Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Карта обследования детей с общим недоразвитием речи предназначена для педагогов-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Данная карта составлена в соответствии с программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: грамматика, лексика, связная речь.
Данная карта необходима для предоставления наиболее точной информации по результатам обследования детей. В данной карте предложена количественная и качественная характеристика состояния речевых процессов.
В таких разделах карты, как Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Анамнез», «Состояние звукопроизношения» и «Голосовая и дыхательные функции» рекомендована исключительно качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи.
В прочих разделах карты приведена количественная характеристика результатов исследования.
В данной карте для оценки состояния уровня речевого нарушения дошкольника представлена 3-х-бальная система:
1 балл ставится в случае, если тестовое задание ребенком не выполнено;
2 балла ставятся в случае, если ребенок выполняет задание либо с ошибкой, либо при помощи взрослых;
3 балла ставятся в случае, если ребенок самостоятельно выполняет все тестовые задания.
Оста и прочие особенности логопедического обследования детей с ОНР
В первую очередь при изучении анамнеза обращается внимание на выявление психопатологических и неврологических синдромов в раннем анамнезе - минимальной мозговой дисфункции, перинатальной энцефалопатии, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы и пр.
Данный анализ направлен не только на выявление сроков появления речи дошкольника, но и дисгармонии ее развития.
В случае обследования подвижности артикуляторного аппарата, его строения вместе с количественной характеристикой исследуется и качество темпа, точности, движений, переключаемости. Этому же анализу и касается моторика рук.
Последующие разделы данной карты содержат задания для обследования состояния фонематических процессов, воспроизведения звуко-слоговой структуры слов, звукопроизношения.
Необходимо помнить, что при обследовании состояния звукопроизношения надо всегда обращать внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в познавании смысловой и фонетической сторон речи.
В связи с этим, исключительно при помощи использования основательного сопоставления проявлений, которые характеризуют, уровень фонематического восприятия и качественные оста, функцию и строение артикуляционного аппарата, и прочих дефектов звукопроизношения, можно установить точную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.
При изучении импрессивной речи детей в настоящее время дается не большое количество тестовых заданий. Достаточно тяжело объяснить импрессивную и экспрессивную речь детей. Это связано с тем, что при изучении экспрессивной речи детей происходит одновременно употребление и понимание объемов, грамматических форм и характеристика пассивного и активного словаря, а также степень осведомленности детей.
Любой логопед, проводя обследование, должен учитывать, что в зависимости от степени нарушения речи, нарушение которой может быть разной у каждого дошкольника, дефект речи будет квалифицироваться по-разному. В связи с этим будут и различные коррекционной работы.
Огромное внимание логопед должен уделять изучению состояния связной речи, а также ее правильному лексико-грамматическому оформлению, умению ребенком устанавливать причинно-следственные связи.
Для этого ребенку предлагают составлять предложения по картинке. В первую очередь выявляется умение дошкольника построить нераспространенное простое предложение. Далее – умение пользоваться распространенным простым предложением, которое будет состоять из 3-х или 4-х слов, т.е. с обстоятельством (без предлогов и с предлогами), определением и дополнением. При помощи данного приема также выявляется умение дошкольника строить предложения с однородными членами.
Затем дошкольнику дается более сложное задание: по серии сюжетных картинок составить рассказ. В этом случае необходимо ребенку правильно воспринять картинки и выявить типовую ситуацию, а также выстроить и проверить гипотезу о смысле серии.
Затем ребенку надо выстроить программу высказывания, определить необходимые лексические и синтаксические средства и реализовать высказывание.
Так, например, предложенное в данной карте задание пересказ текста «Белочка и зайчик» требует от дошкольника восприятия и удержания слухоречевой информации, а также определения смысла текста и его воспроизведение ребенком подталкивает к совершению достаточно большого количества грамматических и лексических ошибок.
В данной карте большое место отводится исследованию уровня умственного развития дошкольника и проведения анализа логопедом нарушений познавательной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бархаев, Б. П. Логопедия: к изучению дисциплины / Б. П. Бархаев. - СПб. : Питер, 2019. - 348 с.
2. Возрастная и педагогическая психология дошкольника: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - СПб. : Питер, 201семь. - 340 с.
3. Сарычев, С. В. Логопедия : краткий курс / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. - СПб. : Питер, 201семь. - 148 с.
4. Сорокоумова, Е. А. Психология дошкольника: учебное пособие / Е.А. Сорокоумова. - М. : AcademiA, 2018. - 328 с.
5. Тестируем детей/сост. Т.Г. Макеева. - пять-е изд., стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 288 с.