Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальное задание на практику
1. Знакомство с базой практики: экскурсия по учреждению, беседа с администрацией (с целью определения основных направлений работы ДОУ).
2. Составление перспективного плана работы с указанием конкретного содержания деятельности на каждый день, целей каждого вида деятельности. План работы заверяется преподавателем-дефектологом.
3. Беседа с педагогом-дефектологом (с целью определения основных направлений работы специалиста, а также выявления ребенка для обследования).
4. Изучение документации учителя-дефектолога (результат оформляется в дневнике практики в виде таблицы с указанием наименования документа, его цели и содержательных составляющих).
5. Изучение системы помощи детям с ОВЗ в специальном образовании (необходимо изучить рабочую документацию специалистов, должностные обязанности, провести беседу и представить результаты в виде таблицы с указанием наименования документа, его назначение, обязательный - необязательный документ, содержательные компоненты документа).
6. Изучение опыта организации взаимодействия специалистов и семьи с ребенком с ОВЗ (результаты представлены в виде таблицы с указанием направлений и форм работы).
7. Наблюдение и анализ подгрупповых и индивидуальных занятий дефектолога (обучающийся ведет протокол с указанием цели наблюдения, речи и действий дефектолога, речи и действий детей, анализа и выводов).
8. Изучение особенностей развития одного ребенка с ОВЗ:
1. сбор первичных данных об особенностях психического развития ребенка путем анализа документации (медицинская карта, характеристика на ребенка и др.), анализа продуктов деятельности, бесед с воспитателями, специалистами, родителями;
2. проведение не менее 4-х наблюдений за ребенком в разных видах деятельности в 1-й и 2-й половине дня (свободная деятельность, игровая деятельность, образовательная деятельность, охранные моменты), оформление протоколов наблюдения с указанием даты и времени, цели наблюдения, речи и действий наблюдаемого ребенка и других лиц, анализ и выводы по результатам наблюдения.
3. подготовка диагностических средств для изучения психического развития ребенка с ОВЗ (13-15 диагностических методик: 2-3 методики исследования мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, 3-4 методики изучения особенностей личности), составление диагностический альбом (перечень выбранных методик изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ заверяется педагогом-дефектологом);
4. проведение психолого-педагогического осмотра ребенка с ОВЗ, составление протоколов осмотра с указанием даты и времени проведения, цели методики, речи и действий диагноста, речи, действий, эмоционального состояния ребенка (все формы приемов и работы ребенка прилагаются к протоколам);
5. качественный и количественный анализ результатов опроса;
6. составление психолого-педагогической характеристики и выводов по результатам обследования.
9. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы по результатам комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. В программе прописываются цель и задачи работы, диагностические показатели коррекции, формы, методы и приемы коррекционной работы, тематическое планирование (15 занятий), ожидаемый результат. Студент также самостоятельно разрабатывает конспекты отдельных коррекционно-развивающих занятий и методический материал к ним. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа и конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий должны быть заверены педагогом-дефектологом.
10. Разработка подгрупповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ (по плану педагога-дефектолога, всего не менее 15 занятий). Конспекты занятий должны включать формулировку темы, цели, учебные, коррекционно-воспитательные задачи, оборудование и материалы, методы и приемы работы, успеваемость. Конспекты занятий и методический материал к ним студент разрабатывает самостоятельно. Конспекты подгрупповых коррекционно-развивающих занятий должны быть заверены педагогом-дефектологом.
11. Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с ребенком, их анализ.
12. Проведение повторной диагностики после реализации системы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком с целью определения динамики развития (в соответствии с целью индивидуальной коррекционно-развивающей работы).
13. Разработка и проведение воспитательных мероприятий с педагогами или родителями по сопровождению ребенка с ОВЗ в специализированной группе (методические семинары, консультации, тренинги), проводится одно мероприятие во время практики
14. Развитие психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации педагогического взаимодействия с ребенком на основе выявленных индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с ОВЗ.
15. Ведение дневника по практике, самоанализ деятельности.
16. Оформление документации по практике.
Цели практики:
- расширение и интеграция теоретических знаний выпускников в области специального образования;
- совершенствование диагностических навыков для комплексной оценки психического развития детей;
- Обучение использованию коррекционных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями психофизического развития: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, эмоционально-независимых сфер и социального поведения;
- Развитие способности структурировать взаимодействие и разрабатывать учебные ситуации, способствующие развитию личности и способностей ребенка.
Задачи практики:
1. Расширить и обобщить теоретические знания о возрастных и специфических закономерностях психического развития детей с нарушениями развития (слухового, зрительного, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, эмоционально-независимых сфер и социального поведения);
2. Расширить понятие выпускника об особенностях профессиональной деятельности педагогов в контексте специального образования детей с особенностями развития (слуховой, зрительной, опорно-двигательной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой сфер и социального поведения);
3. Расширить представления учащихся о психологическом развитии детей с девиантным развитием, методах и приемах их воспитательной осведомленности;
4. Развитие у учащихся способности к развитию психических и учебных характеристик, теория о детях с девиантным развитием;
5. Формировать комплексные знания и умения относительно закономерностей и содержания учебного процесса, потребностей его организации в различных учреждениях образования и системы здравоохранения;
6. Развивать умение выбирать и обосновывать направление, форму и метод коррекционно-педагогического сопровождения детей с девиантным развитием;
7. Способствовать освоению учащимися форм и методов организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с девиантным развитием;
8. Формировать навыки анализа учебного процесса у детей с различными нарушениями психофизического развития.
9. Обучить партнерские организации оптимизации образовательного процесса специального образования
Знакомство с базой практики: экскурсия по учреждению, беседа с администрацией (с целью определения основных направлений работы ДОУ).
Базой для прохождения практики было Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» города Лахденпохья (Детский сад «Радуга»). Практика проходила в период 06.02.23– 26.03.2023г.
Адрес: 186730, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Фанерная, д. 8.
Телефон: (81450)-2-23-58, (81450)-2-25-24
Электронная почта: detsad-raduga2011@yandex.ru
Режим работы: ПН - ПТ - с 7:30 до 18:30, СБ-ВС – выходной день.
Заведующая: Васильева Диана Николаевна
Заместитель заведующего по УВР: Харина Людмила Викторовна.
Педагогический состав: 2 учителя – логопеда, 1 из которых является логопедом-дефектологом; 1 психолог; 1 музыкальный руководитель; 20 воспитателей.
Всего в детском саду 10 групп для детей в возрасте от 1,6 до 7 лет. Две группы – разновозрастные, общеразвивающей направленности (от 1,6 до 3 лет), (от 3 до 5 лет). Две старшие группы, две подготовительные, одна группа коррекционная, которую посещают 15 детей. Всего данную организацию посещают 200 воспитанников, из которых 11 детей с ОВЗ.
Миссия детского сада «Радуга». Обеспечивается реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование. В данной дошкольной организации обеспечиваются равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей. Полноценное физическое и психическое развитие детей является основой их успешного обучения в школе. Руководство и педагогический коллектив МДОУ своей главной задачей считают сохранение и укрепление физического и психоэмоционального здоровья воспитанников. На базе дошкольной образовательной организации реализуются социально значимые проекты, программы по здоровье сбережению. Рабочие программы организации разработаны на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», Москва, 2014 г. В дошкольной образовательной организации созданы все необходимые условия для воспитания, обучения и развития дошкольников. В детском саду Оборудовано 10 групповых помещений для пребывания детей от 1,6 до 7 лет. В каждом из помещений есть всё необходимое для пребывания детей, в полном соответствии всех нормативных требований федерального и регионального уровня, в том числе. требований ФГОС ДО. В здании оборудованы:
• музыкально - спортивный зал;
• кабинет педагога – психолога
• кабинет учителя – логопеда
• методический кабинет.
Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет воспитателям обеспечивать воспитательно-образовательный процесс на высоком образовательном уровне. Развивающая предметно-пространственная среда ориентирована на зону актуального и ближайшего развития ребенка. В каждой возрастной группе созданы свои уголки, которые содержат необходимый познавательный и развивающий материал для детей соответствующего возраста, в том числе оформлены экологические уголки.
В ДОУ созданы условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении осуществляется психологическая, социальная и медицинская помощь детям с ОВЗ и предложена индивидуальная образовательная траектория развития для каждого ребёнка. Деятельность с детьми с ОВЗ обеспечивается на основе следующих локальных Положений в ДОУ:
1. Структура, регламент разработки и утверждения АОП для обучающихся с ОВЗ.
2. Паспорт объектов социальной инфраструктуры начального дошкольного образовательного учреждения.
3. Адаптивные образовательные программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи).
4. Адаптивная образовательная программа (НОДА) дошкольного образования детей с ОВЗ.
5. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабослышащих детей).
6. Приказ о создании совета PMP
Учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ при организации развивающей материально-пространственной среды в группах.
1. Материально-техническая база:
- Ежегодно проводится ремонт дошкольного образовательного учреждения и прилегающей к нему территории;
- выполнены все указания надзорного органа;
- Дополнительные возможности для занятий с детьми
- Дошкольные образовательные учреждения имеют полный комплект ТСО, позволяющий проводить содержательную воспитательную работу с учащимися и психолого-педагогическое воспитание их родителей.
- Кабинет педагогов-логопедов и педагогов-психологов оснащен всем необходимым для качественной коррекционно-развивающей работы ТСО.
Группы для детей с ОВЗ имеют индивидуальные пространства, особенно полки с индивидуальными игрушками, детскими альбомами, детскими творческими работами и т. д.
Дошкольное образовательное учреждение организует процесс обучения детей дошкольного возраста, имеющих ДПМПК. Их учебный год начинается с 1 сентября и длится девять месяцев до 1 июня этого года. В первой половине сентября специалисты зарезервированы для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза и составления плана мероприятий на первый период. В конце сентября специалисты обсуждают результаты оценки личностного развития детей на психолого-медико-педагогических консультациях. По полученным результатам утверждается план мероприятий для каждого воспитанника, разработана программа поддержки психологического развития детей с ограниченными возможностями. Результаты выполнения АОП оцениваются на основе комплексной оценки индивидуального развития ребенка. Данная процедура проводится не менее 3 раз в год педагогом-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем. Это включает в себя:
- Психологический тест
- Логопедический тест
- Образовательные требования к развитию ребенка
Игровая деятельность – основная деятельность младших школьников. Игры и спортивные занятия с воспитанниками проводятся согласно АОП. Этот процесс обеспечивает, в том числе:
педагог-психолог;
педагог-логопед;
Родители под руководством педагога-психолога или логопеда выполняют дома необходимые упражнения, рекомендованные специалистами АОП, что позволяет организациям:
- воспитательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- просветительскую деятельность;
- самостоятельную деятельность детей.
Индивидуальные коррекционно-развивающие логопедические занятия или занятия с педагогом-психологом проводятся по плану логопеда или педагога-психолога. В рамках AEP для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная образовательная траектория.
- Форма для работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ:
- Индивидуальная консультация специалистов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений - по плану и по заявкам родителей (законных представителей);
- Посещение коррекционно-развивающих занятий - по плану и по желанию родителей (законных представителей);
- Посещение групповых открытых мероприятий - по плану и по желанию родителей (законных представителей);
- Участие в групповых содержательных консультациях, проводимых узкими специалистами учреждений дошкольного образования и воспитателями групп - по плану и по заявкам родителей (законных представителей);
- Участие в родительских собраниях (групповых и обще детских);
- ПМПк Участие родителей в работе дошкольного образования.
Беседа с учителем-дефектологом.
Дети с ОВЗ отстают от своей группы по уровню психофизического развития. Их относят к детям с особыми образовательными потребностями, т. е. к классу детей, обучающихся по общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей.
Некоторые из причин для детей с ОВЗ включают в себя:
- Дети с неблагоприятными для развития социальными факторами (условия воспитания, дефицит внимания и др.).
- Дети с генетически детерминированной недостаточностью ЦНС.
- Дети, метаболическими и трофическими нарушениями.
- Легкие органические поражения головного мозга, врожденные или внутриутробные, при рождении или в младенчестве.
Общие формы взаимодействия с такими детьми.
1. Обсуждаем и планируем работу на год.
Эта работа включает в себя рассмотрение сложных тематических планов и корректировку расписаний для уточнения словарного запаса. Параллельно мы работаем над тематическим планированием в рамках нашей компетенции.
2. Мы проводим детскую диагностику, которая помогает выявить и акцентировать внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка.
3. Планируем консультации с педагогами, чтобы все участники образовательного процесса координировали и интегрировали свою деятельность в организации воспитательного, коррекционного и воспитательного процессов.
4. Планируем консультации с родителями для обеспечения единства и преемственности семейного и социального воспитания и развития интеллектуальных и речевых навыков у детей.
В течение года также осуществляется взаимодействие между нами в форме открытых занятий, мастер-классов, руководства проектной деятельностью, подведения итогов доработок и опытно-конструкторских работ, методических инновационных исследований, совместного участия в конференциях, издательской деятельности.
Документация, отражающая наши взаимодействия:
- индивидуальные образовательные траектории;
- проектно-аналитическое портфолио каждого воспитанника;
- тетради и папки для индивидуальных и групповых занятий;
- тетради бесед с воспитателями;
- тетрадь бесед с родителями;
Представленные нами принципы взаимодействия основаны на принципах, имеющих психолого-педагогическое содержание.
Принципами целостности являются взаимозависимость, интеграция и не повторяемость методов, работы и методов работы.
К принципу целостности и полноты относится использование материалов, предоставленных в соответствии с требованиями ревизионного блока адаптированной основной образовательной программы.
Принцип оперативности реализуется путем разделения и выполнения задач между двумя специалистами, когда общая цель достигается максимально и полностью в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
Принципы «сотворчества» и разнообразия создают творческую атмосферу, помогая разрабатывать задания игрового характера, когда дети с радостью и интересом непосредственно принимают и подражают предложенным материалам.
На занятиях в подгруппах специалист знакомит детей с окружающей средой и строит элементарные математические представления.
При этом выстраивается лексико-грамматический строй языка и развивается у детей связная речь, а также звукопроизношение и подготовка их к грамотности.
В средней группе мы проводим отдельные занятия по сенсомоторному развитию (дефектолог) и фонематическому восприятию и звукопроизношению (логопед). Причем эти задания входят как в групповые, так и в индивидуальные занятия.
Для подготовки данного вида занятия логопед подготавливает детей, педагог-воспитатель контролирует познавательный компонент. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и личностные особенности каждого ребенка.
Такие взаимодействия позволяют поставить правильную речь в работу логопеда и дефектолога, преследующих одну цель, но достигающих ее разными путями.
Представлены некоторые цели и примеры игровых упражнений, в материале демонстрируется решение общих коррекционных задач двумя экспертами (логопед и дефектолог), но в рамках их компетенции.
На ранних этапах коррекционно-развивающего воздействия важна работа по развитию сенсорного восприятия. А логопед, в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук как с речью, так и без нее. Еще одним примером развития сенсорного восприятия является работа специалиста по ошибкам в развитии. Логопеды решают аналогичные задачи, формируют предложно-падежные конструкции, вырабатывают временные представления при пересказе и составлении рассказов.
Развитие памяти.
Педагог-дефектолог активно работает над функциональным слуховым и зрительным развитием. Примером упражнения является задание, где ребенок запоминает несколько картинок, затем он должен определить, какие элементы отсутствуют или не соответствуют реальности. Важным аспектом в развитии ребенка является постоянное и качественное внимание. Поэтому, вместе с этим дефектолог работает над развитием и внимания ребенка. Используется игровой момент: совместный поиск определенной картинки среди других, восстановление последовательности картинок и т.д. При нахождении нужной картинки произносится то или иное слово, тем самым демонстрируя артикуляцию звуков.
Например, для коррекции и развития зрительного внимания дефектолог использует игры на нахождение отличий между картинками, использует корректурные пробы, задания, где требуется, найди рисунок, похожий на образец. Так же для развития зрительного внимания предлагаются занимательные игры, основанные на изучении букв, например, «Помоги найти спрятанную букву» или игру «Собери слова» и др.
Для развития слухового внимания дефектолог предлагает детям слушать музыкальные инструменты и выполнять соответствующие движения по указаниям педагога. Для развития слухового внимания дефектолог предлагает детям слушать музыкальные инструменты и выполнять соответствующие им движения, следуя указаниям. Для развития такого же слухового внимания логопед просит ребенка прослушать и запомнить последовательность звуков музыкальных инструментов, а затем правильно их воспроизвести.
Отдельным строительным блоком в формировании когнитивной функции является развитие мыслительной функции. Он может, например, использовать функции типа «связанные аналогии» для построения аналитических и синтетических функций. Логопед занимается обучением звукобуквенному анализу и синтезу, например, в задании составить слово из букв по первому звуку этого слова.
Важно научить детей обобщать вещи, исключать их по разным причинам. Дефектолог обучает сравнению слов по количеству звуков или букв.Решая те же задачи, логопед предлагает игры «4-й лишний» - на уже изученном материале лексических тем. В процессе исправления и развития специалисту важно научить детей сравнивать предметы, не только находить различия между ними, что для детей непросто, но и различать их вообще, способствуя тем самым развитию. Ассоциативное мышление (например, находить сходства и различия между предметами на картинках).
Логопед может устроить игру на соответствие при использовании антонимов, например, дети учатся распознавать противоположное эмоциональное состояние человека. И что немаловажно: они сами их демонстрируют, тем самым не только произнося нужные слова-антонимы, но и чувствуя их.
Не менее важен процесс формирования такой мыслительной операции, как категоризация. (Педагог-дефектолог может провести игру «Что для чего нужно»: Какие инструменты нужны человеку для приготовления пищи?).
Важным моментом в работе логопеда является то, как классифицировать слова по их признакам – гласные или согласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие. Развивая воображение, используются мнемокарты и мнемотаблицы при пересказе и составлении рассказов, например, для названия цвета посуды - это изображение красочных картинок.
Развитие речи.
Одной из основных задач логопеда является коррекция звукопроизношения (воспроизведение звуков, подготовка органов артикуляции к этапу речи, автоматизация и их дифференциация).
Начиная с автоматического этапа звуков в словах, педагог-дефектолог в своем классе контролирует правильность произношения этих звуков в речи детей.
Педагог-дефектолог контролирует произношение слов сложной слоговой структуры, давая детям задания с заранее подобранными «сложными» словами, например, при составлении логических заданий типа: В аквариуме больше рыбок или карпов?).
Работа по развитию лексико-грамматических категорий логопедом проводится в процессе словообразования и словообразования, например, в играх «двигатель» и «собери словосочетание».
А учитель-дефектолог одновременно контролирует грамматически правильное произношение предложения в процессе понимания понятия «звук-буква».Так же он использует знание детьми букв при выполнении различных заданий в процессе освоения ВМП (например, корректорских тестов, где основной целью является развитие объема внимания и концентрации). Огромным блоком в работе дефектолога является блок «элементарного математического представления (ФЭМП)».
При решении той же задачи верно утверждение математических задач, так как способствует развитию логического мышления и элементов связной речи. Специалист учит детей решать задачи на сложение и вычитание для наглядности. И преследуя аналогичные цели, логопеды работают над тем, чтобы научить детей видоизменять предложения, например, в задании «добавить в предложение еще одно слово».
На занятиях с дефектологом дети учатся отсчитывать предметы в пределах 10-ти.
(например, достань из мешочка 5 матрешек; проверь и скажи, сколько всего матрешек ты достал).
А на занятиях с логопедом дети учатся связывать существительные с числами, например, «Достаньте из мешка 10 уточек, посчитайте вслух и назовите предметы. Посчитай и скажи, сколько уточек. При этом он работает над предотвращением проблемы зеркального написания букв и цифр, но на разных материалах, например, при лепке и т.д. Так же работает над развитием зрительно-моторной координации, развитием функциональности рук и пальцев.
Таким образом, развитие познавательных процессов, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, обогащение коммуникативного опыта (общения с социумом в различных аспектах) и коррекция дефектов развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в целом. (Категории ЗПР) рассматриваются систематически).