Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………………...4
Структура социологического исследования на тему «Особенности коммуникаций и адаптаций у дошкольников и подростков с расстройствами аутистического спектра»………………………………………………………….5
Описание основных элементов социологического исследования……………..7
Анализ авторского социологического исследования на тему «Особенности коммуникаций и адаптаций у дошкольников и подростков с расстройствами аутистического спектра»………………………………………………………….9
Рекомендации по решению проблем, изученных в процессе исследования……………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Фрагмент для ознакомления
2
В ходе исследования выявлен уровень развития коммуникативной функции запроса информации, которая отражает способность ребенка задавать вопросы и, таким образом, получать интересующую его информацию. Большинство аутичных детей смогли привлечь внимание другого человека, назвав его по имени или используя невербальные средства общения. Они могли бы задавать отдельные вопросы на интересующие их темы, например: "Когда мы увидим мою маму?" Однако такие вопросы возникали в большинстве случаев скорее для того, чтобы выразить свое желание поехать к маме, чем для того, чтобы получить четкий ответ. В ряде ситуаций дети могли задавать общие вопросы, на которые требовался ответ " да " или "нет": "Вы хотите прогуляться?". Однако эта форма вопроса также содержала нетрадиционный смысл. В этой ситуации ребенок также выразил желание пойти на прогулку нетрадиционным способом: словами, которые другие люди обращались к нему в предыдущих ситуациях. В других случаях ребенок мог задавать вопросы в общепринятой форме с соответствующим смыслом: например, он указывал на картинку с незнакомым изображением, задавая вопрос: "Это? "(имеется в виду "Что это?" или " Кто это?"). В большинстве случаев функция запроса информации у детей не была сформирована. Только отдельные дети могли задавать вопросы на различные интересующие их темы (чаще всего это были вопросы, начинающиеся со слов " Что?", " Кто?", " Что делает?"). Очень редко проявлялась способность адекватно задавать более сложные вопросы (начиная со слов "Где?", "Когда?"). Первую группу (низкий уровень) составили дети (4 человека-50% - ЭГ; 0 человек-0% - СГ), у которых адекватные реакции либо не сформировались, либо сформировались на очень низком уровне. Во вторую группу (средний уровень) вошли (4 человека-50% - ЭГ;3 человека-37,5% - СГ) 5 человек были отнесены к высокому уровню. (62,5%) детей с нормальным развитием.
В ходе констатирующего эксперимента выявлен уровень сформированности социально-эмоциональных навыков, в том числе умения выражать свои эмоции, чувства и демонстрировать просоциальное поведение. Наблюдение показало, что многие дети с аутизмом выражали потребность во взаимодействии, требовали продолжения и повторения различных социальных игр. В некоторых случаях они могли поделиться сладостями, подарить свою игрушку взрослому, помочь в каких-то простых организационных и бытовых вопросах. Однако в большинстве повседневных ситуаций они характеризовались нежеланием делиться своими вещами и помогать другим. Дети-аутисты редко требовали, чтобы другие выражали "теплые" чувства по отношению к ним, и лишь в редких случаях они вербально выражали чувства любви и привязанности к своим близким.
В некоторых случаях дети могли быть вежливыми, используя слова "спасибо", "извините", чаще-с напоминанием взрослого. Дети с аутизмом почти не проявляли сочувствия, в большинстве случаев они были безразличны к эмоциям другого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азова О. И. К вопросу об аутизме / О. И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. — 2016. — № 1. — С. 7–20.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии Текст. : в 6 т. // Собр. соч., М.: Педагогика, 1983 - т.4. - с. 243 – 385
3. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22–24 наября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А. В. Хаустова. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 456 с.
4. Леонтьев, А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев /2-е изд., испр. идоп. / — М.: Смысл, 1997. — 351 с.
5. Солдатенкова Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №3. С.52–64
6. Эстербрук Р.Л., Эстербрук С.А., Дрейфус А., Карпекова Т.А., Солдатенкова Е.Н. Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в Соединенных Штатах Америки и России // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 56–66