Фрагмент для ознакомления
2
функция, предусмотренная проектом профессионального стандарта аудитора, соотнесена с соответствующим уровнем (подуровнем) квалификации от 5.1 до 7.3 (основные показатели каждого уровня квалификации и пути достижения соответствующего уровня содержатся в указанном Приказе).
В контексте разделения трудовых функций и их систематизации применительно к видам должностей проект профессионального стандарта выделяет следующие наименования обобщенных трудовых функций с выделением отдельных трудовых функций, а также возможных наименований должностей:
на помощника аудитора, ассистента аудитора, специалиста возложено осуществление вспомогательных функций под руководством при выполнении задания, под которым в проекте профессионального стандарта понимается проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг. Данная обобщенная трудовая функция включает:
выполнение отдельных поручений руководителя задания для целей выполнения задания (подуровень квалификации 5.1);
выполнение аудиторских процедур (действий) низкой степени сложности или отдельных операций при оказании сопутствующих аудиту услуг под надзором уполномоченного лица (подуровень квалификации 5.2);
на аудитора, супервайзера, менеджера проекта возложено собственно выполнение задания, что включает в себя:
выполнение аудиторских процедур (действий) повышенной сложности и оказание сопутствующих аудиту услуг под надзором уполномоченного лица (подуровень квалификации 6.1);
организацию работы и надзор за участниками аудиторской группы (подуровень квалификации 6.2);
на старшего аудитора, ведущего аудитора, руководителя проекта, партнера возложены руководство выполнением задания и контроль качества в отношении заданий посредством проведения обзорных проверок качества их выполнения (подуровень квалификации 7.1);
на контролера качества, аудитора-контролера, старшего (ведущего) контролера, специалиста по управлению рисками, менеджера по управлению рисками возложены управление рисками и контроль соблюдения независимости (подуровень квалификации 7.2), что включает в себя:
контроль соблюдения аудиторской организацией и ее работниками независимости и принципов этики;
консультирование работников аудиторской организации по сложным и спорным вопросам;
мониторинг системы контроля качества услуг аудиторской организации;
на методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога возложены методологическое обеспечение аудиторской деятельности и организация обучения, что включает в себя:
разработку и актуализацию внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность (подуровень квалификации 7.2);
разъяснение работникам аудиторской организации законодательства об аудиторской деятельности и его практического применения (подуровень квалификации 7.2);
организацию обучения и постоянного повышения квалификации работников аудиторской организации (подуровень квалификации 7.2);
на начальника отдела (подразделения, департамента), партнера возложено руководство структурным подразделением аудиторской организации (подуровень квалификации 7.2), а на директора, генерального директора, управляющего (исполнительного) директора (партнера) - руководство самой аудиторской организацией (подуровень квалификации 7.3).
Что касается требований к уровню образования, обучению и опыту практической работы, проект профессионального стандарта предусматривает:
- требования к образованию:
для помощника (ассистента) аудитора, специалиста - среднее общее образование;
для аудитора, супервайзера, менеджера проекта - высшее профессиональное образование (бакалавриат);
для иных уровней - высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура);
требования к обучению:
для помощника (ассистента) аудитора, специалиста - дополнительное обучение с учетом требований к необходимому уровню знаний в областях «аудит», «бухгалтерский учет», «право», «налоги» и «финансы»;
для иных уровней - дополнительное обучение в областях знаний, необходимых для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;
требования к опыту практической работы (разделены на несколько критериев):
первый критерий - опыт работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
второй критерий - опыт работы в аудиторской организации (см. таблицу 1);
дополнительный критерий - наличие опыта работы, включающей выполнение функций руководителя задания, применим только для методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога при выполнении ими трудовой функции подуровня квалификации 7.2.
Таблица 1 - Требования к опыту практической работы аудитора
Возможное наименование должности Первый критерий (кол-во лет) Второй критерий (кол-во лет)
Помощник (ассистент) аудитора, специалист (подуровень квалификации 5.1) - -
Помощник (ассистент) аудитора, специалист (подуровень квалификации 5.2) 1 -
Аудитор, супервайзер, менеджер проекта 3 2
Старший аудитор, ведущий аудитор, руководитель проекта, партнер 5 3
Контролер качества, аудитор-контролер, старший (ведущий) контролер, специалист по управлению рисками, менеджер по управлению рисками 5 4
Методолог, аудитор-методолог, старший (ведущий) методолог
Начальник отдела (подразделения, департамента), партнер
Директор, генеральный директор, управляющий (исполнительный) директор (партнер) 7 5
Кроме того, начиная с подуровня квалификации 6.2, на аудитора, супервайзера, менеджера проекта возложено собственно выполнение задания, особыми условиями допуска к работе в соответствии с положениями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, названы наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, а для контролера качества, аудитора-контролера, старшего (ведущего) контролера, специалиста по управлению рисками, менеджера по управлению рисками, методолога, аудитора-методолога, старшего (ведущего) методолога - альтернативное условие допуска к работе в виде наличия международной профессиональной квалификации. В целом требования к уровню образования, обучению и опыту практической работы представляются реальными (достижимыми) и адекватными (достаточными).
2. Анализ рынка труда в области профессиональной деятельности
Рынок труда в сфере аудита развивается в соответствии с общими тенденциями, характерными для всех сегментов рынка труда: число вакансий по сравнению с прошлым годом не растет, число резюме также остается стабильным.
Конкурс среди соискателей нельзя назвать маленьким: на одну вакансию приходится 5,6 резюме. При этом работодатели выбирают наиболее опытных кандидатов: в 48% вакансий требуется опыт работы 3–6 лет.
Вполне закономерно, что подавляющее большинство вакансий для аудиторов (76%) размещено компаниями крупного и среднего бизнеса (с численностью сотрудников более 100 человек). Оставшиеся вакансии приходятся преимущественно на небольшие аудиторские и консалтинговые компании.
Должностные обязанности аудитора:
проведение аудиторских проверок;
составление аудиторских отчетов и заключений по результатам проведения проверок;
оценка эффективности процесса управления рисками;
формирование рабочей документации;
участие в разработке методических рекомендаций;
консультирование по вопросам бухгалтерского и налогового учета.
Общедоступная статистика на сайте Минфина РФ показывает 22 тысячи аудиторов, из них 40% в московском регионе. Как мы все помним, в докладе на Коллегии Минфина РФ пару лет назад говорилось о 40 тысячах выданных аудиторских аттестатов — значительная разница. И что же, у всех постоянная занятость? Конечно, нет. Говорю об этом вполне ответственно, поскольку ежегодно лично разговариваю с десятками профессионалов, повышающих у нас квалификацию. Среди них и