Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что между качеством продукции и эффективностью предприятия существует прямая зависимость. В условиях рыночной экономики качество продукции играет важную роль в интенсификации материального производства. Улучшение качества продукции снижает затраты на различные доделки изготавливаемой продукции, а также эксплуатационные расходы. Рост производительности труда, надежности, долговечности изделий при улучшении качества равнозначен увеличению объемов их выпуска без наращивания затрат на материальные и трудовые ресурсы. Высокое качество предметов потребления способствует достижению более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Качество продукции имеет также решающее значение для поддержания и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Основные показатели эффективности производства: производительность труда, снижение себестоимости определяются качеством труда, средствами производства, качеством предметов труда. Кроме того, эффективность производства определяется материалоемкостью продукции, которая зависит как от качества техники и технологии, так и от качества опытного образца продукции, качества конструкторской и технологической документации.
Качество продукции охватывает все основные стороны хозяйственной деятельности предприятия и включает широкий круг технических, экономических, организационных и социальных вопросов, которые подлежат управлению при изготовлении продукции.
Предметом практики являются экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу повышения эффективности управления качеством на предприятии.
Целью практики является анализ экономических проблем повышения качества продукции.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть содержание, формы и принципы экономической модели управления качеством на предприятии;
выявить особенности экономической модели управления качеством на предприятии;
выбрать альтернативный алгоритм оценки экономической модели управления качеством на предприятии;
провести расчёт экономической модели управления качеством на предприятии;
проанализировать тенденции показателей управления качеством на предприятии;
выявить технологию разработки управленческого решения по повышению эффективности управления качеством на предприятии;
спрогнозировать результаты принятого управленческого решения на 2018-2020 гг.
1 Экономические проблемы повышения качества продукции
1.1. Содержание, формы, принципы управления качеством на предприятии
Основными требованиями к системе управления качеством являются: контроль товара, проведение испытаний и сертификаций; организация производства продукции; анализ, проектирование и ведение управления качеством продукта начиная от проектирования, и заканчивая вводом в эксплуатацию.
Любая работа, направленная на повышение качества, должна быть обязательной и безоговорочной составной частью любого предприятия желающего получить свою долю рынка. Сам процесс повышения качества, разрабатывается и исполняется на основании соответствующих программ.
Для каждого предприятия могут быть разработаны собственные программы, и собственные критерии стандартов и оценки качества продукции. Основными критериями оценки качества являются: количество дефектов в поступающей продукции, процент брака готовых изделий и процент изделий без дефектов. Бесконечный контроль не является основополагающим фактором в контроле качества, для него важна бездефектная работа. Как показывает статистика, высочайшее качество готовой продукции достигается благодаря налаженному бездефектному производству.
Контроль же готовой продукции не способен оказать сколько-нибудь существенного влияния. Все возможные дефекты, должны быть устранены на промежуточных стадиях изготовления, а не в готовом изделии. Подобная система, позволяет ликвидировать возможные потери, как во времени, так и в материалах, а также способствует сокращению управленческого аппарата.
Обнаружение и устранение дефектов непосредственно на производстве, позволяет значительно сократить расходы на него.
Помимо перечисленного, система управления качествам также подразумевает партнёрские отношение с поставщиками, создание системы информации о качестве выпускаемой продукции, а также обязательную государственную сертификацию продукции, к которой предъявляются требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Создание стандартов служит определённым целям, которые включают в себя: создание условий деятельности предприятиям на едином товарном рынке, содействие конечному потребителю в наглядном и компетентном выборе продукции, контроль безопасности выпускаемой продукции, защита потребителей от недобросовестности производителя, подтверждение показателей качества товаров. В основе сертификации лежат проведение испытаний продукции, а также оценка условий её производства. Выполняется данная работа сторонним органом.
Сама по себе сертификация основывается на принципах добровольности, объективности, достоверности, исключения дискриминации, ответственности сторон, права на выбор сертифицирующей организации, ответственности, открытости и разнообразия методов.
Качество, прежде всего, должно быть ориентировано на интересы потребителя. Чтобы можно было решить данную проблему, производителю необходимо провести маркетинговые исследования, сосредоточенные на:
изучении потребностей клиентов;
обнаружение конкретных критериев оценки услуг, которые используются потребителями;
сформировать и реализовать маркетинговую стратегию, куда включаются мероприятия по улучшению качества услуг, прогнозирование объемов производства и продаж, созданию, стимулированию или сдерживанию спроса на товар и т. д.
Один из путей роста качества - это совершенствование процесса.
Качество неразделимо связано с имиджем предприятия, объемом производства услуг, занимаемой долей рынка сбыта, ценой и, в следствие, со
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1 Концепция развития отечественной системы стандартизации РФ на период до 2020 года.
2 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2016 Система менеджмента качества. Требования.
3 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 – 2016 г. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
4 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 19.03.2018).
Научная и учебная литература
5 Аристов О.В. Управление качеством: Пособие / О.В. Аристов - М.: ИНФРА-М, 2017. –с. 71-147
6 Качалов В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества // Стандарты и качество/ 2017. № 13.
7 Калита, П.Я. От процессов управления качеством к технологи постоянного совершенствования предприятия / П.Я. Калита // Качество и стандарты. 2017. № 1.
8 Лавренц, Р. Управление качеством // Качество и стандарты. 2017. №5.
9 Поршнева, О. Маркетинг на предприятии: плюсы и минусы / О. Поршнева // Новые рынки. 2017. №7.
10 Руководство для предприятий–участников конкурса 2017 года // Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества. – Госстандарт России, 2016.
11 Фуколова Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее – себе // Секрет фирмы. - 2016. № 12.
12 Адлер Ю. От качества до качества без лихачества / Сб. тезисов докладов Международной конференции «Созвездие качества»/ Ю. Адлер. - М., 2016. – с. 26.
13 Баронов В. Всеобщее управление качеством: зачем оно нужно?/ В. Баронов, И.Титовский. - М., 2016.
14 Белокоровин Э.А. Пути развития малого бизнеса/ Э.А. Белокоровин, Д.В. Маслов. - Архангельск, 2017. – с. 26
15 Грибов B. Управления качеством/ В.Гpибoв, В.Гpyзинoв. - М., 2017. – с. 12-62.
16 Каплан Р.Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р.Каплан, Д.Нортон. - М., 2016.
17 Круглов М. Г. Менеджмент качества как он есть / М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. - М., 2017. – с. 26-32.
18 Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. Пособие / М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе. - СПб., 2017.
19 Контроллинг: методологические основания системной концепции: монография / Л. В. Сластихина, И. В. Левина, Е. А. Рауш и др. ; под общ. ред. Л. В. Сластихиной ; М–во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин–т – фил. ГОУ ВПО «С.–Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С. М. Кирова». - Сыктывкар, 2017.
20 Логанина В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях / В. И. Логанинова, О.В. Карпова, Р.В.Тарасов. - М., 2017. – с. 78.
21 Мазур И.И. Управление качеством: пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М., 2017. – с. 15.
22 Методы менеджмента качества. Качество и стандарты. - 2017. № 8.
23 Маслов Д. Всеобщее управление качеством / Д. Маслов, П. Ватсон, Э. Белокоровин. - М., 2016. – с. 26.
24 Подлипаев Л. Д. Технология преобразования организационной системы предприятия к требованиям международных стандартов системы менеджмента качества / Л. Д. Подлипаев, В. В. Ивлиев, И. Н. Панин. - М., 2016.
25 Пунгина, В. С. Оценка конкурентоспособности предприятий монография / науч. ред. Н. М. Большаков; М–во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин–т – фил. ГОУ ВПО «С.–Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С. М. Кирова». Сыктывкар, 2016.
26 Ребрин Ю.И. Управление качеством. Пособие. - Таганрог , 2017.
27 Степанов С.А, Щербаков А.Ю., Ященко В.В Системы менеджмента качества. – СПб, 2016. – с. 20.
28 Фролов Е.П. Методика «8D» принципы работы. - М., 2016. – с. 61.
29 Горбашко Е.А. Управление качеством. Пособие. – М., 2016.
30 Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Пособие, 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2014.
31 Басовский, Л.Е. Управление качеством: Пособие / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
32 Беляев, С.Ю. Управление качеством: Пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2013. – с. 381.
33 Гембрис, С. Управление качеством / С. Гембрис, Й. Геррманн; Пер. с нем. М.Н. Терехина. - М.: СмартБук, 2013.
34 Разумов, В.А. Управление качеством: Пособие / В.А. Разумов. - М.: ИНФРА-М, 2013.
35 Тебекин, А.В. Управление качеством: Краткий курс лекций / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013.
36 Управление качеством/ под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2016. – с. 287.
37 Марыганова, Е.А. Управление качеством производственных процессов (для бакалавров) / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КноРус, 2013.
38 Овсянко Д. В. Управление качеством; Высшая школа менеджмента - Москва, 2014.
39 Смирнов Э. А. Управление качеством; РИОР, Инфра-М - Москва, 2013.
40 Тепман, Л.Н. Управление качеством: Пособие / Л.Н. Тепман. - М.: ЮНИТИ, 2013.
41 Окрепилов, В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. – М: Экономика, 2014.
42 В. Г. Версан И. И. Чайка Системы управления качеством продукции. — М.: Издательство стандартов, 2015.