Фрагмент для ознакомления
2
Дневник прохождения практики
№ п/п Дата Рабочие записи
Знакомство с образовательной организацией, анализ документов, регламентирующих деятельность (устав образовательной организации, ООП, положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (при наличии), международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов, проанализировать возможность межкультурного взаимодействия)
Знакомство с образовательной организацией, анализ документов, регламентирующих деятельность (устав образовательной организации, ООП, положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (при наличии), международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов, проанализировать возможность межкультурного взаимодействия)
Проведение бесед со специалистами (педагогами, воспитателями, психологами, иными специалистами) и воспитанниками для уточнения психолого-педагогического запроса с последующим определением основных проблем, методов и методик, используемых на дальнейших этапах практики.
Проведение бесед со специалистами (педагогами, воспитателями, психологами, иными специалистами) и воспитанниками для уточнения психолого-педагогического запроса с последующим определением основных проблем, методов и методик, используемых на дальнейших этапах практики.
Проведение индивидуального диагностического обследование детей, подготовка психологического заключения по индивидуальной диагностике и составление (на основе полученных экспериментальных данных) психолого-педагогической характеристики на ребенка.
Проведение индивидуального диагностического обследование детей, подготовка психологического заключения по индивидуальной диагностике и составление (на основе полученных экспериментальных данных) психолого-педагогическую характеристики на ребенка
Проведение группового диагностического обследование воспитанников, подготовить психологическое заключение по групповой диагностике и составление (на основе полученных экспериментальных данных) психолого-педагогической характеристики группы.
Проведение группового диагностического обследование воспитанников, подготовить психологическое заключение по групповой диагностике и составление (на основе полученных экспериментальных данных) психолого-педагогической характеристики группы.
Проведение психологического и педагогического анализа коррекционно-развивающего занятия, проведённого психологом (педагогом)
Проведение психологического и педагогического анализа коррекционно-развивающего занятия, проведённого психологом (педагогом)
Подготовка и проведение консультативных бесед по проблемам ребёнка (для воспитателя и родителей), консультативные беседы по проблемам воспитанника (с педагогом, учеником, родителями)
Подготовка и проведение консультативных бесед по проблемам ребёнка (для воспитателя и родителей), консультативные беседы по проблемам воспитанника (с педагогом, учеником, родителями)
Разработка программы коррекционно-развивающей программы в соответствии с темой исследования, использовав и составив профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности
Разработка программы коррекционно-развивающей программы в соответствии с темой исследования, использовав и составив профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности
Разработка конспекта и самостоятельное проведение занятия, направленного на организацию групповых и индивидуальных видов деятельности:
Разработка конспекта и самостоятельное проведение занятия, направленного на организацию групповых и индивидуальных видов деятельности:
Разработка конспекта и самостоятельное его проведение, опираясь на знания способов, форм, технологий проведения консультаций, профессиональных собеседований, тренингов для активизации профессионального самоопределения обучающихся. Проведение рефлексии на проведенное мероприятие
Разработка конспекта и самостоятельное его проведение, опираясь на знания способов, форм, технологий проведения консультаций, профессиональных собеседований, тренингов для активизации профессионального самоопределения обучающихся. Проведение рефлексии на проведенное мероприятие
Проведение рефлексии полученного практического психолого-¬педагогического опыта совместно с руководителем практики в форме круглого стола
Проведение рефлексии полученного практического психолого-¬педагогического опыта совместно с руководителем практики в форме круглого стола
Оформление отчёта по преддипломной практике
Задание 1
Ознакомиться с образовательной организацией, проанализировать документы, регламентирующие деятельность (устав образовательной организации, ООП, положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (при наличии), международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов, проанализировать возможность межкультурного взаимодействия)
Название образовательной организации: МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления детей №14 «Подсолнушек».
Адрес учреждения: 422980, Республика Татарстан, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. Тукая, д. 54Е.
Короткое название: МБДОУ «Детский сад №14».
Руководитель: Симонова Ольга Борисовна.
Год основания учреждения: 1966.
Документы, регламентирующие деятельность МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления детей №14 «Подсолнушек»:
- Устав МБДОУ «Детский сад №14»;
- учредительные документы;
- Правила внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ «Детский сад №14»;
- Правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ «Детский сад №14»
- Коллективный договор "МБДОУ «Детский сад №14»;
- Отчет о результатах самообследования;
- Предписания органов, осуществляющих государственный контроль/Отчеты о исполнении предписаний;
- Локальные акты;
- Зачисление воспитанников в МБДОУ «Детский сад №14»;
- Постановление «О закреплении территорий за образовательными организациями».
В Уставе МБДОУ «Детский сад №14» сформулированы и определены:
- общие положения (организационно-правовая форма образовательной организации, тип учреждения, информация об учредителе, место нахождения МБДОУ и другие элементы);
- особенности деятельности МБДОУ: указаны основные виды деятельности учреждения, задачи и т.д.;
- особенности образовательного процесса: МБДОУ реализует образовательную программу дошкольного образования (основную общеобразовательную программу дошкольного образования) в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезным инфицированием и детей с малыми и затухающими формами туберкулеза, в том числе нуждающихся в длительном лечении;
- управление МБДОУ: управление МБДОУ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Управление МБДОУ строится на принципах единоначалия и коллегиальности;
- структура финансовой и хозяйственной деятельности МБДОУ: финансирование МБДОУ осуществляется на основе бюджета (государственных, в том числе и ведомственных и местных нормативов). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ является: собственные средства Учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное МБДОУ уполномоченным им органом; средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования физических и юридических лиц, доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также доход, полученный в результате других видов разрешенной самостоятельной деятельности; другие источники в соответствии с действующим законодательством.;
- права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих вспомогательные функции МБДОУ;
- порядок разработки, приема и утверждения локальных нормативных актов МБДОУ;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов и предупреждение коррупции;
- порядок внесения изменений в Устав МБДОУ.
На сайте МБДОУ размещена информация о работе ресурсного центра, в которой идёт речь о том, что в настоящее время особенно остро стоит проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессиональными педагогическими специалистами, - психологами, способными к эффективному решению психологических проблем дошкольника. Это обусловлено многими социально-экономическими факторами. С помощью работы ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению мы способствуем решению данной проблемы.
Основой работы РЦ является реализация проекта «Триада – педагог-ребенок-родитель» (модель психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса), направленный на организацию комплекса профилактических, коррекционных мер с воспитанниками и их семьями.
Задание 2
Провести беседы со специалистами (педагогами, воспитателями, психологами, иными специалистами) и воспитанниками/обучащимися для уточнения психолого-педагогического запроса с последующим определением основных проблем, методов и методик, используемых на дальнейших этапах практики
Тематика бесед со специалистами (педагогами, воспитателями, психологами, иными специалистами) и воспитанниками/обучающимися для уточнения психолого-педагогического запроса:
- «Характерные психолого-педагогические проблемы воспитанников МБДОУ «Детский сад №14»;
- «Психолого-педагогические проблемы воспитанников МБДОУ «Детский сад №14: особенности работы с детьми дошкольного возраста»;
- «Деятельность педагогов по решению психолого-педагогических проблем воспитанников МБДОУ «Детский сад №14»;
- «Взаимодействие в процессе деятельности педагогов с родителями по решению психолого-педагогических проблем воспитанников МБДОУ «Детский сад №14».
Экспериментальное исследование развития логического мышления старших дошкольников средствами загадок было проведено в три основных этапа:
- на первом этапе была подобрана подходящая цели исследования группа испытуемых детей, психодиагностические методики; выполнен замер уровня развития логического мышления у детей на констатирующем этапе исследования;
- на втором этапе исследования была реализована авторская программа развития логического мышления старших дошкольников средствами загадок «Страна загадок»;
- на третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня развития логического мышления у детей и сделаны выводы о влиянии использования загадок на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Целевую выборку исследования составляют старшие дошкольники. Общий объем выборки – 15 респондента (6 девочек и 9 мальчиков). Возраст – от 6 до 6,5 лет.
Для диагностики уровня развития логического мышления у детей были использованы следующие методики:
- методика диагностики уровня логического мышления «Нелепицы» (Р.С. Немов);
- методика «Исключение лишнего слова» (Е.И. Рогов);
- тест на мышление «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).
Задание 3
Провести индивидуальное диагностическое обследование детей, подготовить психологическое заключение по индивидуальной диагностике и написать (на основе полученных экспериментальных данных) психолого-педагогическую характеристику на ребенка/подростка
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Познавательная сфера ребенка охватывает психологические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление), которые обеспечивают ей актуальное развитие и освоение окружающей действительностью.
На современном этапе становления психологической науки значительное внимание в работах ученых уделяется исследованию психолого-педагогических условий активизации мышления дошкольников. Обучение дошкольника рассуждать становится одной из важных педагогических задач, которую предстоит решать в контексте его личностного развития в целом и логико-математического, в частности.
Логическое мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Основы мышления формируются в раннем детстве. Со временем на основе наглядно-действенного мышления развивается наглядно-образное, формируются первые обобщения, основанные на опыте практической предметной деятельности и закреплены в слове. Качество усвоения информации об окружающем мире, прежде всего, обеспечивается деятельностью когнитивной сферы.
Педагогу необходимо проводить постоянную диагностику процесса развития логического мышления ребёнка.
Для диагностики процесса развития логического мышления ребёнка могут использоваться наблюдение за поведением, общением, эмоциональными проявлениями детей, а также другие методы работы, методики.
Для совершенствования процесса развития логического мышления ребёнка необходимо создать комфортные условия в группе. В дошкольном возрасте совместная деятельность с педагогом оказывает значительное влияние не только на социализацию, но и на развития логического мышления ребёнка. Воспитатель играет большую роль в процессе развития логического мышления ребёнка. В работе с ребёнком, воспитателю необходимо использовать такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил, игровые приемы, музыку, шутки и т.д
Совместная деятельность педагога и ребёнка является эффективным условием развития логического мышления ребёнка дошкольного возраста.
Процесс развития логического мышления ребёнка возрасте является очень непростой задачей. Детская психика обладает рядом особенностей, если их не учитывать, можно свести на нет любое усилие взрослого.
Задание 4
Провести групповое диагностическое обследование воспитанников/обучающихся, подготовить психологическое заключение по групповой диагностике и написать (на основе полученных экспериментальных данных) психолого-педагогическую характеристику группы/класса
Психолого-педагогическая характеристика группы
Формирование понятий может идти и в обратном направлении: от общего к частичному, то есть путем дедукции. Но для дошкольников доступным является индуктивный путь усвоения понятий. Применение того или иного пути формирования понятий зависит от их содержания и степени обобщенности.
В процессе эмпирического исследования нами было определено, что основными элементами формирования логического мышления являются знания, приобретенные в процессе обучения чтению литературы, экскурсий и тому подобное, а также знания детей, которые базируются на загадках.
Кроме того, мыслительные операции дошкольников осуществляются на наглядном материале. Это необходимо учитывать при занятиях с детьми.
Понятия, которые усваивают дети дошкольного возраста, являются «жизненными», ненаучными, и отличаются конкретностью. Однако в старшем дошкольном возрасте дети способны усвоить некоторые абстрактные понятия (число – цифра, предмет – слово, звук – буква – слово).
Формирование логических приемов является важным фактором, который непосредственно способствует развитию процесса мышления детей. Психологические исследования по анализу способов и условий развития мышления ребенка доказывают, что методическое руководство таким процессом не только возможно, но и является эффективным, то есть при организации специальной системы работы с формирования и развития логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от начального уровня развития ребенка.
Формирование у детей способности самостоятельно правильно выполнять логические задачи и делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей позиции. Обучение имеет цель – развивать у детей способность к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению.
Итак, развитие логического мышления дошкольника в процессе формирования умения рассуждать, ориентироваться во всем, что его окружает, должным образом оценивать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, аргументировать свои мысли, замечать и раскрывать причинно-следственные связи в окружающей среде.
Следовательно, важной задачей педагога становится не просто обучение, формирование соответствующих навыков, а развитие логического мышления детей во время ознакомления с окружающим миром во всех его взаимосвязях и зависимостях. При этом, чем выше будет методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении жизненных трудностей. Именно при таких условиях происходит достижение ребенком эмоционального благополучия, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе [13].
Сложность и неоднозначность проблемы мышления, в частности в детском возрасте, обусловливают необходимость исследования стурктуры, а также конкретных видов данного феномена.
Исследованию данной проблемы посвящены специальные работы Н.В. Карамышевой. Автор выделяет следующие типы мышления: конкретное; абстрактное; вербальное; дискурсивное; недискурсивное (интуиция, воображение); логическое; алогическое; рациональное; иррациональное; наглядно-образное; концептуальное (понятийное); автоматическое.
Мы определили, что эти особенности состоят в том, что малыши этого возраста очень избирательно относятся к окружающей их предметной действительности. Одни предметы их привлекают, другие оставляют равнодушными, а третьи просто пугают. Соответственно и желание действовать с этими предметами будет разным.
Ошибочно думать, что маленький ребенок легко поддается на любое намерение взрослого передать ему свой практический опыт. Дети достаточно активно регулируют процесс взаимодействия со взрослым уже с первых месяцев своей жизни, а при овладении предметным действием обнаруживают явно выраженное стремление одни