Фрагмент для ознакомления
2
1. Сведения об организации
Практика была пройдена мною на базе МБОУ Гатчинская СОШ №11 в период с 09.02.2019-22.02.2019.
В МБОУ существует психологическая служба, работа которой осуществляется по ряду направлений.
1. Диагностическое направление работы психологов включает:
- обследование принятых детей с заполнением индивидуальных карт развития с целью последующего динамического наблюдения за развитием по годам и составления по необходимости коррекционных программ;
- текущую диагностику по запросам педагогов и администрации для уточнения областей задержки развития, для формирования классов и групп, для осуществления преемственности звеньев обучения, для корректировки программ развития;
- диагностику способностей к обучению при комплектовании специальных (коррекционных) классов YII вида;
- обследование сформированности ЗУН для обучения в 1-ом классе;
- обследование ЗУН обучающихся 4-ых классов для определения готовности к обучению в средней школе (5-ом классе);
- диагностику взаимоотношений во всех классах для коррекции межличностных отношений (дети-дети, дети-взрослые);
- обследование личностных черт, целеполагания, жизненных ценностей;
- обследование готовности к выбору профессии;
- обследование интеллектуальных особенностей;
- исследование микроклимата в классе и детском доме.
2. Коррекционное направление деятельности предполагает индивидуальные и групповые формы работы:
- индивидуальные занятия по коррекции личностных черт;
- индивидуальные занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, связанные с поведением (не имеющие навыков обучения), с целью формирования установки на обучение;
- индивидуальные занятия для детей с трудностями концентрации внимания;
- групповые занятия по курсу «Человековедение» (сопровождение развития каждого ребёнка);
- групповые игровые коррекционно-развивающие занятия «Лепёшка», «Моя семья», «Кукольная семья»;
- группы психологической поддержки «Семья», «Встреча» для решения насущных проблем развития ребёнка;
- групповые занятия «Творческая гостиная» (с использованием психокоррекционного метода Терапия творческим самовыражением);
- групповые занятия по снятию тревожности «Сон и сновидения»;
- групповые занятия по сказкотерапии;
- групповые занятия по куклотерапии.
3. Групповые коррекционные занятия для 1-11 классов ведутся по программе «Человековедение», рецензированной в ИПК; «Творческая гостиная», рецензированной в г. Москве автором метода ТТС профессором М.Е.Бурно.
Темы занятий:
- восприятие себя, своих эмоций, чувств, мыслей, поступков;
- взаимоотношения людей;
- отношение к окружающему миру людей;
- развитие ВПФ;
- воспитание и развитие эмоционально-волевой сферы;
- узнавание характерологических особенностей людей;
- определение собственных склонностей, выбор профессии;
- формирование жизненных целей, выстраивание ценностного ряда;
- формирование стремлений к здоровому образу жизни.
Занятия направлены на выработку произвольности поведения, создание положительного Я-образа, гармонизацию межличностных отношений.
Психологами используются методы:
-арттерапия (рисунки, лепка, разыгрывание этюдов, музыкотерапия),
- психодрама (ситуативные сценки, кукольный театр),
- гештальт-техники (разговор с Я-образом),
- методы терапии творческим самовыражением (работа с воспоминаниями детства, творческое общение с природой, творческое фотографирование, ведение дневников, написание рассказов и стихотворений и т.д.).
Составлены коррекционные программы для детей агрессивных, тревожных, конфликтных с целью облегчения средовой адаптации и выработки коммуникативных навыков.
4. Психопрофилактическое направление деятельности психологов осуществляется в форме:
- психотерапевтических бесед по профилактике курения, побегов, девиантного поведения;
- групповые занятия с педагогами для ознакомления с особенностями депривированных детей.
5. Психологическое просвещение как направление работы психолога включает:
- проведение консультаций учителей и воспитателей по вопросам осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям в образовательном процессе;
- ведение всеобуча для вновь прибывших педагогов по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей д\домов»;
- предоставление информации о деятельности психолога на педсоветах;
- консультирование педагогов по использованию результатов обследований и итогов наблюдений детей в коррекционной деятельности;
- индивидуальное консультирование по профессиональным и личностным вопросам.
Для реализации данных направлений психологической поддержки в центре организован соответствующий кабинет, описание которого представлено в таблице 1.1.
В качестве психологического кабинета использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения).
Психологический кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием
Что касается цветового оформления, то цветовые сочетания и общий цветовой фон не являются яркими и подавляющими. Используются пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.
Оборудование кабинета психологической службы определяется задачами и целями психологической деятельности.
2. Диагностика взаимоотношений детей с помощью теста «Маски»
Исследование проводилось с учениками 1 класса.
Данная методика предполагает исследование межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Всего было обследовано 6 детей. Диагностика проходила индивидуально. Каждому ребенку давалась следующая инструкция: Посмотри на эти лица. Как ты считаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своего класса? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди)? А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывают по очереди каждую из масок).
Стимульный материал представлен ниже.
Всего в классе обучается 20 человек, поэтому дети делали 20 выборов относительно каждого одноклассника. Далее представим бланки фиксации ответов каждого ребенка. Первые 2 маски ассоциировались с положительным выбором, а две последние – с отрицательным
1. Илья М.