Фрагмент для ознакомления
2
КОМПЛЕКТ КОМПЛЕКСНЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Задание 1. Составьте базу данных диагностического инструментария, нацеленную на оценку адаптационного периода у детей и подростков; характеристику особенностей психического развития личности (познавательная сфера; эмоциональная сфера; мотивационно-волевая сфера); характеристику личностных качеств, действий и поступков.
1.Тест-анкета (методика Н.К. Смирнова) для самооценки детьми факторов риска ухудшения здоровья. Данная методика позволяет оценить психологическое здоровье любого ребенка, в сфере охраны здоровья для оценки успешности работы образовательного учреждения могут применяться критерии психологического здоровья детей. К ним относятся распространенность дискомфортных (дезадаптационных) состояний, астеноневротических, уровни тревожности, напряженности, дистресса и прочие показатели, которые отражают пониженный уровень психологической адаптации воспитанников. Данный тест-анкета состоит из 15-и вопросов, а возраст детей, участвовавших в данном опросе, должен составлять 10 - 15 лет.
2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья». Данный опросник способствует получить первичную оценку состояния психического здоровья детей. При помощи данного опросника можно охватить достаточно большое число учеников одновременно (т.е. применить групповое тестирование). Уже на 1-ом этапе необходимо, прежде всего, обратить особое внимание на детей, которые в прошлом совершали попытки суицида. Опросник состоит из 26-и утверждений. Возраст опрашиваемых должен быть подростковым.
3. Шкала тревоги (разработанный Ч. Д. Спилбергером и и адаптированный Ю. Л.Ханиным) (State-TraitAnxietyInventory - STAI). Данная шкала является неким информативным способом самооценки уровня личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) и тревожности ребенка в данный момент (т.е. это реактивная тревожность, как состояние). Шкала тревоги состоит из 2-х частей по 20 вопросов в каждой части. Возраст опрашиваемых должен быть детей, начиная с 6-7 лет (т.е. начиная со школьного возраста).
4. Шкала тревожности Р. Сирса. Эта методика предназначена для определения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста или дошкольников. По данной шкале оценку ребенка в качестве эксперта проводит их воспитатель, учитель или психолог, который хорошо знает этого ребенка. Данная шкала состоит из 14-и вопросов.
5. Методика определения уровня депрессии (разработана В. А. Жмуровым). Эта методика позволяет выявить депрессивное состояние ребенка (в первую очередь, меланхолической или тоскливой депрессии). Методика дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Данная методика состоит из 44-и вопросов, а возраст испытуемых должен быть подростковым.
6. Шкала безнадежности (или депрессии), разработанная А.Беком. Эта шкала является одной из опросников. которая используется наиболее часто, для прогнозирования суицида, которая ребенком заполняется самостоятельно. Данная методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Она состоит из 20-и утверждений. А возраст испытуемых должен быть подростковым и взрослым.
7. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (разработан З. Королёвой). Это рисуночная методика, которая способствует выявить и оценить суицидальный риск. При оценке испытуемому предлагается рисунок, который надо закончить простым карандашом. Возраст испытуемого должен оставлять – от 1-и до 15-и лет.
8. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (разработана Д. Амирханом). Данная методика направлена на исследование у детей базисных копинг - стратегий преодоления стресса. 3-х-стадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс позволил автору данной методики определить 3 базисные копинг-стратегии: поиск социальной поддержки, разрешение проблем, избегание (уклонение). Данная методикам состоит из 33-х утверждений. Возраст испытуемых – подростковый.
9. Патохарактерологический опросник (разработанный А.Е.Личко). Данный опросник разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Этот опросник предназначен для определения в подростковом возрасте типов характера при психопатических развитиях, психопатиях, а также при акцентуациях характера, которые являющуюся крайними вариантами нормы. Возраст испытуемых должен составлять 14-18 лет.
Существует и множество других разнообразных методик, которые применяются на практике в российских и зарубежных образовательных учреждениях.
Задание 2. Охарактеризуйте этапы статусного положения личности, которые выделены в соответствии с логикой развития временного детского коллектива в смене, реализующих динамическое развитие всех элементов комплекса оздоровления ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бусов, В.И. Педагогика: учебное пособие для бакалавров/ В.И. Бусов, О.А. Землянский А.П. Поляков; под редакцией В.И. Бусова, – М.: Юрайт, 2019. –421 с.
2. Киреев, В.Л. Школа вожастского мастерства: учебник/ В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: ИНФРА-М, 2018. – 234 с
3. Ларсон, Э. У. Особенности общения в детском саду: Учебник/ Э. У. Ларсон, К. Ф. Грей; Пер. с англ. В .В. Дедюхин. - М.: ДиС, 2017. - 682 c.
4. Сорокин А.В. Педагогика. Учебное пособие для вузов. - М.: МГУ, 2015. - 460 с.
5. Официальный сайт Молодой ученый №1. Особенности межличностного общения среди детей. https://moluch.ru/archive/60/8639/
6. Студенческий научный форум – 2019. Некоторые аспекты общения в детском саду https://scienceforum.ru/2019/article/2018015277