Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проектно-технологическая практика обучающихся – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, педагогических, творческих заданий в учреждениях, организациях или на предприятиях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности. Учебная практика входит в состав практики образовательной программы высшего образования и учебного.
Практика обеспечивает закрепление у студентов теоретических знаний и способствует приобретению практического опыта планирования и проведения исследований процессов обучения дисциплин по профилю подготовки в сфере будущей профессиональной деятельности. Позволяет ознакомиться с различными учреждениями, где осуществляется психологическая помощь, с передовыми педагогическими и психологическими достижениями. В процессе практики планируется посещение открытых занятий наиболее опытных педагогов и психологов.
Целью педагогической практики является первоначальное ознакомление с профессиональной деятельностью психолога и адаптации к ней.
Задачи практики:
Основной задачей педагогической практики является развитие трудовых функций и конкретных трудовых действий педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом.
Теоретическую и практическую основу рабочей программы составили: идеи социально-педагогического подхода в профессиональной деятельности учреждений образования (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, М.А. Галагузова,); межличностные отношения в вузах (А.А. Бодалев, Т.А. Верѐвкина, Н.В. Тимофеева); социально-педагогические методы и технологии (В.Г. Бочарова, А.Б. Мудрик, В.С. Торохтий); инновационное образование (Е.Д. Чернов, В.Е. Шукшунов).
В результате прохождения педагогической практики осваиваются следующие профессиональные компетенции:
– способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.
– способность эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей.
– способность формировать психологическую готовность.
Практика мной проходилась в ФГБОУ ВО «ЧелГУ».
1.Организация профессиональной деятельности педагога-психолога
Практика мной проходилась на кафедре общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета (ФГБОУ ВО «ЧелГУ»).
4 октября 2019 года Челябинский государственный университет (рис.1) отметил 43 года. За это время он стал одним из ведущих учебно-научных центров Южного Урала, неотъемлемой частью региона, и, что не менее важно — домом для каждого, с кем связана его судьба. Здесь зарождаются научные проекты и образовательные инициативы, совершаются открытия и хранятся знания нескольких поколений. Университет — место встречи с наставниками и друзьями, со своим будущим, основа которого закладывается именно здесь.
Сегодня Челябинский государственный университет — это многопрофильный вуз, обеспечивающий качественную подготовку. ЧелГУ — член Ассоциации классических университетов России, Евразийской ассоциации университетов, Международной ассоциации университетов при ЮНЕСКО. Наш вуз стал федеральной инновационной площадкой по инклюзивному образованию в системе высшей школы.
Основополагающим принципом научной деятельности здесь была и остается ориентация на развитие фундаментальных исследований в физико-математическом, естественно-научном и социально-гуманитарном направлениях. Не менее важны их согласованность с прикладными исследованиями и, конечно, поддержка научных школ. Это подтверждает факт успешного развития на базе ЧелГУ более тридцати научных направлений.
Исследования и инновационная деятельность подкреплены сотрудничеством с ведущими научными центрами, фондами и организациями России и зарубежья. В 2014-2015 гг. значительно, почти вдвое, увеличился объем финансирования научной деятельности, ученые университета получили престижные гранты, свидетельствующие о высоком уровне научных исследований. Все чаще на базе ЧелГУ или с его участием проходят статусные научно-практические конференции.
Особо стоит отметить успешное 20-летнее функционирование системы инклюзивного образования в ЧелГУ, который стал базовым вузом в Уральском федеральном округе, обеспечивающим условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно их здесь обучается более ста — около 80% всех студентов-инвалидов в Челябинской области, которым требуются специальные условия для получения образования. Кроме того, региональный учебно-научный центр инклюзивного образования создал адаптационную систему довузовской подготовки — с использованием специализированного оборудования, адаптивных информационных и коммуникационных технологий. Безбарьерная архитектурная среда, созданная в вузе, позволяет студентам свободно перемещаться по учебному корпусу и прилегающей территории. Наш опыт получил отклик в образовательном пространстве и на административном уровне: в 2014г. ЧелГУ провел Международную научно-практическую конференцию по инклюзивному образованию, участниками которой стали представители Минобрнауки России и Рособрнадзора. Ректор ЧелГУ Д.А.Циринг входит в Совет по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области. В 2017 г. на базе университета по решению Минобрнауки России создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, территорией ответственности которого является Челябинская, Свердловская и Курганская области.
Рис.1. Челябинский государственный университет
С самого начала своей истории ЧелГУ выполняет особенную задачу высшего образования — готовит высококвалифицированные кадры для вузов и научных центров региона. Один из его первых, основных лозунгов —«Источник движения на все времена». Это именно то, к чему стремится наш коллектив: двигаться вперед на благо обществу, воспитывая достойные смены поколений.
Именно ЧелГУ принадлежит статус первого университета на Южном Урале. Постановление о его создании было принято Советом Министров СССР в 1974 г. Официальное открытие состоялось спустя два года — в октябре 1976-го. Первым ректором стал член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, профессор С.Е.Матушкин.
Учредитель (учредители) образовательной организации: Акционерное общество «Современное образование».
Юридический и фактический адрес: 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129 Режим работы организации: понедельник - воскресенье 8:00 - 22:00.
График работы: время начала и окончания работы сотрудников Университета, в том числе, сотрудников филиалов (за исключением научно-педагогических работников) устанавливается в период с понедельника по четверг с 9.30 до 18.15, в пятницу с 9.30 до 17.00, обеденный перерыв 30 минут в период с 12.30 до 13.00.
Начало работы, время обеденного перерыва и окончание рабочего дня научно-педагогических работников устанавливается в зависимости от расписания занятий и проведения кафедральных и Университетских мероприятий.
По окончании обучения все выпускники ЧелГУ получают возможность трудоустройства на конкурсной основе по полученным специальностям.
Срок обучения в университете 2–6 лет в зависимости от выбранной формы обучения и базового образования.
По окончании обучения выпускникам выдается государственный диплом.
В соответствии с государственной аккредитацией студентам очной формы обучения гарантируется отсрочка от призыва в армию на все время обучения.
Студенты заочного отделения пользуются всеми льготами, предусмотренными законодательством РФ.
В университете развивается международное сотрудничество, направленное, прежде всего, на повышение профессионального уровня преподавательского состава, а также максимально полную реализацию потенциала обучающихся в ЧелГУ студентов. Университет участвует в международных проектах.
Благодаря поддержке университета наши студенты имеют возможность успешно участвовать во Всероссийском открытом Конкурсе на стипендии Президента Российской Федерации для обучения за рубежом.
Что касается преподавателей, ЧелГУ гордится одним из лучших профессорско-преподавательских составов среди негосударственных ВУЗов России.
Наши преподаватели имеют ученые степени и звания, среди них - крупнейшие российские ученые, авторы научных трудов и учебников по базовым дисциплинам образовательных программ, реализуемых в Университете.
Это ученые, сочетающие педагогическую деятельность с практической работой в государственных и иных учреждениях самого высокого уровня. Они участвуют в разработке федеральных экономических программ и законопроектов, являются консультантами, советниками и экспертами высших органов законодательной и исполнительной власти России.
Характеристика основных подразделений университета, место факультета и кафедры в их системе
Основные задачи кафедры психологии и педагогики:
• Осуществление учебно-воспитательного процесса по направлению «Психолого-педагогическое образование» на основе симбиоза традиционных и инновационных педагогических технологий и средств для достижения максимального качества образовательной деятельности.
• Популяризация и развитие психологического знания как одного из ключевых мировоззренческих звеньев в структуре общекультурных и общепрофессиональных компетенций профессионалов всех профилей на основе преподавания общеуниверситетской дисциплины «Психология».
• Обеспечение учебно-методического и информационно-дидактического арсенала электронного университета по психолого-педагогическим дисциплинам как неотъемлемого органически связанного звена единой электронно-образовательной среды.
• Организация когнитивно-развивающих и эмоционально насыщенных креативно-деятельностных событий в академической жизни университета как мероприятий, направленных на развитие активных, коммуникативных и интерактивных компетенций будущих педагогов-психологов для их эффективной интеграции в систему социально-профессиональных взаимодействий в институциональной психолого-педагогической среде.
• Осуществление комплексных психолого-педагогических научных, научно-практических и методических исследований в условиях развития и методологического доминирования междисциплинарных социально-гуманитарных парадигм.
• Привитие студентам научно-исследовательской культуры и практических исследовательских навыков для развития компетенций самостоятельной научной работы как основного условия продуктивного прохождения индивидуальной образовательной траектории в условиях многоуровневого непрерывного образования личности.
• Осуществление и развитие деятельности психологической лаборатории как корпоративного центра психолого-консультативных интеракций с привлечением топовых специалистов (сертифицированных психологов-практиков и профессиональных коучей) для оказания психологических услуг конкурентоспособного качества на уровне современных рыночных стандартов.
Наравне с личностными и социальными особенностями студентов-психологов, необходимо знать и учитывать и возрастные психофизиологические закономерности формирования личности в юношеском возрасте, - возрасте, когда большинство специалистов-психологов (как и профессионалов других профессий) получают высшее образование. Знание данных психофилогенетических закономерностей развития личности позволяет нацелено осуществлять целостный и непрерывный педагогический процесс в высшей школе, адекватно распределять образовательные усилия человека на весь период обучения в ВУЗе.
Среди общих личностно-профессиональных качеств психолога в психологии научно-практически традиционно выделены следующие параметры: на психофизиологическом уровне - эмоциональная устойчивость, выдержка, спокойствие, способность реально взвешивать обстановку, устойчивость к стрессу, сильный тип нервной системы; на интеллектуальном уровне - научно-гуманистическое мировоззрение, логичность мышления, сензитивность, профессиональная рефлексия, четкое представление о сложности и противоречивости природы психики и поведения человека; творчество, проницательность, аналитичность и прогностичность; на личностном уровне - фасилятивность, социабильность, направленность на другого, профессиональная мотивированность, активность, коммуникабельность и великодушие к людям, тактичность и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого и группы, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость в решении практических вопросов.
2.Анализ документации, регламентирующих деятельность организации
ЧЕЛГУ одним из первых негосударственных вузов России получил право на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования. Статус подтверждается соответствующей лицензией и аккредитацией. Я ознакомилась со следующими документами, регламентирующими деятельность организации:
1.Аккредитация №2218 от 02 сентября 2016 года.
Вышеуказанный документ представлен на рис.2.
Рис.2.Свидетельство о государственной аккредитации
2.Устав образовательного учреждения от 24.12.2018 (рис.3)
Рис. 3. Устав образовательного учреждения от 24.12.2018
3. Свидетельство о международной профессионально-общественной аккредитации (рис.4)
Рис.4. Свидетельство о международной профессионально-общественной аккредитации
Я ознакомилась с сущностью 2х современных образовательных технологий для вузов на выбор, и охарактеризовала в Отчете каждую из них:
1. Увеличение доли смешанного обучения (Blended Learning).
Смешанное обучение – образовательный подход, совмещающий офлайн и онлайн, – набирает популярность не только за рубежом, но и в России.
Этот подход развивает у студента самостоятельность. Эффективность обусловлена во многом тем, что учебный процесс становится более индивидуальным. При таком подходе студент самостоятельно определяет темп занятий, а программа формируется, исходя из особенностей усвоения знаний: большее внимание уделяется слабым местам и тому, что интересно самому студенту и отвечает его будущей специализации.
Отправная точка для разработки методики.
В основе разработки методических материалов лежат принципы смешанного обучения. Они помогают выстроить занятие для любой модели и базируются на четырех столпах:
• Высокие ожидания студентов. Студент с помощью педагога формирует собственную цель и идет к ней.
• Персонализированное образование. Программа строится на основе интересов и стремлений студента.
• Обучение, основанное на мастерстве. Студент переходит к новой теме только после того, как изучил предыдущую.
• Ответственность за собственный результат. Студент сам принимает решения и, соответственно, пожинает плоды своих достижений или неудач.
Платформа играет важную роль при разработке методики, создавая благоприятные условия для эффективного смешанного обучения. Педагог руководствуется следующими подходами при создании заданий:
• активное самостоятельное познание. Студент сам добывает знания в процессе работы. В итоге они усваиваются лучше, чем готовые;
• диалог со студентом. Студент получает мгновенную обратную связь. Система задает вопрос и моментально реагирует на ответ: если он правильный – хвалит и предлагает новое задание; если ошибочный – дает уточняющие вопросы, чтобы студент самостоятельно пришел к верному решению;
• множественность представлений знания: визуальное, формальное, вербальное. Это помогает лучше и быстрее запомнить информацию;
• верифицированные методы и подходы к решению задач. Они реализованы в соответствии с принципами смешанного обучения, соответствуют требованиям, прошли педагогическую экспертизу РАН.
Пример занятия по данной технологии представлен в Приложении 1
2. Индивидуализация обучения.
Как бы странно это не звучало, но использование алгоритмов искусственного интеллекта в области образования может расширить возможности обучающихся и привести к индивидуализации учебной программы, что позволит удовлетворить индивидуальные потребности студентов. Собрав данные об успехах и неудачах обучающегося и моделях обучения, можно проанализировать процесс и создать индивидуальный план занятий, который соответствовал бы уровню и потребностям конкретного студента. Уже ведется разработка образовательных мобильных приложений, использующих возможности ИИ для определения степени вовлеченности студентов и результатов обучения. В качестве примера можно привести обновленную версию приложения Google для обучения на основе искусственного интеллекта Socratic, которое позволяет студентам задавать вопросы в виде голосового или графического ввода. Приложение использует алгоритмы для поиска соответствующих ответов в Интернете, помогая студентам понять основные концепции. Вступление Google в пространство электронного обучения - это только начало преобразований, свидетелями которых мы станем в недалеком будущем. Приложения на основе ИИ потенциально могут отслеживать успеваемость ученика, предупреждать учителя, если ученик отстает, получать автоматические напоминания о сроках выполнения заданий и составлять индивидуальный план обучения в соответствии с индивидуальными данными ученика.
Таким образом, мы видим, что, вместо традиционного подхода к обучению, пользовательские учебные процессы, основанные на специальном программном обеспечении, могут привести к индивидуализации учебного процесса.
Конспект занятия с применением данной технологии представлен в Приложении 2.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2006.
2. Абульханова, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] : учебник/ Н. Л. Безрукова. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Типология личности и гуманистический подход [Электронный ресурс] / К. А. Абульханова-Славская, К. А. – Режим доступа: http://www.rubinstein-society.ru/engine/documents/document77.pdf. – Дата обращения: 25.09.2020.
4. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] : учебное пособие для педагогических училищ/ Л.Р.Болотина, В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1987. - 367 с.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение: [Текст] : Избр. Тр. - М. : Педагогика, 1983. – 271 с.
6. Венгер, Л. А. Психология: [Текст] : учебное пособие для учащихся педагогических училищ/ Мухина B. C - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
7. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. [Текст] : - М. : 2002. - 448 с.
8. Выготский, Л. С. Собр. Соч.: [Текст] : В 6 т. Т. 3 - М. : Просвещение, 1983.-192 с.
9. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объекта зарубежных методических исследований [Текст] :- / Иностр. яз. в шк. – 1985.- 69 с.
10. Гудименко О.В. Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов психологов в процессе профессиональной подготовки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Казань, ОГПУ, 2007
11. Давыдова, О.М. Специфика социальной работы с девиантными подростками в современной России/ О. М. Давыдова // Молодой ученый. – 2016. №27. – С. 741-743.
12. Демидова, Е.Е. География социальных девиаций: постановка проблемы, примеры региональных исследований / Е. Е. Демидова // Региональные исследования. – 2015. №3(49). – С. 12-18.
13. Демидова, С.А. Повышение педагогической культуры родителей неблагополучных семей / С. А. Демидова, И.Р. Сорокина // Обучение и воспитание: сб. материалов науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 14 - 19.
14. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков: коллективная монография / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – Санкт-Петербург : ЗАО ПОНИ, 2010. – 316 с.
15. Зиналиева Н.К. Психологические условия развития межличностной коммуникации у будущих психологов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Астрахань, АГУ, 2007.
16. Ибрагимова, Л. А. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов / Л.А. Ибрагимова, Г. Р. Чубанова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - Т. 2. №6 (28). - С. 105-110
17. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат., 1988. – 69 с.
18. Каган, М. С. Общение и деятельность [Текст] : Философ, науки. - 1975. - № 5.
19. Козлов, Д.М. Деструктивное и самодеструктивное поведение личности как препятствие на пути самоорганизации жизни личности / Д. М. Козлов // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: сб. тезисов. – Симферополь, 2018. – С. 244-246.
20. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст] : Общение и возрастные особенности. - Минск: БГУ, 2001. – 234 с.
21. Костюнина, Н.Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности / Н.Ю. Костюнина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. № 34 (325). – С. 41-44.
22. Кремнева, Т. Л. Методы и формы работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением / Т.Л. Кремнева, Ю. А. Кадурина // Лучшая научная статья 2018: сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018.- С. 259-263
23. Максимлюк, С.А. Анализ причин девиантного поведения несовершеннолетних/ С. А. Максимлюк // Социальная работа. – 2012. № 4. – С. 92-96.
24. Салахова, В.Б. Девиантное поведение как социально-психологическое явление / В.Б. Салахова, А.А. Ощепкова // Симбирский научный вестник. – 2016. - №4(26). – С. 45-55.
25. Семенова, О.А. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях / О.А. Семенова, О.В. Серегина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. - Т. 2. №13. – с. 477-480.
26. Шипилова Е.В. «Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности». Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. – Москва, АПКПРО, 2007.
27. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: монография / Л. Б. Шнейдер.– Воронеж: Веста-М, 2015. – 336 с.