Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебная практика пройдена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сибирячок» г.п. Белый яр, ул. Некрасова, 23А, Сургутского района Тюменской области ХМАО-ЮГРА.
Основные направления работы организации:
1.Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Сибирячок»:
Обязательная часть ОП ДОУ обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Обязательная часть программы разработана на основе комплексной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей:
• от 2 до 3 лет – ранний возраст (1 младшая группа)
• от 3 до 4 лет – младший дошкольный возраст (вторая младшая группа)
• от 4 до 5 лет – средний дошкольный возраст (средняя группа);
• от 5 до 6 лет – старший дошкольный возраст (старшая группа);
• от 6 до 7 лет (8) и подготовительная к школе группа).
Обязательная часть также включает в себя следующие программы:
• Программа по физическому развитию дошкольников (Селиванова А.А.).
• Программа по развитию театрализованной деятельности дошкольников (А.А. Федотова).
• Программа по развитию вокальных навыков у дошкольников (Г.И. Абулова).
• Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Г.И. Абулова, Е.К. Сытенко).
Вариативная часть ОП ДОУ сформирована следующими парциальными образовательными программами:
• Парциальная образовательная программа по формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.).
• Программа Логико-математического развития старших дошкольниковв продуктивной (конструктивной) деятельности (О.П. Василюк, Е.К. Сытенко,
А.В. Вдовина).
• Проект инновационной деятельности в МБДОУ по формированию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры (О.П. Василюк,
Е.К. Сытенко, Г.И. Абулова, Д.К. Каримова, О.Г. Чернова).
• Программа оздоровительного кружка для часто болеющих детей «Быть здоровыми хотим» (А.А. Селиванова).
• Адаптированная программа «Буратино» (Чиркина Г.В., Лагутина А.В. «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком»).
• Программа активизации театрально-игровой деятельности старших дошкольников «В гостях у сказки» (А.А. Федотова).
• Программа по развитию певческих навыков у старших дошкольников «Созвездие» (Г.И. Абулова).
• Программа по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста «Быстрый малыш» (А.А. Селиванова).
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
При составлении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – АОП) использовались рекомендованные коррекционные программы:
- Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи;
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
АОП разработана для детей с задержкой психического развития.
АОП определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
С целью получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации АОП создаются необходимые условия:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
Цель программы: Формирование целостной личности ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Задачи программы:
1. Обеспечить развитие ребенка в условиях специально организованной образовательной среды, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка с ОВЗ и в соответствии с рекомендациями районной ПМПК.
2. Создать в группе насыщенную среду для обеспечения становления элементарной компетентности дошкольника с ОВЗ.
3. Формировать у ребенка различные способы отображения представлений об окружающем мире и самом себе в условиях нарушенного развития.
4. Воспитывать у ребенка осознанное отношение к особенностям собственного здоровья и формировать стремление к совершенствованию своего состояния.
При составлении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – АОП) использовались рекомендованные коррекционные программы:
- Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья для умственно отсталых детей
Цель АОП – обеспечить оптимальное вхождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью, создание условий для его всестороннего развития в целях обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников с использованием специальных методов воспитания и обучения.
Задачи АОП:
• создать условия для всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
• создавать условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с интеллектуальной недостаточностью.
• обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, через учет индивидуальных особенностей детей, как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.);
• обеспечить заботу о сохранении и укреплении здоровья детей, формировать у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитывать полезные привычки, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности;
• создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• развитие социально-коммуникативных навыков;
• сформировать у воспитанников патриотические чувства, чувства любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
• использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности;
• создать развивающую предметно-пространственную и образовательную среду для самостоятельной деятельности и развитию творческого потенциала каждого воспитанника в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• обеспечить уважительное отношение к результатам детского творчества;
• создать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышать компетентность родителей в области воспитания;
• формировать у воспитанников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
• обеспечить соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
При составлении Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с «Сибирячок» использовались рекомендованные коррекционные программы:
- Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико¬фонематическим недоразвитием». Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи;
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».
Учебная практика в качестве педагога-психолога проходила под руководством Вознюк Виталины Диняровны, педагога-психолога. Новосибирский ГПУ, «Психология»; КПК: «Педагогика и методика дошкольного образования», 130 ч. Стаж: общий – 7 лет, педагогический – 1 год.
Функциональные зоны кабинета педагога-психолога ДОУ
1.Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Здесь мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов), искусственное освещение (бра).
2.Зона игровой терапии имеет особое значение. К ней предъявляются требования, направленные на устранение возможного напряжения ребенка при контакте с педагогом-психологом. Обязательными являются мягкое покрытие пола, наличие игрового сюжета в оформлении зоны, игрушки, детские поделки. Выполнены рекомендации по подбору по трем направлениям: игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, игрушки для творческого самовыражения ребенка.
Игрушки из реальной жизни: кукольная семья, кукольный домик, кукольная мебель, машина, грузовик, лодка, касса.
Игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции: игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый нож, мишень с дротиками для метания, наручники.
Игрушки для творческого самовыражения: песок, вода, кубики, конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.
3.Зона релаксации и психического расслабления помогает снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При ее оформлении использованы спокойные тона, ненавязчивое искусственное освещение, мягкая мебель. Имеется панно-водопад, музыкальное сопровождение: записи природных шумов и звуков, классическая музыка.
4.Зона развивающих занятий: здесь расположены столы для занятий, доска, ТСО.
5. Зона организационно-планирующей деятельности психолога помогает специалисту организовать свою профессиональную деятельность. Необходимыми здесь являются письменный стол, материалы и средства для работы (бумага, ручки, карандаши и т.д.).
Материал содержит:
1. Нормативную документацию: Закон РФ об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка, положение о психологической службе в системе образования, положение о практическом психологе, квалификационная характеристика практического психолога образования, положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;
2. Специальную документацию: психологические заключения, коррекционные карты, выписки, психологические характеристики, протоколы диагностических обследований, карты развития;
3. Организационно-методическую документацию: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в ДОУ, график работы, годовой план работы, план работы на месяц, журнал и бланки психологических запросов, отчет о проделанной работе (по итогам года), литература и периодические издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности, картотека тестов, диагностические методики и программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности.
Раздел 1. Общие сведения об организации
Полное название учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сибирячок» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
Организационно-правовая форма:
Муниципальное
Вид:
Бюджетное
Тип:
Дошкольное образовательное учреждение
Учредитель:
Учредителем Учреждения является муниципальное образование Сургутский район.
Руководитель:
Василюк Ольга Петровна
Государственная аккредитация:
Лицензия:
№ 887 от 17.11.2009/16.11.2015
Адрес:
628433, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, п.г.т. Белый Яр, ул. Некрасова, 23 А
Телефон/факс:
8(3462)74-54-91 / 8(3462)74-54-91
Сайт:
http://www.ds-sibiraychok.narod2.ru
E-mail:
ds-sibirachok@mail.ru
Численность обучающихся по реализуемых образовательным программам на 01 сентября 2020 года составляет 327 детей.
Раздел 2. Индивидуальное задание
1. Краткая характеристика направлений деятельности психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
Профилактическое направление:
Работа педагога-психолога направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства:
- предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
- предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
- прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения;
- разрабатывает и реализует развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Диагностическое направление:
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
-Ведение адаптационных листов детей ясельных групп
-Диагностика воспитанников старшей групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И. В. Лапина. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград : Учитель, 2016 – 127 с.
2.Бакли Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Бакли Р., Кейпл Д. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.
4.Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. - М., 2002. - 78 с.
5.Зазульская О. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / Ребенок в детском саду, 2006. № 1.
6.Коломинский Я.Л. Психология общения / Коломинский Я.Л. - М.: Знание, 2009.- 440 с.
7.Коломинский Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей /Дошкольное воспитание. 2008. №1.
8.Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей / Л.Н. Кряжева. -Ярославль: «Академия развития», 2007.-220 с.
9.Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Лисина М.И., Капчеля Г.И. - Кишинев, 2007. - 112 с.
10.Репина Т.А. От трех до семи / Т.А. Репина. - М.: Знание, 2005. - 96 с.
11.Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О.Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с.
12.Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).
13.Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Методики, тесты, опросники./ Сост. Доценко Е. В. - Волгоград: Учитель, 2019 – 319 с.
14.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.
15.Тимофеева М. В. Система сопровождения родителей. Модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. - Волгоград: Учитель, 2020 – 103 с.