Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Индивидуальное задание
1.Описание категориально-методологической базы исследования…..4
2.Теоретические аспекты изучения объекта исследования……………6
3.Проект констатирующего этапа эмпирического исследования……16
4.Текст и выходные данные статьи…………………………………....20
Заключение………………………………………………………………24
Список использованных источников………………………………….26
Приложения……………………………………………………………..28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью моей учебной практики (научно-исследовательской работы) является развитие навыков выполнения научно-исследовательской работы, которая связана с решением профессиональных задач в рамках профессионального стандарта и с подготовкой к написанию выпускной квалификационной работы.
Задачи практики:
1. Обеспечить условия для становления профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов.
2. Обучать теоретическому анализу возрастных особенностей респондентов исследования.
3. Формировать умение использовать современные технологии проектирования программы психолого-педагогического просвещения и диагностики.
Индивидуальное задание учебной практики:
1.Описание категориально-методологической базы исследования.
2.Теоретические аспекты изучения объекта исследования.
3.Проект констатирующего этапа эмпиричиеского исследования.
4. Текст и выходные данные статьи
Индивидуальное задание
1.Описание категориально-методологической базы исследования.
Введение
Страх – одна из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлена на источник действий или воображаемой опасности. Особенности страхов в детском возрасте исследовали А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, С.Г. Файберг и другие. Для каждого возрастного периода психического развития ребенка характерны своеобразные страхи.
Актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.
Целью данной работы является изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью работы в качестве задач выдвигаются следующие:
1. Выявить теоретические и практические подходы к проблеме детских страхов в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать различные корректирующие методики и провести эксперимент.
3. Провести диагностику наличия детских страхов.
4. Сделать выводы по результатам диагностики
Предметом нашего изучения являются страхи детей дошкольного возраста. Объектом – страхи.
Гипотеза исследования состоит в том, что для каждого периода психического развития ребенка дошкольного возраста характерны различные группы страхов, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют, а также, что используя различные корректирующие методики, возможно помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Методы исследования:
- Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы;
-Эмпирические: наблюдение, эксперимент, проективный рисунок;
- Метод статистической обработки информации.
2.Теоретические аспекты изучения объекта исследования.
Страх - самая опасная из всех эмоций. Обширные исследования образов страха дают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по этому вопросу очень мало. Еще в детском саду дети должны пройти все тесты на тревожность, чтобы преодолеть барьер страха в своем сознании.
Неадекватные реакции страха (фобии) наблюдаются при различных психических заболеваниях. Фобии – это навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающие субъекта в определенной (фобической) обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот и т.п.).
В отличие от возрастных страхов для невротических страхов характерно:
- Большая эмоциональная интенсивность и напряженность;
- Длительное или постоянное течение и неблагоприятное влияние на формирование характера и личности;
- Болезненное обострение;
- Взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями;
- Отражение на поведении не только посредством избегания объекта страха, но и всего связанного с ним нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения;
- Более прочная связь с родительскими страхами;
- Относительная трудность в плане их устранения.
Невротический страх не является принципиально новым типом страха. В той или иной форме они присутствуют и у здоровых с точки зрения психоневрологии детей. Эти страхи становятся невротическими в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, обычно в контексте уже болезненного невротического процесса.
Кроме того, при неврозе чаще переживается страх одиночества, темноты и животных. Наличие многих страхов при неврозе является признаком неуверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, которые в совокупности оказывают негативное влияние на самочувствие ребенка и вызывают большие трудности в общении со сверстниками.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов Захаров А.И. группирует следующим образом[1]:
- Наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
- Излишняя ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
- Большое количество запретов со стороны родителей того же пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
- Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
- Конфликтные отношения между родителями;
- Психические проблемы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
- Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.
Польский психиатр А. Кепински (1977, 1979) [3]считает, что страх является одним из движущих факторов развития личности. По его мнению, страх - это основное психологическое проявление, возникающее в результате нарушения морального порядка. Автор различает биологический страх (нарушение «морального порядка природы» – угроза жизни), социальный страх (нарушение «социального порядка», конфликт между социальными нормами и реальностью) - угроза социальному статусу, и страх «совести» («моральный страх»), который вытекает из двух первых и сопровождается чувством вины.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей.-М.,2001.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2000г.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.,2000.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 2002. -288с.
6. Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 2001. С. 340—367.
7. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 2000г. -176с.
8. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-М.,1982.
10. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.-Л.,2003.
11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.-СПб.,1998.
12. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я. Гозмана,
М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
13. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.,2000.
14. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко;под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.,с.195
15. Кьеркегор С. Страх и трепет.-М.,1993.
16. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста – Вопр. психологии,1961,№3,с.117-124.
17. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические формирования личности в условиях общественного воспитания.— М., 2002.
18. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребёнка. М.,1959.
19. Макарова Е.Г. “Преодолеть страх или искусство - терапия” – М., «Школа-Пресс», 1996 г.
20. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] /
Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
21. Павлов И.П. // Вестн. РАН. 1999. Т.69. №1. С.59.
22. Паренс Г. Агрессия наших детей. -М.,1997. Психология. Словарь/
Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.,2000
23. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С.
СПб.: СОЮЗ, 1997.
24.Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги, фобий. - Воронеж, 1998.
25.Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А. Карелина., М.,1997.
26. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. – М.,1995.