Фрагмент для ознакомления
2
Проведенный анализ свидетельствует о том, что на предприятии наметились тенденции к росту расходов, снижению уровня прибыльности и рентабельности.
3. Стратегический анализ деятельности предприятия
Стратегический анализ деятельности предприятия необходимо начинать с оценки внешней и внутренней среды предприятия. Оценка внешней среды предприятия предполагает анализ ближнего и дальнего окружения.
Анализ внешней среды предприятия необходимо начинать с анализа макроокружения.
К факторам макросреды обычно относят:
экономическое состояние страны и региона;
политико-правовой аспект;
социальное и культурное окружение;
научно-техническое и технологическое развитие общества.
Ввиду того, что ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» функционирует на территории Ленинградской области и основными потребителями продукции являются предприятия и частные клиенты из данного региона, необходимо оценить экономическую обстановку в Ленинградской области. В целом, на протяжении последнего года наблюдается улучшение экономических условиях развития Ленинградской области. Среди отрицательных экономических факторов можно назвать высокую волатильность национальной валюты, которая оказывает влияние на деятельность ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» ввиду удорожания импортного оборудования и материалов для производства теплоизоляционных материалов.
Среди политических факторов, оказывающих влияние на деятельность ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» можно выделить обострение геополитической ситуации и продолжение введения санкций со стороны США и ЕС, что сказывается на ограничении ввоза импортного оборудования и снижения объемов иностранных инвестиций.
Среди важных социо-культурных факторов можно выделить:
– недостаток высококвалифицированных кадров (в первую очередь инженерных и рабочих специальностей) в отрасли,
– рост привлекательности малых производственных предприятий в качестве работодателей;
– снижение доверия населения к некоторым видам строительной продукции.
Технологические факторы оказывают значительное влияние на деятельность ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» по следующим направлениям:
– повышение требований безопасности к строительным материалам;
– совершенствование технологий производства строительных материалов;
– развитие и внедрение информационных технологий.
Исходя из вышеизложенного, PEST-анализ ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» представлен в таблице 2.
Таблица 5 – PEST-анализ ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС»
Политические факторы
(P) Экономические факторы
(Е) Социальные факторы
(S) Технологические факторы
(Т)
1. Курс правительства на диверсификацию
экономики с преимущественно сырьевой на
преимущественно инновационную
2. Обострение геополитической ситуации и продолжение введения санкций со стороны США и ЕС
3. Частые изменения законодательства, которые усложняют деятельность предприятий
1. Снижение уровня инфляции
2. Высокая волатильность национальной валюты
3. Повышение темпов экономического развития и уровня жизни населения
1. Недостаток высококвалифицированных кадров в отрасли.
2. Рост привлекательности малых производственных предприятий в качестве работодателей
3. Снижение доверия населения к атомной электроэнергетике
1. Повышение требований безопасности к строительным материалам
2. Совершенствование технологий производства строительных материалов
3. Развитие и внедрение информационных технологий
PEST-анализ показал, что большая часть факторов внешней среды имеют положительное влияние на отрасль в целом и ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» в частности, это выражено в достаточно сильном влиянии государственной поддержки, сильном влиянии роста отрасли в долгосрочной перспективе, повышении темпов экономического развития и уровня жизни населения, росте привлекательности малых производственных предприятий в качестве работодателей, а также развитии информационных технологий в производстве.
Однако есть так же ряд факторов, влияющих отрицательно, причем влияние их, как правило, велико. Игнорирование этих факторов может привести к тяжелым последствиям для компании. Поэтому нужно регулярно отслеживать их изменения и вероятных будущих тенденций. К таким факторам, в первую очередь относится частые изменения законодательства, недостаток высококвалифицированных кадров в отрасли, снижение доверия населения к строительным материалам, а также совершенствование технологий производства строительных материалов.
Далее необходимо рассмотреть влияние микроокружения Л ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» на деятельность компании при помощи модели М. Портера.
Согласно теории М. Портера на деятельность компании оказывают влияние пять сил: конкурентная борьба внутри отрасли; угроза появления товаров и услуг-субститутов; способность поставщиков диктовать свои условия; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей диктовать свои условия.
Рассмотрим основных конкурентов ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС».
Основными производителями теплоизоляционных материалов в Ленинградской области являются:
1. ЗАО «Изотерм» – производственная мощность 120 тыс. м2
2. ООО «НПП «Стройтермоизоляция» – производственная мощность 100 тыс. м2
3. ООО «Аметист» – производственная мощность 80 тыс. м2
4. ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» – производственная мощность 50 тыс. м2
Объемы производства вышеуказанных предприятий удовлетворяют потребности рынка теплоизоляционных материалов Ленинградской области всего на 30% (по мере ожидаемого роста рынка – еще меньше). Восполняют потребности рынка поставки с других российских заводов из других регионов, а также из-за рубежа (Беларусь, Китай).
Более дешевые материалы – китайские, однако они существенно дорожают после уплаты таможенных платежей.
В таблице 6 представлен сравнительный анализ производителей теплоизоляционных материалов в Ленинградской области.
Таблица 6 – Сравнительный анализ производителей теплоизоляционных материалов в Ленинградской области
Производитель Производствен-ные мощности, тыс. м2 Загрузка мощностей, % Цена, руб./м2 География поставок Качество продукции Сроки поставок
ИЗ «ПРОГРЕСС» 50 89,2 420 СЗФО высокое средние
Аметист 80 87,5 380 СЗФО высокое средние
НПП «Стройтермоизоляция» 100 93,4 450 СЗФО, другие регионы России высокое быстрые
Изотерм 120 91,2 370 СЗФО, другие регионы России высокое быстрые
Проведенный анализ показал, что среди производителей теплоизоляционных материалов в Ленинградской области нет явного лидера, одни лидируют по производственным мощностям, другие по цене, третьи по географии поставок и т.д.
Таким образом, чтобы ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» конкурировать на рынке, необходимо большое внимание уделить качеству продукции, ценовой политике, а также географии и срокам поставок.
Рассмотрим продукты-субституты для продукции ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС».
ООО «ИЗ «ПРОГРЕСС» производит минераловатные и базальтовые утеплители. Основными товарами-субститутами являются: пенопласт, пеноплекс, пенофол. Сравнительный анализ технических характеристик основных кровельных материалов представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Сравнительный анализ технических характеристик теплоизоляционных материалов
Показатель Минераловатный утеплитель Базальтовый утеплитель Пенопласт Пеноплекс Пенофол
Водопоглощенне, % 1,5% 1% 3% 2% 18%
Теплопроводность, Вт/м*К
0,037
0,032
0,041
0,023 0,028
Термостойкость негорючий негорючий сильно горючий негорючий слабогорючий
Паропроницаемость, мг/м*ч*Па 0,49 0,3 0,03 0,02 0,2
По результатам рассмотрения технических характеристик важно отметить следующее: среди выпускаемых теплоизоляционных материалов, по некоторым техническим показателям менераловатный и базальтовый утеплитель является лидером. Основным достоинствами менераловатного и базальтового утеплителя являются: пожаробезопасность, отличная теплоизоляция и высокая паропроницаемость. Эти свойства выгодно отличают менераловатный и базальтовый утеплитель от других материалов.
Рассмотрим рыночную силу покупателей.
Основными потребителями теплоизоляционных материалов являются строительные предприятия, частные строители, строительные магазины, базы и т.д. Покупатель, желающий получить качественную продукцию по приемлемой цене и в короткий срок, очень серьезно подходит к выбору поставщика данной продукции.Несомненным плюсом потребителей в данном случае выступает возможность использования товаров-заменителей.
Рассмотрим возможность поставщиков диктовать свои условия.
Основными материалами для производства минераловатного и базальтого утеплителя являются:
– расплавленные горные породы (базальт, минеральные камни),
– водоотталкивающие добавки,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2017, с. 463.
2. Живолуп Д. И. Эффективность как одна из главных характеристик деятельности предприятия // Проблемы формирования новой экономики XXI века – Днепропетровск, 2015. – С. 29–31.
3. Житлухина О.Г.. Михалева О.Л. Пути совершенствования информационной базы анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2017. № 14.
С. 41-49.
4. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с анг. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2015. – 345 с.
5. Сидорова Е. Е. Основы анализа эффективности системы управления предприятием. – Волгоград, 2017. – 74 с.
6. Дюйзен, Е. Ю. Организационные способности как основа формирования конкурентных преимуществ / Е. Ю. Дюйзен // Экономика и менеджмент систем управления. – 2013. – № 4.1 (10). – С.218–223.
7. Окольнишникова, И. Ю. Ресурсный потенциал и стратегии развития конкурентных преимуществ предпринимательской структуры / И. Ю. Окольнишникова, В.Ю. Шевров // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – С. 30
8. Петров, П. А. Формирование методологии контроллинга стратегического потенциала промышленного предприятия / П. А. Петров // Вопросы управления. – 2017. – № 3 (16). – С. 128
9. Практикум по теории управления / Под ред. Васильева Ю.П., Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И. - М.: Финансы и статистика, 2016. – с. 42
10. Сарычев, А. Е. Оценка ресурсов и способностей компании в условиях динамизма внешней среды и глобализации / А. Е. Сарычев // Российское предпринимательство. – 2016. – № 7 Вып. 2 (115). – С. 44–49