Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вид практики: Преддипломная практика
Тип практики: Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
В качестве места прохождения практики приказом ректора закреплено:
МБДОУ №…, г. …
Срок прохождения данной практики в период с 22 февраля 2021 г. по 22 марта 2021 г.
Цель прохождения практики - содействие становлению профессиональной компетентности будущего воспитателя / учителя начальных классов в процессе решения профессиональных задач, определенных программой практики планом выполнения дипломной работы.
Основными задачами практики являются:
– систематизация имеющиеся знания в области дошкольного и начального образования, осознать их практическое значение;
- развитие практические умения в области организации образовательного процесса в дошкольных организациях и начальной школе;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Практика направлена на осознание значимости профессиональной деятельности в решении задач в области образования дошкольника, их психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, социализации и личностного роста.
Содержание практики тесно связано с выполнением заданий выпускной работы студента, с реализацией всех этапов исследовательской деятельности по проблеме выпускной работы.
В результате прохождения практики формируется комплекс компетенций:
ОК- 6 способность к самоорганизации и самообразованию;
ОПК-1 готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
ОПК-3 готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;
ОПК-4 - готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования;
ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
- ПК-5 - способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
ПК-7 - способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.
Практика включает разделы (этапы): Подготовительный этап; Основной этап; Индивидуальная программа практики; Заключительный этап.
1. Программа 2 и 3 экспериментальной части дипломной работы
Тема выпускной квалификационной работы: «Роль традиционных семейных ценностей в воспитании детей 5 – 7 лет».
Экспериментальная работа по МБДОУ № .., г… В исследовании приняло участие 26 старших дошкольников группы «Солнышко», из них 13 человек были отнесены к контрольной группе и 13 человек – к экспериментальной, с которой впоследствии проводилась формирующая работа.
2.2.Формирующий этап
Цель: сформировать нравственную культуру личности детей 5-7 лет на основе традиционных семейных ценностей.
Задачи:
1) Разработать программу по формированию нравственной культуры личности на основе традиционных семейных ценностей;
2) Разработать рекомендации для родителей по формированию нравственной культуры личности детей 5-7 лет на основе традиционных семейных ценностей.
2.3.Контрольный этап
Цель: проверить эффективность формирующей работы по формированию нравственной культуры личности дошкольников 5-7 лет на основе традиционных семейных ценностей.
Задачи:
1) Проведение исследования уровня сформированности нравственной культуры личности;
2) Количественный и качественный анализ результатов исследования;
3) Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.
Выводы: после формирующей работы в экспериментальной группе произошло значительное улучшение сформированности нравственных качеств. Число детей возросло до 53,8 %. С низким уровнем сформированности дошкольников в экспериментальной группе выявлено не было, а в контрольной группе выявлен один человек (7,6 %).
Дети с высоким уровнем сформированности помощь оказывают во вех случаях по собственному желанию, проявляют дружелюбие, сострадание, заботу о животных, сопереживание, радость, чуткость.
Дошкольники со средним уровнем помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых, к сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации, проявляют чувство жадности, заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров). Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо». Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.
По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод о высоком уровне сформированности нравственной культур личности у дошкольников экспериментальной работы (61,5 %). В контрольной группе только три ребенка (23,1 %) с высоким уровнем, а большинство детей со средним уровнем сформированности нравственной культуры личности.
2. Проведение формирующего этапа исследования
Таблица 1 - План работы на формирующем этапе эксперимента
№ Название мероприятия Взаимодействие с участниками образовательного процесса Применяемые технологии/ методы
1 «Семья и родной дом» (рассматривание фотографий), фотовыставка: «Семейные традиции как основа крепкой семьи» Выслушивание ответов, оказание необходимой помощи в процессе выполнения задания Беседа
2 Игровая деятельность с младшими школьниками чтение художественной литературы Распределение ролей, помощь в игровой деятельности Игры («Назови ласково», «Круг желаний», «Щедрые подарки»);
Книги
3 Игровая деятельность;
Родительское собрание «Как привить детям те традиции, которые лежат в основе духовно-нравственного воспитания» Распределение ролей, помощь в игровой деятельности;
Ответы на вопросы родителей, разъяснение проблем. Игры («Верные друзья », «Как надо заботиться», «Жизнь в лесу», «Колечко красоты»);
Презентация
4 Проведение внеклассного мероприятия (социальные ситуации развития: знакомство; разговор по телефону; на улице; в подъезде; моя комната, мои игрушки) Выслушивание ответов, оказание необходимой помощи в процессе выполнения задания Презентация;
Карточки с заданиями
5 Работа с младшими школьниками;
чтение художественной литературы Выслушивание ответов, оказание необходимой помощи в процессе выполнения задания.
Беседа;
Презентация;
Книги
6 Внеурочное занятие (оформление альбома «Моя дружная семья») Помощь в оформлении альбома Беседа;
Фотографии
Работа с детьми включала в себя проведение дидактических игр, бесед по вопросам нравственности, участие в фотовыставке, формирование семейного альбома, чтение художественных произведений.
Следует отметить, что дошкольники активно принимали участие в обсуждениях, рассказывали о семейных традициях, с удовольствием участвовали в игровой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Консультант плюс
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.01.2021)
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 25.01.2021)
4. Бардинова Е. Нравственное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Е. Бардинова // серия Приложения к журналу «Управление ДОУ» - М.: Сфера, 2008. – 247 с.
5. Батчаева, М. А. Духовно-нравственное воспитание школьников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск. - 2016. – № 3. – С. 15-19.
6. Игры и упражнения по социально-нравственному развитию дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/ispolzovanie-igr-i-igrovyx-uprazhnenij-v-socialno-nravstvennom-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 10.01.2021)
7. Кузьмишина, Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. - М., 2006. – 215 с.
8. Никитина, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы / Н.Н. Никитина [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm (дата обращения: 25.01.2021)
9. Потаповская, О.М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. – URL: http://classnyjchas.ucoz.ru/publ/2-1-0-5 (дата обращения: 25.01.2021)
10. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. М., 1989. – 310 с.
11. Шершенева, А.П. Духовно-нравственное воспитание дошкольников /А.П. Шершенева // Молодой ученый. – 2018. - № 6. – С. 10-14.