Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых.
По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста для успешного их включения в социальную среду, что невозможно без всестороннего овладения специфическими компетенциями.
Развитие разноплановых компетенций ребёнка дошкольного возраста в ФГОС ДО выделено как важнейшая образовательная область. Компетентностное развитие ребенка, ориентированное на его социализацию, способствует расширению горизонтов во всех сферах интересов личности, а не только в процессе дошкольного образования, оно напрямую влияет на социальное благополучие ребенка, его умение познавать мир, общаться, устанавливать контакты и воспринимать новую информацию.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Социализация ребенка определяется множеством факторов, среди них его собственная компетентность в социальном взаимодействии, внешняя социальная среда, круг общения, индивидуальные особенности психики и возрастные особенности, общие для всех детей на различных этапах развития.
В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной отмечается огромная роль социума в развитии личности, которая не может развиваться и проявлять себя автономно, а напрямую подчиняется воздействию среды, воспитательных технологий, педагогических условий обучения.
Таким образом, вопрос о выборе методов развития социальных компетенций ребенка – один из актуальнейших вопросов современного образования, имеющий исключительно прикладное значение в жизни общества.
В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Компетентность, в широком ее понимании, позиционируется как обладание некими знаниями и умение применить их на практике (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.). В более узком смысле, социальная компетентность выступает, как качество личности, заключенное в усвоении социальных норм и законов взаимодействия, а так же умения гибко им следовать. Она подразумевает ряд частных компетенций, освещающих разные нюансы социального взаимодействия: активность вступления в социальные контакты, творческий подход к выстраиванию отношений, усвоение этических норм, формирование внутренней социальной позиции и способность регулировать межличностные отношения.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время развитие социальной компетентности становится необходимой задачей образовательной программы, призванной подготовить ребенка к активному взаимодействию с социумом и самореализации в нем.
Цель: Разработать комплекс учебных занятий по развитию социальных компетенций выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать противоречие между необходимостью развития социальной компетентности выпускников ДОУ и недостаточной методической разработанностью материалов по развитию отдельных социальных компетенций.
Проблема исследования: в настоящее время существует необходимость методически обосновать развитие частных социальных компетенций у выпускников ДОУ в соответствии с ФГОС.
Объект исследования: социальная компетентность выпускников детских образовательных учреждений.
Предмет исследования: развитие частных социальных компетенций у выпускников детских образовательных учреждений в рамках формирования их социальной компетентности.
Задачи исследования:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
2) Определить понятие «социальная компетенция»;
3) Рассмотреть требования ФГОС дошкольного образования в сфере формирования социальной компетентности ребенка;
4) Выделить направления и формы развития социальных компетенций;
5) Проанализировать сложившуюся практику в деле формирования различных социальных компетенций у старших дошкольников;
6) Разработать практические рекомендации по формированию социальных компетенций и апробировать их в практике работы с дошкольниками.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы развития социальных компетенций выпускников ДОУ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятен для социального развития личности ребенка. В этом возрасте уже на высоком уровне сформированы речевые навыки, потому ребенок активно выстраивает взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. Он вступает в разнообразные социальные контакты и задача взрослого, педагога, здесь – научить дошкольника нормам такого взаимодействия, которые обеспечат его успешность в общении и самореализации.
Психическое развитие в старшем дошкольном возрасте строится на следующих ключевых моментах. Достижения в психическом и личностном развитии ребенка являются закономерным результатом, которого он достигает в период дошкольного детства, служат необходимой основой перехода к следующему этапу детства — школьному. Как подчеркивал выдающийся детский психолог академик А. В. Запорожец, дошкольное детство играет «особую роль в общем процессе формирования человеческого мышления и человеческой личности в целом».
Изменения происходят главным образом внутри видов деятельности, характерных для дошкольного возраста, в системе имеющихся в этом возрасте взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками и при соответствующих формах воспитания и обучения в детском саду и семье.
В значительной мере развитие ребенка происходит в игровой деятельности, где он отображает взаимоотношения и действия взрослых людей. В игре дети осознают их социальную ценность.
В развитии ребенка выделяют сензитивные периоды, когда психика предрасположена к восприятию информации по определенному каналу, и эти особенности возраста используют в педагогике для воздействия на обучающихся. Проблемами сензитивности возраста занимались М. М. Кольцова, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев и др.
Дошкольное детство сензитивно для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Старший дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок уже успешно преодолел кризис трех лет и воспринимает себя как отдельную самостоятельную личность с собственными взглядами и желаниями, потому готов по своей инициативе ступать во взаимодействие с другими людьми и предъявлять к социальному взаимодействию свои специфические требования.
Дошкольный возраст сензитивен для развития самосознания (по Л. С. Выготскому) и эго-идентичности (по Э. Эриксону) и усвоения социальных паттернов поведения. Дошкольник стремится самоутвердиться в обществе сверстников, получить особую индивидуальную роль в игре, которая отличала бы его от остальных участников, привлечь внимание взрослого к своим рисункам, поделкам, другим творческим достижениям, поделиться своими индивидуальными эмоциями.
В старшем дошкольном возрасте происходит физиологическое развитие организма, уже не такое бурное, как в младенчестве, но все еще достаточно значимое для индивида. Утомляемость ребенка в этот период довольно высока, его внимание еще в стадии формирования, произвольность внимания невелика, что может стать причиной плохого контроля над поведением, пренебрежения дисциплиной, излишне эмоциональных реакций, обидчивости.
Слабо осознаются мотивы собственных действий. От педагогов и родителей требуется готовность снисходительно отнестись к противоречиям в поведении дошкольника, и продолжать работу по формированию его волевой сферы, которая будет напрямую задействована в школьном обучении.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.
В этот период высока мотивация учения, что объясняется увеличением познавательного интереса к окружающему миру, а также восприятием школьной деятельности, как новой ситуации, таящей новые возможности. Ребенок с энтузиазмом относится к подготовке к поступлению в начальные классы.
С другой стороны, у него еще не формируются зрелые формы учебной мотивации, не раскрывается смысл учебы как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Учеба воспринимается дошкольником как возможность вызвать внимание к своим интеллектуальным достижениям, вступить во взаимодействие, вести диалог со взрослым, пережить ситуацию успеха. Эмоциональный компонент здесь задействован сильнее, чем знаниевый.
Для ребенка важно найти социальную нишу, примерить разные социальные статусы (что он активно делает в ролевой игре и инсценировках), понять свой собственный статус, он мечтает о самовыражении, о признании и похвале со стороны взрослого и соучеников.
Дошкольник ориентирован на межличностное общение со сверстниками, оно является основой для получения опыта социального взаимодействия, ограничение в таком общении (например, когда ребенок не посещает ДОУ или часто болеет) негативно сказывается на всем развитии ребенка, неудачи в общении сильно угнетают его, могут являться причиной подавленного состояния, иногда даже психосоматических заболеваний, заикания.
Дошкольник довольно конформно относится к мнению взрослого и группы сверстников, поскольку у него еще не сформированы собственные ценности, и он учится взаимодействию на примере окружающих. Если общество демонстрирует ребенку неправильные паттерны поведения (ругань и конфликты в семье), то он усваивает их как должное, не умея оценить их и отказаться от них, а затем сам реализует эти паттерны в общении.
Влияние родителей в старшем дошкольном возрасте еще достаточно велико, ребенок во многом ориентирован на восприятие их ценностей, родители являются для него наиболее значимыми фигурами и мерилом социального взаимодействия. Острый период взаимодействия со взрослым (кризис трех лет) уже позади и до подросткового возраста у ребенка сохраняются достаточно близкие и доверительные отношения с родными.
Благоприятно воздействует на социальное развитие дошкольника та семья, где родители не препятствуют социальным контактам ребенка, где дети вместе с товарищами участвуют в общих со взрослыми делах, в развлечениях, походах, спектаклях, где ребенок постоянно ощущает поддержку и одобрение взрослых.
Дошкольное детство – это период, когда память ребенка легко воспринимает огромные объемы информации, в том числе социальной, создавая основные поведенческие модели, которые будут использованы и в дальнейшие возрастные периоды. Кроме того, усвоение социальных навыков здесь происходит органично, без дополнительного усилия, в игре, общении, в деятельности, которая продиктована собственным интересом ребенка, его познавательной инициативой. Ребенок 5-7 лет не просто активно овладевает социальным пространством — он творчески осваивает окружающую действительность, не только накапливая информационный материал о социальных отношениях механически, но интуитивно усваивая правила поведения.
Социальное взаимодействие дошкольника ценно не только само по себе – оно служит активному развитию всех психических процессов, в частности мышления, речи, воображения, восприятия, оно является
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. В гостях у праздника: Внеклассные мероприятия в начальной школе. Глобус, 2007. – 368 с.
2. Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов. М.: Академия Развития, 2009. – 130 с.
3. Акулинина И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №7. С.229-232
4. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
5. Архангельский Г.А. Организация времени. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (9–10 лет). – М.: Баласс. – 13 с.
6. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2000. – 78 с.
7. Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. 2009. №5. С.16-19
8. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
9. Баранова Л.И. Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей. – Мозырь: Содействие, 2011. – 200 с.
10. Баширова Т.Б. Справочник по социальной компетентности выпускника специальной (коррекционной) школы. Учебно-методическое пособие. — Иркутск: ИПКРО, 2014. — 56 с.
11. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С.106-110
12. Белоусова Г.Е. Психологическая и педагогическая сущность понятия «Социальная компетенция детей дошкольного возраста» // Челябинский гуманитарий. 2014. №2 (27). С.14-21
13. Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности // Вестник новгородского государственного университета, 2005 – №31 – С. 8-12
14. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 322 с.
15. Блинов Л.В., Карпенко В.Л. Межкультурное взаимодействие - концепт социальной компетентности личности. 2-е изд., испр. и доп. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. — 155 с.
16. Богачкина Н.А., Давыдов С.Г. и др. Внеклассные работы в начальных классах. М.: Глобус, 2006. - 208 с.
17. Богомягкова О. Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. С.137-150
18. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Буду настоящим читателем. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). – М.: Баласс. – 28 с.
19. Валеева Г.В., Дедова Г.Ф. Знаковая система взаимодействия. Психологический практикум. – Челябинск: Искра-Профи, 2014. – 75 с.
20. Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.
21. Гайдина Л.И., Яровенко В.А., Жиренко О.Е. (авт.-сост.) Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
22. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
23. Головей Л. В. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 648 с.
24. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
25. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
26. Гусевская О.В. Брюханова Н.Ю. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Иркут, 2017. – 162 с.
27. Гусевская О.В., Бабакина М.А. Проблемно-ценностное общение как средство нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГА0», 2013. – 174 с.
28. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
29. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
30. Дугарова Т. Ц. Государственно-общественное управление в дошкольной образовательной организации: формирование духовно-нравственных компетенций дошкольников // Вестник ТГПУ. 2015. №11 (164). С.9-13
31. Думанская С.Н. Классные часы. 1-4 классы. Х.: Основа, 2008. – 286 с.
32. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5—7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
33. Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия: 4 класс. 3-е издание перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с.
34. Захарова О.М. Компьютерная грамотность: Программа кружка по информатике в начальной школе. Курск: МОУ СОШ №28. - 19 с.
35. Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). – М.: Баласс. – 33 с.
36. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
37. Каленик Е.Н. Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе. // Учёные записки ЗабГГПУ. – 2012. – №5. – С.17-22.
38. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография. — Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 208 с.
39. Кудрявцев В.Т. Ребенок на пороге ученичества: воображение как условие развития общения старших дошкольников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. №2. С.87-98
40. Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И. Ученичество как позиция в новой социальной ситуации развития: роль воображения в ее освоении // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.72-72
41. Кузнецова Г.Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. №4 (25). С.103-107
42. Николаева А.Г. Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129.
43. Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной среде // Проблемы современного образования. 2010. №2. С.90-92
44. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде // СДО. 2017. №9 (81). С.10-20
45. Сафонова Т. В., Волкова О. В. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников в условиях внедрения национально-регионального компонента // Интеграция образования. 2008. №4. С.53-55
46. Сидорова А.В. Креативная образовательная среда предшкольного образования: вопросы преемственности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.897-899
47. Скворцова С. А. Модель коммуникативной компетенции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №2. С.277-280
48. Содномова Н.Б. Особенности формирования социальных компетенций у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2013. №12. С.44
49. Титова О.В. Терминологическое пространство проблемы формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста // Челябинский гуманитарий. 2017. №1 (38). С.74-80
50. Трубайчук Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.41-45
51. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе. Екатеринбург: УрФУ, 2011. — 196 с.
52. Федеральный государственный стандарт образования для дошкольных учреждений. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Дата обращения: 19.02.18
53. Финогенова Н.В. Использование подвижных игр в формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста // Концепт. 2013. №S8. С.41-45
54. Ялова Л.Н. Формирование социализованности мальчиков и девочек в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2013. №4 (25). С.89-99
55. Ярулина Л.П. Организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как фактор готовности ребёнка к школе // Вестник ЧГПУ. 2009. №11-1. С.189-200