Прибыль и рентабельность – важнейшие показатели, характеризующие экономические результаты производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Жизненная практика подтвердила: в повседневной деятельности предприятий, фирм, хозяйств такие показатели их деятельности, как прибыль и рентабельность, имеют весьма важное значение, а повседневный контроль за их формированием и изыскание путей их роста приобретают все возрастающую значимость и необходимость. И это понятно: ведь прибыль – важнейший количественный, а рентабельность – качественный показатели, характеризующие эффективность хозяйствования коммерческого субъекта в условиях рыночной экономики. Именно прибыль является фактором, позволяющим предпринимателю развиваться, расширяться, проводить необходимые социальные программы для своих работников, ощущать себя устойчиво жизнеспособным.
Прибыль составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, технического переоснащения его, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Поэтому в условиях рынка ориентация хозяйствующих субъектов на получение прибыли является непременным условием успешной предпринимательской деятельности. За счет прибыли на предприятиях осуществляется материальное поощрение работников, развитие производственной базы, внедрение передовой технологии, совершенствование организации производства и условий труда.
В работе поставлены следующие задачи:
- составить организационно-экономическую характеристику ООО «Инвест-Строй»;
- проанализировать прибыль и рентабельность предприятия ООО «Инвест-Строй»;
- провести планирование прибыли и рентабельности предприятия ООО «Инвест-Строй».
Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Инвест-Строй»
Общество с ограниченной ответственностью «Инвест-Строй» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственность. Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Инвест-Строй». Сокращенное фирменное наименование: ООО «Инвест-Строй». Директор организации ООО «Инвест-Строй» - Рогалев Петр Ефимович.
ООО «Инвест-Строй» специализируется на строительстве каркасных быстровозводимых домов.
Юридический и фактический адрес ООО «Инвест-Строй»: 652971, пгт. Шерегеш ул. Гагарина 4а
Общество осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей от 05 декабря 2019 года. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации – 26 марта 2010 г. Срок деятельности Общества не ограничен. Система налогообложения – ЕНВД.
2 Анализ прибыли предприятия ООО «Инвест-Строй»
Любая методика анализа прибыли реализуется с помощью учетных данных предприятия за заданный период (периоды). Как правило, сначала выполняется оценка общих показателей в целом по компании, а затем проводится анализ динамики прибыли по отдельным статьям, видам деятельности, подразделениям.
Поскольку все виды прибыли отражены в отчете о финансовых результатах, то при анализе прибыли можно анализировать отчеты о финансовых результатах.
Рассмотрим методику анализа отчета о финансовых результатах:
а) определяем влияние выручки от продажи товаров на прибыль по формуле:
〖"∆П" 〗_"В" "=" (〖"(В" 〗_"1" "-" "В" _"0" ")×" "Р" _"0" )/"100" " (1)"
где 〖"∆П" 〗_"В" - влияние выручки от продаж товаров на прибыль;
"В" _"1" - выручка в отчетном периоде;
"В" _"0" - выручка в базисном периоде;
"Р" _"0" - рентабельность продаж в базисный период.
б) определяем рентабельность продаж в базисный период по формуле:
"Р" _"0" "=" "Прибыль от реализации" /"товарооборот" "×100 (2)"
где "Р" _"0" - рентабельность продаж в базисный период.
в) определяем влияние уровня себестоимости на прибыль по формуле:
"∆" "П" _(〖"УР" 〗_"С.С" ) "=" ("В" _"1" "×(" 〖"УР" 〗_(〖"С.С" 〗_"1" ) "-" 〖"УР" 〗_(〖"С.С" 〗_"0" ) ")" )/"100" " (3)"
где "∆" "П" _(〖"УР" 〗_"С.С" )- влияние уровня себестоимости на прибыль;
"В" _"1" - выручка в отчетном периоде;
〖"УР" 〗_(〖"С.С" 〗_"1" )- уровень себестоимости за отчетный период;
〖"УР" 〗_(〖"С.С" 〗_"0" )- уровень себестоимости за базисный период.
г) определяем уровень себестоимости за отчетный (базисный) период по формуле:
〖"УР" 〗_(〖"С.С" 〗_"1(0)" ) "=" 〖"С.С" 〗_"1(0)" /"В" _"1(0)" "×100 (4)"
где 〖"УР" 〗_(〖"С.С" 〗_"1(0)" )- уровень себестоимости за отчетный (базисный) период;
〖"С.С" 〗_"1(0)" - себестоимость за отчетный (базисный) период;
"В" _"1(0)" - выручка за отчетный (базисный) период.
д) определяем влияние уровня коммерческих расходов на прибыль по формуле:
〖" ∆П" 〗_(〖"УР" 〗_"К.Р" ) "=" ("В" _"1" "×(" 〖"УР" 〗_(〖"К.Р" 〗_"1" ) "-" 〖"УР" 〗_(〖"К.Р" 〗_"0" ) ")" )/"100" " (5)"
где 〖"∆П" 〗_(〖"УР" 〗_"К.Р" )- влияние уровня коммерческих расходов на прибыль;
〖"УР" 〗_(〖"К.Р" 〗_"1" )- уровень коммерческих расходов за отчетный период;
〖"УР" 〗_(〖"К.Р" 〗_"0" )- уровень коммерческих расходов за базисный период;
"В" _"1" - выручка за отчетный период.
е) определяем уровень коммерческих расходов за отчетный (базисный) период по формуле:
〖" УР" 〗_(〖"К.Р" 〗_"1(0)" ) "=" 〖"К.Р" 〗_"1(0)" /"В" _"1(0)" "×100 (6)"
где 〖"УР" 〗_(〖"К.Р" 〗_"1(0)" )- уровень коммерческих расходов за отчетный (базисный) период;
〖"К.Р" 〗_"1(0)" - коммерческие расходы за отчетный (базисный) период;
"В" _"1(0)" - выручка за отчетный (базисный) период.
ж) определяем влияние уровня управленческих расходов на прибыль по формуле:
Таблица 8 – Показатели прибыли организации.
Показатели 2020 План Изменения Темпы роста
1. Выручка, V 55454 58250 2796 105.04
2. Расходы по обычным видам деятельности 43464 45130 1666 103.83
3. Прибыль (убыток) от продаж (п.1-п.2) 11990 13120 1130 109.42
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате -8844 -8844 0 100
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (п.3+п.4) 3146 4276 1130 135.92
6. Проценты к уплате 0 0 0 -
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее -279 -856 -577 306.81
8. Чистая прибыль (убыток) (п.5-п.6+п.7) 2867 3420 553 119.29
9. Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса 0 0 0 -
В плановом году у предприятия имеется прибыль от продаж в размере 13120 тыс.руб.
Выручка предприятия за анализируемый период выросла на 5.04%.
Прибыль от основной деятельности предприятия повысилась на 9.42%, что является позитивным фактором. При этом прибыль до уплаты налогов увеличилась на 35.92%.
Прибыль от основной деятельности предприятия повысилась на 9.42%, что является позитивным фактором. При этом прибыль до уплаты налогов увеличилась на 35.92%.
Сравнив темп роста выручки и себестоимости можно судить об эффективной или неэффективной деятельности предприятия за период.
105.04>103.83, следовательно, деятельность предприятия можно оценить как эффективную.
Считается, что организация работала в плановом периоде эффективно, если TpV
TpV(План)=105.04%
TpЧП(План)=119.29%
Чистая прибыль возросла более значительно, чем выручка.
Рентабельность продаж (валовая маржа)
R=Прибыль от реализации/Выручка
R(2020)=11990/55454=21.62%
R(План)=13120/58250=22.52%
Рентабельность продаж по EBIT
REBIT=EBIT/V
REBIT(2020)=3146/55454=5.67%
REBIT(План)=4276/58250=7.34%
ентабельность продаж по чистой прибыли (коммерческая маржа)
Rч=Чистая прибыль/V
Rч(2020)=2867/55454=5.17%
Rч(План)=3420/58250=5.87%
Рентабельность затрат
Rс=П/(Себестоимость+Расходы на продажу)
Rс(2020)=11990/43464=27.59%
Rс(План)=13120/45130=29.07%
Коэффициент покрытия процентов к уплате
ICR=EBIT/Проценты к уплате
ICR(2020)=3146/0= -
ICR(План)=4276/0= -
Таблица 9 - Анализ рентабельности
Показатели 2020 План Изменения
1. Рентабельность продаж (валовая маржа), % 21.62 22.52 0.9
2. Рентабельность продаж по EBIT, % 5.67 7.34 1.67
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки), % 5.17 5.87 0.7
4. Рентабельность затрат, % 27.59 29.07 1.48
5. Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. - - 0
Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет 22.52% от полученной выручки.
Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж, то есть показатель рентабельности продаж по чистой прибыли, отражает ту часть поступлений, которая остается в распоряжении предприятия с каждого рубля реализованной продукции. В данном случае это 5.87%.