Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики: подготовка к коррекционно-педагогической и диагностико-консультативной деятельности логопеда с учащимися, осваивающими программы начального общего образования.
Задачи практики:
1. Сформировать способности к планированию коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики учащихся с нарушениями речи и выбора учебно-методического обеспечения.
2. Развить умения и опыт изучения, образования, развития, абилитации, реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушениями речи в школьных образовательных организациях.
3. Сформировать умения и опыт коррекции нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию учащихся с нарушениями речи.
Задание 1
Проанализируем оборудование логопедического кабинета.
Логопедический инструментарий:
шпатели логопедические
зонды логопедические, массажные
вата, бинт, спирт
настенное зеркало для логопедических занятии (50х100) 1 шт.
Пособия для обследования:
- интеллекта
- речи
- слуха.
Пособия для коррекционной логопедической работы:
- по связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа);
- по грамматическому строю
- по лексическому запасу (папки по лексическим темам);
- по звукопроизношению
- по фонематическому восприятию.
Пособия для обследования интеллекта, дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок – слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
- обувь, одежда
- посуда, игрушки
- домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
- домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
- овощи, фрукты, ягоды
- растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
- рыбы, продукты питания
- профессии, транспорт
- времена года
- части тела человека
- школа, мебель
- дом и его части
- действия (глагольный словарь)
- занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
- сюжетные картины
- серии сюжетных картин
- тематические картины.
Звуковая культура:
картинный материал для автоматизации поставленных звуков
альбом для закрепления поставленных звуков
логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков
папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»
наборное магнитное полотно
коробка с разрезными буквами, слогами.
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
пирамидки, матрешки, столик с цветными шарами
шнуровки, деревянные пазлы
игры головоломки
орнамент Н.Зайцева
мозаика.
Используемая в работе литература, методические пособия, диагностический материал:
1. Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – СПб, 2001.
2. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – СПб, 2002.
3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – СПб, 2003.
4. Иношкова О.В. Альбом для логопеда. – М., 2000.
5. Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003.
6. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – СПб, 1997.
7. Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
8. Соколенко Н.И. Посмотри и назови, т.2 – СПб, 1997.
9. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб, 2004.
10. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004.
11. Цветкова Л.С. Нейролингвистическая диагностика детей. – М., 2004.
12. Программа коррекционной работы учителя-логопеда.
Следует отметить, что программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Работа логопедического пункта организуется на основании:
Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб: КАРО, 2017. – 208 с.
2. Баранок О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией// Логопед. – 2018. – №8. – С. 108-116.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 128 с.
5. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. – 2017. – № 4. – С. 37-45.