Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая практика проходила на базе дошкольного образовательного учреждения с детьми подготовительной группы (возраст – 6-7 лет).
Благодаря практике получили возможность применить полученные ранее теоретические знания на практике, приобщиться к практической работе с дошкольниками. Приобрели множество практических навыков, которые в будущем позволят нам полноценно реализовать себя в качестве воспитателя. Наши представления о педагогической деятельности существенно расширились и изменились. Также приобрели практические навыки ведения исследовательской и диагностической деятельности. Ознакомились с практическими наработками и различными технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
Нами было проведено наблюдение за деятельностью детей дошкольного возраста, был составлен протокол наблюдения и сформулированы выводы относительно развития детей, их готовности к школе. По результатам были выдвинуты рекомендации по развитию и совершенствованию учебной деятельности детей. также был разработан исследовательский проект для дошкольников по экологическому воспитанию в ближайшем природном окружении. Также был составлены конспекты, проведены занятия для детей (НОД). В основном они были направлены на развитие речи, стимуляцию познавательного и коммуникативного развития детей. Было проведено родительское собрание, на котором рассмотрели особенности речи детей, специфику формирования связной речи, ее компоненты, а также роль семьи в формировании речи ребенка. Педагогическая практика была основана на развитии познавательной деятельности детей, их естественном стремлении к познанию. Для увеличения интереса детей к познанию нового, вовлечения в работу применялся проблемный метод. Основной формой организации деятельности детей была игровая, поскольку именно этот вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Развивали учебную деятельность (которая станет ведущей на этапе обучения в школе, и должна быть сформирована к моменту поступления ребенка в школу). Дети с удовольствием участвовали в различных мероприятиях, проявляли интерес, выполняли задания и рекомендации воспитателя. Для детей создавали игровую среду, поддерживали положительный эмоциональный фон. Это способствовало повышению интереса.
Подробное описание проделанной работы, полученные результаты, выводы, представлены ниже.
Обозначения:
- уровень «достаточный» - показатель сформирован полностью, проявляется всегда («Д»);
- «близкий к достаточному» - показатель находится в стадии становления, проявляется неустойчиво («БД»);
- «недостаточный» - показатель не проявляется («Н»)
Вывод:
1)Уровень развития соответствует норме, дети полностью освоили Программу, отмечается готовность к обучению в школе. У детей начинает выходить на первый план именно учебная деятельность. Игровая деятельность детьми освоена: разнообразна, сюжетна. Дети умеют подчиняться правилам игры, играть по установленным правилам, самостоятельно устанавливать правила. Дети могут организовывать самостоятельно различные виды игр. Отмечается сформированность основных видов общения как со сверстниками, так и со взрослыми в соответствии с возрастом.
2) Уровень развития соответствует норме, но большинству требуется помощь в освоении следующих образовательных областей: музыка, изобразительное искусство.
3) У двух детей уровень развития ниже нормы, необходимо комплексное обследование специалистами и дальнейшая индивидуальная работа по коррекции недостатков развития. У обоих детей отмечаются нарушения речи, предположительно ОНР и ФФНР. У одного ребенка нарушено произношение шипящих звуков, у другого нарушено словообразование, грамматический строй, неправильно применяются падежные окончания, отмечается смазанность отдельных слов. Требуется консультация логопеда, дефектолога.
Рекомендации по совершенствованию учебной деятельности:
Воспитатель должен развивать у детей УУД (предпосылки к формированию УУД), а также развивать самостоятельность, способность к самоуправлению. Для этого необходимо создать ситуации, в которых учащиеся самостоятельно:
- отстаивают своё мнение;
- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задают вопросы друг другу и учителю;
- анализируют ответы друг друга;
- оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
- консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
- самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
- находят несколько вариантов решения проблемы;
- выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
- нахождение “ошибкоопасных мест”.
В ходе занятия рекомендуется применять различные методы обучения, например:
1. Метод проблемного обучения. В основе метода лежит создание проблемной ситуации, что позволяет активизировать деятельность учащихся и обеспечить максимально высокую мотивацию, направленную не только на достижение основных целей урока, но и на развитие УУД, желания и умения учиться. Применяется с целью достичь решения регулятивных и коммуникативных задач. Например, учащиеся участвуют в обсуждении проблемы, вырабатывая, таким образом, коммуникативные навыки. Следствием обсуждения является развитие устойчивого интереса к предмету, критического мышления, поиск самостоятельных путей решения обозначенной проблемы.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. При помощи этого средства развития УУД достигается решение личностных, познавательных, регулятивных задач. Основные виды УУД, которых удается достичь при помощи этого средства - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, составление отдельных задач для достижения цели, формирование способности мыслить, анализировать, искать пути решения задачи, выстраивать логическую цепочку, алгоритм действий.
3. Метод эвристического обучения. В основе метода лежит необходимость поиска новых способов и вариантов решения уже известных задач, применение общеизвестных правил и закономерностей, что в результате может привести к открытию новых знаний, навыков. Приветствуется творческий подход к решению проблемы. Этот метод сопровождается сложными вопросами, которые подталкивают школьника к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. – М., 2002. – 80 с.
2. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание, 1981.-96 с.
3. Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
4. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. – М., 1998. – 24 с
5. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие для студ.высш. учеб. Заведений/под ред.А.С. Роботовой.- 4-е изд., перераб.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 224с.
6. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2013. - 128 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. И доп. – 184 с. – (Руководство практического психолога).