Фрагмент для ознакомления
2
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
Производственная практика проходила на базе детского сада. Продолжительность практики – 4 недели. Практика проходила в период с 03.09.2017 по 29.09.2018 г.
Цель прохождения практики: Целью производственной практики (преддипломной практики), проходящей по профилю «Дошкольное образование», является проведение самостоятельной научно-исследовательской работы по выбранной теме выпускной квалификационной работы.
Задачи производственной практики (преддипломной практики):
1. Развитие умений решать задачи профессионально-педагогической деятельности воспитателя детского сада (ОПК-4), (ОПК-5).
2. Развитие умений анализа результатов педагогического процесса и самоанализа хода и результатов профессиональной деятельности (У1 (ПК-4)), (В4 (ПК-4)), (В3 (ПК-1)).
3. Развитие умений научно-исследовательской деятельности по проблеме выпускной квалификационной работы (ПК-4), (В4 (ПК-2)), (В3 (ПК-1)).
4. Помощь воспитателю в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями: гиперактивных, одаренных, агрессивных и др. (ОПК-3), (У2 (ОПК-6)).
5. Помощь педагогам в создании развивающей предметно-пространственной среды группы (ПК-4).
6. Организация экскурсии в институты культуры (музей, театр, центр русской народной культуры и др.) (ПК-13), (ПК-14).
В рамках прохождения практики прикладывали много усилий, направленных на развитие умения решать педагогические задачи, активно наблюдали за организацией образовательного, воспитательного процесса в ДОУ. Посещали занятия, различные режимные мероприятия, конспектировали, анализировали работу воспитателя. Анализировали результаты педагогического процесса. Это помогло в дальнейшем провести самоанализ собственной педагогической деятельности, проанализировать результаты прохождения практики.
Вторая и третья недели были посвящены развитию умений научно-исследовательской деятельности по проблеме выпускной квалификационной работы (ПК-4), (В4 (ПК-2)), (В3 (ПК-1)). Тема ВКР «Педагогические условия воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста». Было распланировано диагностическое исследование, подобраны методики исследования, проведено исследование. Затем был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проводились различные занятия с детьми. Каждое занятие планировалось, проводилось, затем методом самоанализа, рефлексии проводилась оценка эффективности педагогической деятельности. После того, как провели формирующий эксперимент, было проведено контрольное исследование, направленное на оценку эффективности проделанной работы. Велась работа с литературными источниками, в результате чего был составлен литературный обзор по теме ВКР, был обоснован выбор темы, определена ее актуальность, значимость, разработан методологический аппарат.
На четвертой неделе была оказана помощь воспитателю в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями. Работали с агрессивным ребенком. Также была оказана помощь педагогам в создании развивающей предметно-пространственной среды группы (ПК-4). Принимали участие в организации экскурсии в институты культуры театр на представление «Путешествие в страну Вежливости». (ПК-13), (ПК-14).
По окончании практики был составлен отчет, оформлена документация, подготовлены материалы к защите.
Благодаря практике получили возможность применить полученные ранее теоретические знания на практике, приобщиться к практической работе с дошкольниками. Приобрели ряд практических навыков, которые в будущем позволят реализовать себя в качестве воспитателя. Мои представления о психологической деятельности существенно расширились и изменились. Также приобрели практические навыки ведения исследовательской и диагностической деятельности, были собраны материалы для ВКР.
В ходе практики мы должны пребывать в образовательном учреждении ежедневно по графику в соответствии с перспективным планом. Мы должны соблюдать правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации и руководства.
Ознакомились с практическими наработками и различными технологиями работы с детьми дошкольного возраста. В ходе практики получили представления об условиях организации учебно-воспитательного процесса, обрели умение планировать и систематизировать собственную деятельность, рационально распределять нагрузку. Обрели рефлексивные умения и навыки профессиональной самопрезентации.
Установили, что в дошкольном учреждении целесообразно организовывать общение дошкольников посредством игры. Общение является обязательным и необходимым условием развития личности ребенка. Основной и ведущей формой деятельности для ребенка является игровая, в связи с этим и необходимо организовывать общение детей в игровой форме [3].
Игра – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Игра может быть охарактеризована как основной вид деятельности, поскольку при помощи игры происходит формирование и становление личности дошкольника. При помощи игры реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром. Игра позволяет дошкольнику находить контакт со сверстниками. Детей, как правило, объединяет общая игровая деятельность, формирует общие интересы, потребности, цели. Также при помощи игры формируются общие интересы, увлечения. Совместная деятельность способствует развитию личности, формированию социально – значимых качеств, умения общаться. Игра дает ребенку чувство необходимости, он может чувствовать себя частью коллектива, учится взаимодействовать с ним [4].
При помощи игры можно оказывать воздействие на ребенка, в том числе и воспитательное, логопедическое. Педагог в ходе проведения коррекционных программ может широко задействовать игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. В первую очередь необходимо сосредотачивать внимание ребенка на формировании навыка общения, развития речи, формирования положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда дошкольник ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих. Под воздействием подобного стремления происходит в первую очередь развитие речи.
Индивидуальная работа была направлена преимущественно на формирование ценностного отношения ребенка-дошкольника к своему здоровью. Основная роль в этом отводится применению здоровьесберегающих технологий, организации двигательной активности детей. Установили, что здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой. Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем.
Воспитатель в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми [1-3].
Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения — сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них — физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется в спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
С помощью здоровьесберегающих технологий воспитатель в процессе своей деятельности в ДОУ решает следующие задачи [1]:
• обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
• содействие правильному физическому развитию детей;
• укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;
• формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.
Практика прошла на высоком уровне.
Предложений по усовершенствованию нет, поскольку вряд ли можно организовать практику лучше, чем это уже было сделано.