Фрагмент для ознакомления
2
Учебная научно-исследовательская работа проходила на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (кафедра английского языка) в 1семестре 2020-2021 учебного года (144 часа, 4 зачетных единицы)
1. Целью научно-исследовательской работы является формирование общепрофессиональной компетенции, соответствующей такому типу задач профессиональной деятельности, как научно-исследовательская деятельность:
- способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8).
2. Задачи учебной научно-исследовательской работы:
- сформировать умение пользоваться системой библиотечных каталогов и четкое представление алгоритма работы с библиографическими источниками;
- овладеть основами разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранным языкам в соответствии с потребностями профессионального контекста;
- развить способность творчески подходить к научно-исследовательской деятельности;
- развить навыки научно-исследовательской работы, овладеть методами психолого-педагогического исследования и организации опытно-экспериментальной работы в условиях модернизации языкового образования.
В течение учебной практики проводились консультации с научным руководителем, велась работа с информационными и справочными изданиями, анализировались теоретические источники по теме выпускной квалификационной работы (Приложение 1), продолжалась работа по систематизации фактического материала исследования, результатом чего явился черновой вариант статьи по теме исследования (Приложение 2)
Магистрант: Масленкова Мария Александровна
(Приложение 1)
1. Есмурзаева Ж. Б. КОНЦЕПТ "РОДИНА" (В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ) В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ КОНЦЕПТОВ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 8 (15): в 2-х ч. Ч. II. C. 53-55.
В работе перечислены авторы, в трудах которых присутствуют различные аспекты языковой концептуализации на материале русского и/или английского языков - Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, А. А. Зализняк, И. Б. Левонтина, М. В. Пименова, Е. В. Рахилина, А. Д. Шмелев, Дж.Лакофф и др.
Отмечено, что в связи с тем, что так как концепт «родина» присутствует в любой этнической культуре и является универсальным, то он является одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры.
В статье показано, что интерес к составляющим концепта родина, возник давно, на что указывал еще В. В. Виноградов. Тем не менее «концепт Patria» особое внимание начинает привлекать, как указывает В. Н. Телия, начиная с 90-х годов – периода распада СССР.
По мнению И. Сандомирской, говорить о Родине легко, но чрезвычайно трудно при этом быть оригинальным, так как Родина фразеологична, клишированно-образна, идиоматична по своему когнитивному характеру.
В этой способности дискурса Родины порождать цитаты и цитаты цитат проявляется интертекстуальный характер, свойственный любому концепту.
Автор указывает на лингвоспецифику концепта «родина», определяющуюся самим фактом наличия в лексической системе русского языка «патриотической триады» - «родина-отечество-отчизна», формальный аналог которой можно встретить в английском языке - «homeland- fatherland - motherland».
В синонимическом ряду единиц, передающих в современном русском языке идею родной страны - «родина», «отечество», «отчизна», место лексической доминанты, безусловно, занимает лексема «родина» как наиболее многозначная и наиболее частотная единица этого ряда.
В экспериментальной части статьи показано, что по данным РАС, число реакций на словостимул «родина» в два раза превышает число реакций на стимулы «отчизна» и «отечество», причем почти треть этих реакций представлено словом «мать».
Кроме того, отмечено, что лексема «родина», как никакая другая единица этого синонимического ряда, используется в названиях литературных произведений, общественных организаций, построек и артефактов. Она же, обладая наибольшей несвободной сочетаемостью и прецедентностью, входит в состав многочисленных фразеологизмов, образующих фонд фоновых знаний носителей русского языка.