Фрагмент для ознакомления
2
1. Проект организации обучения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивной образовательной среды с использованием АООП.
Описание ситуации: образовательная организация получила лицензию на право реализовывать АООП для детей с ОВЗ (дети с нарушениями речи).
Используемые материалы: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, проект АООП для детей с нарушениями речи
Формулировка задания:
Разработайте содержание деятельности учителя на разных этапах проектирования индивидуальной образовательной программы
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Основные задачи коррекционного обучения:
1.Повышение возможностей обучающихся с НР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс.
2. Формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие пространственно-временных представлений.
6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР.
: Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с нарушениями, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей школьников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения коррекционно-развивающей логопедической программы являются:
•коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
•развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
•обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.\
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у учащихся с НР особых потребностей к освоению АООП НОО, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендация по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях учреждения. обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом, речевом развитии учащихся с НР;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся с НР в освоении АООП НОО, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся с ТНР.
Профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ТНР.
Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми недостатками, у которых в результате логопедического обследования выявлены: фонематическое, фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи, а также недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
коррекционно-развивающих занятий для
учащихся с НР
Тема занятия/ количество часов
Содержание работы
Словообразование Формирование лексико-грамматических категорий Связная речь
Лето и осень (1ч.) Формирование умения вы¬делять слова, обозначаю¬щие названия предметов, действий, признаков и слов сравнительного анализа Согласование существи-тельных с прилагательными в роде (желтые листья, холодный дождь) Составление предложений с
использованием опорных картинок
Овощи и
Фрукты (1ч.) Образование множествен¬ного числа существитель¬ных (яблоко — яблоки, огу¬рец — огурцы). Понимание обобщающего значения слов Согласование прилагатель-ных с существительными в роде, числе, падеже (крас-ный помидор — красные помидоры — много красных помидоров) Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах
Сбор уро¬жая
(1ч.) Развитие навыка словообра¬зования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лук — лучок, огурец — огурчик) Согласование притяжатель-ных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода (моя груша, мой перец, мое яблоко) Составление предложений по вопросам (кто? что? что делает? кому? чему?)
Птицы
(1ч.) Образование глаголов с приставками (на-, по-, вы-, с-, пере-) Согласование существи-тельных с глаголами в на-стоящем времени: птица (что делает?) летит, поет, клюет. Формирование навыка со-ставления короткого рас¬сказа
Домашние птицы (1ч.) Согласование существи¬тельных с глаголами един¬ственного и множественно¬го числа настоящего и про¬шедшего времени (утка плавает — утки плавают) Согласование существи-тельных с прилагательными в роде, числе, падеже (желтый цыпленок—жел¬тые цыплята) Овладение навыками со-ставления простого пред-ложения и описательного рассказа
Домашние животные (1ч.) Образование существитель¬ных с суффиксами -онок, -елок, -ята (теленок — те¬лята) Усвоение навыка образова-ния притяжательных прила-гательных (кошачьи глаза, лошадиный хвост)
Деревен¬ский двор (1ч.) Образование существитель¬ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка — кошечка) Различение и выделение названий признаков по на-значению и вопросам (ка-кой? какая? какое?) Согласование слов в пред-ложении по модели: суще-ствительное в именитель¬ном падеже + согласован¬ный глагол прямое допол¬нение (кошка пьет молоко)
Дикие живот-ные (1ч.) Образование существитель¬ных с помощью суффиксов
-ата, -ята. -опок, -енок (бельчонок— бельчата) Практическое употребление притяжательных прилага-тельных (лисий хвост, вол-чьи зубы) Овладение диалогической формой общения (драмати-зация сказки «Теремок»)
Подготовка животных к
зиме (ч.) Усвоение окончаний глаго¬лов множественного и единственного числа на¬стоящего и прошедшего времени (белка делает за¬пасы; еж сделал норку) Согласование прилагатель-ных с существительными в косвенных падежах (мы видели рыжую белку; в дуп-ло пряталась рыжая белка) Пересказ небольших рас¬сказов (Г. Скребицкий «Всяк по своему»)
Продукты питания (1ч.) Образование относитель¬ных прилагательных (яб¬лочный сок, кабачковая икра) Изменение окончаний су-ществительных в винитель-ном, дательном твори гель-ном падежах Заучивание стихотворения
(Ю. Тувим «Овощи»)
Зима (2ч.) Умение образовывать срав-нительную степень прила¬гательных (холодный — холоднее, белый — белее) Согласование прилагатель-ных с существительными (рыжая белка, колючий еж) Совершенствование навыка составления рассказа (по серии картин Г. Каше «Си¬ничка»)
Новый год (2ч.) Образование существитель¬ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (елка — елочка) Употребление в речи глаго-лов в единственном и мно-жественном числе настоя-щего и прошедшего време¬ни (дети украшают елку, дети украшали елку) Умение расширить предло-жение путем введения од-нородных членов
Одежда (1ч.) Образование приставочных глаголов (шить — зашить, подшить, вышить, при¬шить) Согласование существи-тельных мужского и жен-ского рода с притяжатель-ными прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое пальто) Закрепление навыка состав-ления простого предложе¬ния. Составление описа¬тельного рассказа
Мебель (2ч.) Образование сравнительной степени прилагательных (мягкий — мягче) Закрепление навыка ис-пользования в речи предло-гов (в, на, над, из, под, с) Умение сравнивать предме¬ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло). Усвоение конст¬рукции сложного предло¬жения
Обследование речи обучающегося (1ч.)
Выявление индивидуальных речевых нарушений.
Задание №2
Организация взаимодействия специалистов по созданию коррекционной предметно-развивающей среды в комбинированном детском саду, где могут пребывать дети с нарушениями речи.
Описание ситуации: вы работаете логопедии в комбинированном детском саду. Одной из задач вашей работы является организация взаимодействия педагогов, специалистов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно¬развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка с нарушениями речи.
Формулировка задания: Представить модель взаимодействия специалистов по организации коррекционно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
Выполнение задач по коррекции речевых нарушений, нарушений слуха и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объёме коммуникативную функцию, обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции недостатков развития, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по физической культуре.
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных задач.
Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Модель взаимодействия представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
В мониторинговом блоке одним из ведущих направлений является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-логопеда, медсестры и других специалистов данного учреждения в течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной, промежуточный, итоговый, а так же промежуточная деятельность по выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого воспитанника.
Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
3. Организация деятельности специалистов для обучения воспитанника с проблемами в интеллектуальном развитии и нарушениями речи на основе комплексного изучения личности и социальной ситуации ее развития.
Описание ситуации: Познакомьтесь с характеристикой Дениса Б.
Прилагаемые материалы: психолого-педагогическая характеристика на
ребенка.
Характеристика особенностей психофизического развития. Часто отвлекается на посторонние раздражители во время занятий, пытается вести разговоры на посторонние темы. Работоспособность - низкая. Внимание неустойчивое, концентрация низкая, плохая переключаемость с одного вида работы на другой вид. Медленно запоминает и быстро забывает.
Ограничен объём знаний об окружающем мире. Представления характеризуются недифференцированностью