Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Объектом практики являлось МОУ «Лаголовская школа».
Месторасположение учреждения образования: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Лаголово.
Цель практики - закрепление и углубление знаний, получен¬ных за время обучения, приобретение практических навыков работы по специальности.
Задачи практики:
- изучение основных направлений деятельности учреждения образования;
- исследование навыков чтения младших школьников;
- проведение исследования на предмет влияние использования драматизации на развитие навыков чтения в начальной школе;
- приобретение практических навыков педагога, выбора и обоснования решений в конкретных педагогических ситуациях.
1. Глоссарий
Таблица 1.1 - Глоссарий по проблеме ВКР
№ п/п Термин (понятие) Содержание термина Источник
1 Чтение вид речевой деятельности человека, но и сложный психический процесс, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: техническая (движение глаз и речезвукодвигательные процессы) и мыслительная (восприятие и понимание прочитанного, т.е. движение чувств и мыслей читателя) Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – С. 9
2 Синтетическое чтение чтение, при котором внимание читающего полностью или главным образом сосредоточено на содержании, причем это содержание воспринимается синтезировано и быстро. Методика обучения литературному чтению [Текст]: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 24.
3 Аналитическое чтение чтение, при котором внимание читающего частично отключается на языковое оформление текста, отсюда это чтение протекает гораздо медленней. Методика обучения литературному чтению [Текст]: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 24.
4 Изучающее чтение вид чтения, предполагающий полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание Методика обучения литературному чтению [Текст]: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 24.
5 Готовность учащихся к чтению общее психическое состояние обучаемого, выражающееся в возможности совершать данную деятельность. Методика обучения литературному чтению [Текст]: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 24.
6 Поле чтения объем текста, который воспринимается чтецом вовремя фиксации, остановки глаза. Методика обучения литературному чтению [Текст]: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 24.
7 Младший школьный возраст этап онтогенеза, границы которого (от 6-7 до 10-11 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе. Основное содержание социальной ситуации развития в данном возрасте составляет переход к систематическому школьному обучению. Словарь основных терминов по психологии развития и возрастной психологии Электронный ресурс. – Режим доступа: https://smogendrr.ru/slovar-osnovnyix-terminov-po-psixologii-razvitiya-i-vozrastnoj-psixologii/
8 Аффективное обобщение аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию Выготский Л.С. Кризис семи лет Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/18.php
9 Внеситуативно-личностное общение высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М.И.Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6—7 лет. В.-л. о. направлено на познание социального, а не предметного мира. Национальная психологическая энциклопедия лет Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/vnesituativno-lichnostnoe-obschenie.html
10 Учебная деятельность деятельность человека (обучающегося) по развитию своего опыта личности – знаний, умений (компетенций), навыков, привычек. Один из трех аспектов образовательной деятельности. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. –С. 236.
11 Коммуникативная культура совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Жуков В.Ю. Основы теории культуры. СПб: Речь, 1997. – С. 25.
12 Аудирование (слушание) восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Литературное чтение. 1-4 классы. Оценка достижения планируемых результатов. Часть 1. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. ФГОС [Текст] / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016. – С. 21.
13 Работа с текстом осознание последовательности и смысла событий; вычленение главной мысли текста; определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка; нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события. Литературное чтение. 1-4 классы. Оценка достижения планируемых результатов. Часть 1. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. ФГОС [Текст] / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016. – С. 21.
14 Работа со структурой текста начало, развитие, концовка, деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану и самостоятельное выполнение заданий к тексту Литературное чтение. 1-4 классы. Оценка достижения планируемых результатов. Часть 1. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. ФГОС [Текст] / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016. – С. 21.
15 Устная речь вид речевой деятельности, который формируется на уроках литературного чтения во время обсуждения прослушанного или прочитанного произведения. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Методическое пособие [Текст]. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 75.
16 Выразительность речи одна из полярных стилевых черт, присущая разным функциональным стилям, в которых она проявляется по-разному. В научной речи выразительность – вторичное качество, направленное на то, чтобы убедить читателя или слушателя в правоте выдвигаемой теории. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило Электронный ресурс. – Режим доступа: https://lingvistics_dictionary.
academic.ru/606
17 Драма воспроизведение каких-либо событий в драматической форме; переделку беллетристического произведения в форму драматического произведения.[44, c.108] Сильченкова, Л.С. Прием дискретного чтения и целостность текста художественного произведения [Текст] / Л.С.Сильченкова, О.О. Тришкина // Начальная школа – 2013. – №6. – С. 35.
18 Инсценировать придавать повествовательному литературному произведению форму драмы или сценария [45, с.384] Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» [Текст] / Под ред. Л.О. Савчук, О.П. Москвина. - 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2010. – С. 84.
19 Драматизация форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – С. 32.
20 Инсценирование технология» драматического творчества, ученический «проект» – готовит школьников к сознательному чтению и анализу драматических произведений. Сальникова, О.А. Коммуникативный аспект обучения чтению [Текст] / О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. –№3. – С. 40.
Выводы:
1. Чтение представляет собой неотъемлемый элемент социальной культуры, воспитательное средство и средство личностного развития учащихся. Оно обладает большим развивающим потенциалом, оказывает влияние на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение опыта и интеллекта личности ребенка.
2. Младший школьный возраст характеризуется активным развитием учебной деятельности, развитием оценки причин собственных достижений и неудач, развивается познавательная рефлексия.
3. Развитие читательских навыков в начальной школе предполагает наличие таких форм работы с текстом, как аудирование, чтение – вслух и про себя, работа с текстом (анализ текста),