Фрагмент для ознакомления
2
Часть I. Индивидуальная программа практики
1.1Цели и задачи практики
Цели практики:
• Овладение психодиагностическим инструментарием,
психодиагностической деятельностью (методики изучения личности и
группы).
• Формирование компетенций в работе с детьми.
Задачи:
• Знакомство с учреждением, со специалистами, с программой.
• Организация психолого-педагогической деятельности.
• Научение процедурам статистической обработки результатов
исследования.
Часть II. Психолого-педагогическая диагностика школьника
2.1 Методика «10 слов»
Сначала человеку дают четкие инструкции. Затем зачитывается десять слов, которые необходимо
запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в
произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт можно повторять 5-7 раз, только при
последующих занятиях инструкцию не зачитывают заново, а просто говорят: «Еще раз». Обычно к пятому
опыту пациент запоминает все 10 слов.
Варианты словесных наборов для запоминания.
1. Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода.
2. Окно, река, мышь, боль, стул, лен, воск, хор, цвет, волк.
3. Брат, куст, час, число, шар, сон, пух, лампа, ночь, лед.
4. Бар, степь, мел, сын, пол, дом, кит, сыр, шок, пень.
При помощи повторения опыта можно зарегистрировать повышенную утомляемость испытуемого. В этом
случае кривая снижается. Также если количество запомнившихся слов уменьшается, то это может говорить
о забывчивости или рассеянности. Неустойчивость внимания может диагностировать зигзагообразная
кривая. Для проверки долговременной памяти, испытуемого просят воспроизвести слова спустя некоторое
время после эксперимента.
2.2 Корректурная проба
Одна из самых популярных методик для исследования внимания. Данная методика предназначена для
2
исследования степени концентрации, распределения и устойчивости внимания.
Для обследования понадобятся специальные бланки с рядами расположенных в случайном порядке букв
(цифр, фигур). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные
указанные в инструкции буквы или знаки (есть и детский вариант, в котором используются бланки с
рисунками).
Возможны и другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «но») или
вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать (при изучении распределения внимания).
2.3 Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки
Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с
помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором
написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не
классическая методика Дембо-Рубинштейн.
Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных
учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие
от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как "умение что-то делать своими
руками", "внешность", "признание сверстников", а также изменила шкалу "счастье" на "уверенность в себе".
Инструкция к проведению исследования. Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав
инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты
характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого
начинаются низкие баллы, на другом конце - максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой
шкале черточкой "-" уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем
нужно отметить на этих шкалах крестиком "х" тот уровень, при котором испытуемый человек может
чувствовать довольство собой или гордость.
2.4 Проективная методика « Рисунок класса»
Методика предназначена для изучения социально-психологического статуса ребенка в коллективе.
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса.
Задание для детей:
«Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, ученики заняты своим
делом. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом своё
имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и
фамилию»
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение
задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в
отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного
статуса младшего школьника.
2.5 Консультация на тему «Как помочь ребенку стать уверенным в себе»
В каждом возрастном периоде происходит закладка «строительных блоков» личности. И для каждого этапа
характерны так называемые нормативные страхи, опасения, барьеры.
В общении со взрослыми и сверстниками, в решении игровых задачек и повседневных событиях эти
структуры взаимодействуют между собой. Развивается способность решать проблемы, справляться с
нестандартными ситуациями, и в итоге – формируется самооценка и уверенность в себе.
Самооценка – это степень осознания своих достоинств и недостатков, оценивание собственных личностных
качеств и результатов деятельности.
Самооценка может быть как положительной, так и отрицательной.
При этом высокая самооценка не является еще уверенностью в себе, но может стать ее основой в будущем.
В воспитательном процессе адекватная самооценка – залог формирования спокойного, обдуманного и
безопасного поведения.
Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе. Первый
учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного
педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств.
Родителям следует избегать критики и конфликтов на почве успеваемости, терпеливо помогать зубрить
таблицу умножения и решать задачи про поезда.
Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и
животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет
также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:
Психологическое заключение по результатам обследования ребенка
Заключение
3
по результатам психологического обследования
Ф.И. ребенка Васильева Алиса возраст 9 лет
Психологическое обследование проводилось по запросу родителя, с целью изучения особенностей
познавательной / эмоционально-волевой сферы.
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой
сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает не сразу, отказывается.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде настороженности.
При поощрении и одобрении демонстрирует равнодушие.
После сделанного замечания замыкается.
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе
вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому,
потеря интереса).
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования уравновешенный.
Частая смена настроения.
Непродуктивная активность в общении.
Саморегуляция и контроль выражены недостаточно из-за низкой концентрации внимания, недостаточной
зрительно – моторной координации.
Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи).
Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за
низкой работоспособности).
Трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает.