Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовое планирование, как составная часть планирования в государственных учреждениях, является процессом разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.
Таким образом, финансовое планирование трансформирует цели организации в конкретные количественные и качественные показатели потребности в финансовых ресурсах, их объема и источников, условий и времени привлечения, выбора объектов финансировании (инвестиций) и получения отдачи (эффекта) от их использования.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ), с 1 января 2011 г. на территории Российской Федерации действуют государственные учреждения трех типов: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. Для каждого из них предусмотрен свой порядок финансового обеспечения, в том числе финансового планирования.
Целью финансового планирования является обоснование стратегии развития государственных учреждений с позиции компромисса между доходностью, риском и ликвидностью, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения данной стратегии. В результате объектами финансового планирования выступают, с одной стороны, объем оказания услуг и требуемые для этого нормативные затраты, с другой - финансовые ресурсы и денежные средства, необходимые для обеспечения государственного задания.
1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КАЗЁННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В бюджетной сфере происходят глобальные, принципиально новые изменения, в связи, с чем поменялся процесс планирования финансовой деятельности государственных средств. Год за годом все значительнее становится дефицит бюджета. Современная жизнь заставляет расходовать огромные суммы денег на развитие новых технологий, применение и внедрение результатов научно- исследовательских работ. Это вынуждает органы власти рационально использовать бюджетные средства. Идет распределение приоритета поставленных задач перед бюджетными учреждениями, выполняющими собственные обязанности. Происходит переход на субсидиарное финансирование учреждений через государственные (муниципальные) задания.
Государственное (муниципальное) задание - это документ, определяющий требования к объему, качеству и составу, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг. Государственное (муниципальное) задание дает возможность контролировать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения на всех этапах финансирования.
Перемены законодательства в бюджетной сфере охватили непосредственно процесс планирования финансовой деятельности государственных учреждений. Главным образом произошел переход от главного планового документа - Сметы к Плану финансово-хозяйственной деятельности (План ФХД). Так в казенных государственных учреждениях финансирование осуществляется на основании сметы, а вот новые бюджетные и автономные учреждения должны составлять план финансово-хозяйственной деятельности. В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемые к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Что позволяет бюджетополучателю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.
Казенные учреждения - это государственные (муниципальные учреждения), осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенные учреждения ведут бюджетный учет согласно ст. 264.1 бюджетного кодекса РФ и осуществляют закупки согласно закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 44-ФЗ от 05.04.2013 г. На уровне конкретного учреждения бюджетный учет совпадает с бухгалтерским, поэтому термины «бюджетный учет» и «бухгалтерский учет органов государственной власти, государственных учреждений и т.д.» будем считать равнозначными.
В 2011 г. правительством РФ была одобрена «Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» и в рамках этой концепции в 2015 г. было утверждено соответствующее положение.
Согласно этим документам в рамках системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация многих бюджетных процессов, в частности: бюджетное планирование, управление закупками, бухгалтерский и управленческий учет. Аналогичное упоминание о интеграции закупочной и бюджетной информационных систем содержится в ст. 4 закона о контрактной системе.
Получатели бюджетных средств делятся на: главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) и подведомственных получателей бюджетных средств. ГРБС определяет порядок утверждения бюджетных смет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Федеральным законом от 3 марта 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Приказ Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об общих требованиях и порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Богер И.Б. Модернизация механизма финансового обеспечения деятельности государственных учреждений /И.Б.Богер // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 39-42.
8. Боровинская И.В. Развитие дополнительных платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях / И.В. Боровинская, И.А. Расковалова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - № 17. - С.136
9. Боровинская И.В. Развитие дополнительных платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях/ И.В. Боровинская, И.А. Расковалова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - № 17. - С.139
10. Бюджетирование: теория и практика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / Л.С. Шаховская, В.В. Хохлов, О.Г. Кулакова [и др.]. – М.: КНОРУС, -2009. – 400 с.
11. Бюджетные учреждения: бухгалтерский учет по новым правилам: практ. коммент. к новому порядку учета: практ. рекомендации для бухгалтера и рук. / под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М: АБАК - 2012. – 376 с.
12. Бюджетный учет / под ред. М.А. Вахрушиной - М.: ИНФРА-М, - 2016 – 400 с.
13. Васюнина М.Л. Финансовое обеспечение казенных учреждений: необходимость и направления совершенствования / М.Л. Васюнина // Финансы и кредит – 2012 - № 19. -С. 48-53.
14. Комиссарова Е.Г. Единство и дифференциация в регулировании правового статуса бюджетных и казенных учреждений /Е.Г. Комиссарова // Юридическая наука и правоохранительная практика, 2013 - № 4 - С. 21 - 31.
15. Комиссарова Е.Г. Единство и дифференциация в регулировании правового статуса бюджетных и казенных учреждений. Окончание /Е.Г. Комиссарова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013 - № 5 - С. 22 - 28.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях/ Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015 – 384 с.
17. Котенева Т.В. Актуальные вопросы формирования учетной политики казенного учреждения /Т.В. Коенева //Международный бухгалтерский учет, 2015 - № 10 - С 26 - 38.
18. Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере размещения заказов и внутреннего финансового контроля (аудита) /Е.П. Кочаненко //Законодательство и экономика, 2011 - № 3 - С.14-15
19. Ловидова, А.Г. Закон № 44-ФЗ не сделал госзакупки эффективнее /Г.А.Ловидов //Казенные учреждения, 2015 - № 9 – С.17-18
20. Плесков А.А. Концепция создания каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд /А.А.Пдесков //Госзакупки.Ру. - 2015. - № 8. Система «Госфинансы».
21. Рогова, Е. М. Основы управления финансами и финансовое планирование / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - М.: Издательство Вернера Регена - 2015. - 256 c.
22. Семенихин В.В. Типовая учетная политика в казенном учреждении /В.В.Семенихин //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2012 - №24 - С.19-21
23. Тафинцева В. Н Основные направления анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения /В.Н. Тафинцева //Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях, 2014 - №6. – С.24-25