Фрагмент для ознакомления
2
Проанализируем анализ предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога МБДОУ «Лучик».
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
- насыщенность
- трансформируемость
- полифункциональность
- вариативность
- доступность
- безопасность
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Для развития воображения и творческих способностей детей, для организации и проведения арт-терапии, хромотерапии имеется разнообразие материалов:
1. Раскраски по темам
2. Мандалы
3. Структурированные матрицы
4. Бумага различная по фактуре, цвету и размеру
5. Мелки (восковые и асфальтовые)
6. Пластилин
7. Глина
8. Природный материал
9. Соленое тесто
10. Доски для лепки
11. Клеёнки
12. Влажные и бумажные салфетки
13. Готовые формы для лепки, для выкладывания и наклеивания
14. Губки, трубочки, нитки, тряпочки, штампики, печати
15. Цветной песок
16. Мука, соль, крахмал, подсолнечное масло, крупы (для применения нетрадиционных техник, например, приготовление «Волшебных красок» для объемного рисования)
17. Гуашь
18. Цветные карандаши
19. Акварельные краски
Есть пооперационные карты создания образов с помощью разных техник, алгоритмы выполнения деятельности от задумки до результата , отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из пластилина, соленого теста, бумаги и других материалов, книги и альбомы самоделок, для мальчиков и девочек с вариантами выбора.
В кабинете имеются атрибуты для оценки и самооценки, модели лесенок успеха, медали, золотистые звезды (самому внимательному, наблюдательному, дружелюбному, любознательному, доброму и.т.д.). Наличие репродукций, открыток, альбомов для рассматривания: репродукции картин художников по мотивам сказок, потешек, природы, альбомы народных промыслов России («Гжель», «Жостовская роспись», «Матрешка», «Хохлома»), готовые шаблоны по темам. Используются технологии «Сказкотерапия», психогимнастика, игротерапия, камешки Марблс. Наличие дидактических игр, материалов для театрализации:
1. Пальчиковый театр
2. Разные виды театров: плоскостной на фланелеграфе, би-ба-бо, театр игрушек (резиновый), настольный деревянный театр, теневой
3. Атрибуты для театрализованных игр («Волшебный сундучок», ларец, шкатулки, маски с персонажами сказок, головные уборы, украшения)
4. Картотеки речевых игр
5. Считалки, скороговорки, загадки
6. Дополнительные игрушки для обыгрывания сценок, потешек, сказок (звери, сказочные персонажи), объемные, плоскостные
7. Теремок на застежках (М.Монтессори)
8. «Семейка» из матрешек «Репка», «Красная шапочка» (куклы-марионетки)
9. Ширмы для детского режиссирования (большая и малая)
10. Набор разнообразного материала для изготовления своих персонажей
11. Книжки – сценарии для театрализации
Для развития произвольности поведения у детей 5-7 лет значительное внимание уделяется играм с правилами, поэтому в кабинете психологической разгрузки представлены разнообразные интересные игры, имеющие соревновательный характер:
1. Лото
2. Домино
3. Маршрутные настольно-печатные игры
4. Кубики (по различным темам).
В кабинете есть игротека, в которой находятся дидактические, развивающие логикоматематические игры, направленные на формирование мыслительных операций: сравнения, классификации, сериации, обобщения, анализа-синтеза, на формирование умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно-проверочные действия:
1. Блоки Дьенеша
2. Палочки Кюизенера
3. Развивающие игры Воскобовича
4. Математический планшет (большой и малый)
5. Логический поезд
6. Логический домик
7. Уникуб
8. Сложи квадрат
9. Дроби
10. Мировые головоломки
11. Четвертый лишний
12. Сравни
13. Найди отличия
14. Поиск девятого
15. Сложи узор
16. Найди ошибки художника
17. Подбери ключик.
Для речевого развития детей, интереса к познавательным заданиям:
1. Игра «Азбука»
2. «Буквы»
3. Настольно-печатные игры
4. Сюжетно-предметные картинки
5. Корректурные пробы
6. Игры для развития фонематического слуха
Таким образом, среда в кабинете психологической разгрузки содержательно насыщенная, соответствует содержанию программы и возрастным возможностям детей, которые приходят на занятия к педагогу-психологу.
Организация пространства обеспечивает:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей,
- Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в коммуникативных играх,
- Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,
- Возможность самовыражения детей.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы (международного, федерального, локального уровней).
В законодательно-правовых актах и нормативных документах содержатся требования к функционированию деятельности педагога психолога в образовательном учреждении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белая, Анна Какого цвета удивление? / Анна Белая. - М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2015. - 667 c.
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. ; Гриф МО. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. – с.147
3. Круглова Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка / Н. Ф. Круглова. - М.: Эксмо, 2010. - 281 c.
4. Курпатов, Андрей 3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы / А. Курпатов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1984. - 349 c.
5. Ошкина А. А. Педагогическая практика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. А. Ошкина ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - с. 18-22.
6. Психодиагностика ребенка [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. "Дошкольная педагогика и психология" ; сост. А. Ю. Кузина. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2013. - с. 13-78.
7. Сансон, Патрик Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон. - М.: Теревинф, 2005. - 348 c.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое руководство. – М., 2015
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – М., 2007
10. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Книги по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями (4 книги). – СПб.: Питер, 2009
11. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - СПб.: Питер, 2009
12. Психолог в дошкольном учреждении. – М.: Учебный центр им. Л.А. Венгера, 2015