применением информационных технологий. Неметаллы. 9 класс: разработки уроков, задания для подготовки ГИА и ЕГЭ, задачи и решения. Методическое пособие с электронным приложением/ Т.М.Солдатова. – М.: Планета, 2011.
7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
8. Цветков Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. – М.: Просвещение, 1984.