Фрагмент для ознакомления
2
1. Наименование дисциплины
«Политические институты, процессы и технологии»
2. Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы (перечень компетенций) с указанием индикаторов их достижения и планируемых результатов обучения по дисциплине
Публичное администрирование является одним из направлений общественно – полезного труда. Данная деятельность всегда связана с такими категориями, как управление, руководство, контроль, оказание социальных услуг в рамках политических институтов и процессов. В литературе отмечается, что публичное администрирование в обществе распределяется в соответствии с существованием государственных и негосударственных организаций (общественных, корпоративных и самоуправляемых) на государственную и негосударственную. Существует также разделение службы в обществе на публичную и гражданскую.
Определение публичной службы на законодательном уровне содержится в Кодексе административного судопроизводства: публичная служба – деятельность на государственных политических должностях, профессиональная деятельность судей, прокуроров, военная служба, альтернативная (невоенная) служба, дипломатическая служба, другая государственная служба, служба в органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления.
Данные особенности публичного администрирования требуют соответствующих знаний о политических институтов и процессов и механизмов их реализации в современном обществе.
Политические институты и процессы являются отраслью знания, заслуживающей внимательного изучения вследствие важности ее для общего образования студента, а также как одного из условий подготовки специалистов в области публичного администрирования.
Учебная дисциплина «Политические институты, процессы и технологии» состоит из двух модулей: теоретического и практического.
Теоретический модуль предполагает изучение основных теорий становления политической системы общества, его политических институтов. Определение и характеристика политической власти, государства, моделей политических режимов и форм правления.
Практический модуль предполагает изучение способов и типов политического прогнозирования, технологии (избирательных в том числе), с помощью которых формируются общественные политические настроения.
Целью освоения данной учебной дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций по их умение самостоятельно анализировать суть политических явлений и процессов и принимать взвешенные решения, которые будут способствовать дальнейшей демократизации российского общества, интеграции его в мировое сообщество.
Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
усвоение основных принципов формирования современной политической системы, обоснование актуальных политических проблем;
формирование компетентностей относительно самостоятельного критического анализа политических процессов и оценки их влияния на политические решения.
Объектом учебной дисциплины являются политические институты и процессы, отражающие различные аспекты политической деятельности.
Предметом учебной дисциплины является совокупность политических знаний, охватывающих политические процессы, происходящие в обществе, механизм взаимодействия субъектов и объектов политики.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
объект, предмет и методы политической науки, ее структуру и функции; понятийный и категорийный аппарат политической науки;
историю развития политической мысли, особенности генезиса национальных политических школ;
основные мировые и отечественные политические школы, концепции и направления; определение, происхождение, структуру и механизм функционирования
политической системы, государственной власти, партийных систем; сущность политических институтов;
понятие «оппозиция» и ее роль в жизни общества;
значение политической элиты и политического лидерства в государстве.
уметь:
ориентироваться в основных направлениях политической мысли;
определять теоретические, духовные, прикладные и инструментальные компоненты политического знания, их роль и функции в подготовке политических решений;
анализировать сущность политической власти, государства, политической жизни; различать политические отношения и процессы, субъекты и объекты политики; классифицировать политические системы и режимы, партийные и избирательные системы; анализировать международные политические процессы, место и роль РФ в современном мире; владеть навыками политической культуры; применять политологические знания в своей профессиональной деятельности.
В процессе преподавания учебной дисциплины основное внимание уделяется овладению студентами профессиональными компетентностями, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Профессиональные компетентности, которые получают студенты после изучения учебной дисциплины
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Изучение данной учебной дисциплины студент начинает, прослушав большинство учебных дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Теоретико-методологической базой изучения этой дисциплины являются такие учебные дисциплины, как: «философия», «Культурология», «Социология», «История современного мира», «Правоведение». В свою очередь, знания по данной дисциплине обеспечивают успешное усвоение таких учебных дисциплин, как: «Электронное управление», «Публичные финансы», «Государственное регулирование экономики и экономическая политика», «Территориальное управление в России в условиях реформ», «Планирование развития территории», «Антикризисный менеджмент», а также выполнение тренингов, междисциплинарных комплексных курсовых работ, магистерских дипломных работ.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся
Примечание. Соотношение количества часов аудиторных занятий к самостоятельной и индивидуальной работе составляет:
для дневной формы обучения – 31 %;
для заочной формы обучения – 17 %.
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины
Содержательный модуль 1. Теоретические основы формирования политических институтов и процессов
Тема 1. Власть и гражданское общество: проблема взаимодействия
1.1. Власть как явление общественной жизни.
Сущность политической власти и ее определение в нормативно-формалистической, органистической, субъектно – психологической, индивидуально-социологической и марксистской концепциях.
1.2. Соотношение государственной и политической власти.
Составляющие государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная, их взаимодействие. Формы и механизмы политической власти: господство, политическое руководство, управление. Разделение форм политической власти по критерию главного субъекта правления: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. Функции механизма политической власти: интегративная, регулятивная, мотивационная, стабилизирующая.
1.3. Структура властных отношений и механизмов политической власти.
Политика как средство регулирования экономических, социальных и духовных отношений в обществе.
Тема 2. Развитие демократии и становления гражданского общества в современной России
2.1. История развития политической мысли.
Политические учения древней Греции, Рима. Политические взгляды Платона и Аристотеля. Политическое учение эпохи Возрождения. (Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). И. Кант о правовом государстве. Г. Гегель о гражданском обществе. М. Вебер как классик западной политологии.
2.2. Развитие российской политической мысли.
Политические идеи времен Киевской Руси. Идеи социального и национального равенства (С. Ореховский – Роксолан, Ю. Дрогобыч, М. Смотрицкий, С. Зизаний).
Тема. 3. Политические системы
3.1. Сущность и типы политических систем.
Понятие «политическая система общества». Политическая система как механизм власти и фактор стабилизации и развития общественной жизни. Характерные черты политической системы общества. Типология политических систем.
3.2. Характеристика структурных элементов политической системы.
Системообразующие основы и основные функции политических систем. Основные факторы эффективности политической системы. Структурные элементы политической системы, ее институциональная, информационно-коммуникационная, нормативно-регулятивные составляющие.
Тема 4. Политический режим
4.1. Сущность и виды политического режима.
Понятие «политический режим» и параметры его определения. Форма политического (государственного) режима как непосредственное средство реализации государственной власти. Виды политического режима: демократический и недемократический.
4.2. Качественные характеристики политического режима.
Основные признаки демократического режима. Особенности и различия авторитарного и тоталитарного режима. Типология политического режима.
Тема 5. Тенденции к изменениям современных политических систем
5.1. Мировой политический процесс.
Понятие, субъекты, закономерности и тенденции к изменениям мирового политического процесса.
5.2. Основные концептуальные идеологические основы современных политических процессов.
Современные радикальные идеологии неокоммунизма, неофашизма. «Демократический социализм» – идеология и практика современной социал-демократии. Идеология неоконцерватизму, сущностный анализ. Неолиберализм как идейно политическая доктрина.
Содержательный модуль 2. Анализ политических институтов и процессов
Тема 6. Анализ уровня стабильности политической системы в современной России.
6.1. Факторы стабильности политической системы в России.
Показатели уровня стабильности политической системы в современной России. Направления повышения уровня стабильности политической системы в современной России.
6.2. Методы анализа уровня стабильности политической системы.
Использование социологического, структурно-функционального, исторического методов политического анализа.
Тема 7. Система политических институтов: сравнительная характеристика
7.1. Государство как политический институт, средство публичной власти.
Основные подходы в определении сущности государства. Теории возникновения государства. Институты государственной власти, их характеристика. Формы правления и устройства: президентская, парламентская.
Государство и общественное общество.
Сущность гражданского общества, основные условия его формирования. Формирование общественного общества в современной России.
Тема 8. Политический менеджмент и политический маркетинг
8.1. Политический менеджмент.
Политический менеджмент: понятие и содержание. Типологии политического управления.
8.2. Политический маркетинг.
Понятие политического маркетинга и его сущность. Функции политического маркетинга. Маркетинг органов государственной власти.
Тема 9. Практический политический анализ
9.1. Особенности методологии и методики прикладного анализа политики. Методологические подходы к прикладного политического анализа: клиент – проблемно-ориентированный подход; гетерогентність концептуально-методологической базы; инструментальный мультипліцизм; сочетание эмпирического и нормативного подходов.
9.2. Методы измерения политического анализа.
Методики практического политического анализа (трендовый, ситуационный). Комбинации методов и процедур для решения конкретной задачи, определения последовательности и их использования. Методы сбора, переработки, и производства политической релятивной информации.
5.2. Учебно-тематический план
С самого начала изучения учебной дисциплины каждый студент должен быть ознакомлен как с рабочей программой учебной дисциплины и формами организации обучения, так и по структуре, содержанию и объему каждого из учебных модулей, а также со всеми видами контроля и методикой оценивания сформированных профессиональных компетенций.
Изучение студентом учебной дисциплины происходит путем последовательной и почвенной проработки учебных модулей. Тематический план дисциплины состоит из двух содержательных модулей (табл. 2).
Таблица 2
Фрагмент для ознакомления
3
Основная
1. Никорич А. В. Политология. / А. В. Никорич – НТУ «ХШ», 2001. – 210 с.
2. Пича В. М., политология: нав. посібн. / В. М. Пича, Н. М. Фома. – К.–Л., 2010. – 318 с.
3. Политология / под ред. И. С. Дзюбка, Х. М. Левковского – К. : Высшая школа, 2011. – 326 с.
4. Политология: Наука о политике / под ред. В. Г. Кремня – К.–Х.: Єдинорог, 2011. – 238 с.
Дополнительная
5. Политическая наука: история дисциплины / Г. Алмонд // Полис. – 2010. – № 6. – С. 32 – 40.
6. Андресюк Б. П. на пути к гражданскому обществу. Б. П. Андресюк. - К., Высшая школа, 2000. – 282 с.
7. Бебик В. М. базовые основы политологии: история, теория, методология, практика / В. М. Бебик. - К., Высшая школа, 2000. – 442 с.
8. Дегтярев А. А. Политика как сфера общественной жизни / А. А. Дегтярев // Социально-политический журнал. - 2007. - № 2. - с. 24-30.
9. Общая и прикладная политология : учеб. пособ. / под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова. - М.: МГСУ. изд. «Союз», 2011. – 992 с.
10. Классики политической мысли (от Платона до Макса Вебера) / под ред. И. С. Дзюбка, Х. М. Левковского. – М. : Высшая школа, 2002. – 382 с.
11. Кирилюк Ф. М. История политологии : учебник. – М. : Высшая школа, 2002. – 442 с.
12. Политология : учебник для вузов / под ред. М. А. Василика. – М. : Юрист, 2001. – 529 с.
13. Политология / под ред. А. М. Черния. – М., Высшая школа, 2007. – 326 с.
14. Пича В. М. Политология : учеб. пособ. / В. М. Пича, Н. М. Фома. – К. : Каравелла, 2001. – 344 с.
15. Политология: учеб. пособие. для вузов / научный ред. А. А. Радугин. - М.: Юрист, 2000. – 342 с.
Информационные ресурсы
Новостной портал ЛигаБизнесИнформ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://liga.net