Фрагмент для ознакомления
2
было сказано ранее, результатом комплексного реформирования системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации явилось принятие Федерального закона № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3].
Механизм государственных закупок позволяет привлечь ресурсы, способные обеспечить устойчивый экономический рост, развитие социального сектора.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 44–ФЗ к участникам контрактной системы относятся [3]:
1. органы государственного контроля, в том числе Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба финансово – бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Федеральное казначейство;
2. государственные заказчики, в том числе Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения – получатели бюджетные средства;
3. муниципальные заказчики, в том числе муниципальные органы и казенные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств;
4. бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств;
5. автономные учреждения – получатели бюджетных средств;
6. государственные и муниципальные унитарные предприятия – получатели бюджетных средств;
7. юридические лица – получатели бюджетных инвестиций;
8. участники закупок – любые федеральные или юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации;
9. электронные торговые площадки – программно – аппаратные комплексы обеспечения взаимодействия между заказчиками и участниками закупок при помощи электронных каналов связи;
10. уполномоченные органы и учреждения, выполняющие функции по централизации закупок;
11. специализированные организации, выполняющие отдельные функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
12. эксперты и экспертные организации, осуществляющие деятельность в области изучения и оценки предмета экспертизы, и подготовки экспертных заключений.
Взаимодействие указанных участников контрактной системы с 1 января 2016 г. производится посредством Единой информационной системы (далее – ЕИС) – официального сайта, который отражает следующую информацию [54]:
1. планы закупок, характеризующие потребности заказчиков на период действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
2. планы–графики, отражающие сведения о потребностях заказчиков в товарах, работах, услугах на очередной финансовый год и плановый период;
3. сведения о реализации планов закупок и планов–графиков;
4. информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска отдельных видов товаров, работ и услуг;
5. условия применения национального режима с группами иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры;
6. информация об осуществляемых закупках;
7. реестр контрактов, заключенных заказчиками, и информация о их исполнении;
8. реестр поставщиков, подрядчиков и исполнителей, недобросовестно выполнивших обязательства по заключенным контрактам;
9. библиотека типовых форм и условий контрактов;
10. реестр банковских гарантий, реестр жалоб, реестр проверок заказчиков;
11. перечень международных финансовых организаций;
12. результаты мониторинга, аудита и контроля закупок;
13. отчеты заказчиков;
14. каталоги товаров, работ, услуг;
15. нормативные правовые акты, регулирующие отношения в рамках контрактной системы;
16. информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, и запросах таких цен и прочая информация.
В 2017 году Комитет по государственному заказу Санкт–Петербурга (далее – Комитет) продолжил работу по выполнению комплекса мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт–Петербурга, и координации деятельности в сфере закупок исполнительных органов государственной власти Санкт–Петербурга, государственных казенных учреждений Санкт–Петербурга и государственных бюджетных учреждений Санкт–Петербурга в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Федеральный закон № 44–ФЗ) и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. [56]
В соответствии с Порядком формирования и ведения Реестра товаров, утвержденным распоряжением Комитета от 24.08.2016 № 160–р, осуществляется мониторинг текущих цен на основные товары, закупаемые для нужд Санкт–Петербурга, формирование средних цен. [56]По товарам, размещенным в Реестре товаров, обновление средних цен единицы товара производится ежеквартально не позднее 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, а по позициям товаров, относящимся к категории «Продовольственные товары и сырье», – не реже 1 раза в месяц, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. [56] Реестр товаров наполняется в режиме онлайн, в первую очередь, нормируемыми в соответствии с законодательством товарами и основными группами товаров, закупаемыми заказчиками Санкт–Петербурга. [56]
По состоянию на 31.12.2017 реестр товаров содержал 2044 товарные позиции [56], в том числе: продовольственные товары, канцелярские товары, компьютерное оборудование, изделия медицинского назначения, топливо и т.д.
Публикация Реестра товаров осуществляется на официальном сайте Администрации Санкт–Петербурга www.gov.spb.ru (на странице Комитета, в разделе «Текущая деятельность») и на сайте Комитета www.gz–spb.ru (на главной странице, в разделе «Реестр товаров»). Кроме того, информация о ценах ежеквартально публикуется в сборнике «Реестр товаров для заказчиков Санкт–Петербурга», формируемом как в печатном, так и в электронном виде. [56]
В целях обеспечения заказчиков Санкт–Петербурга информацией о текущих ценах, на сайте подведомственного Комитету Санкт–Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и экспертизы цен» [56] (далее – Центр мониторинга) ежемесячно размещалась информация о ценах на продовольственные товары, автомобильное топливо и лекарственные препараты для медицинского применения, за год – о 36 528 ценах. [56]
Комитетом в составе рабочей группы проводилась работа по формированию и наполнению регионального сегмента единого каталога промышленной продукции государственной информационной системы промышленности. [56]
В рамках реализации полномочий, установленных пунктом 3.10 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт–Петербурга от 27.09.2012 № 1039, распоряжением Комитета от 10.08.2017 № 122–р утверждено 86 укрупненных нормативов цены строительства, разработанных Центром мониторинга, предназначенных для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и введенных в действие с 10.08.2017. [56]
Распоряжениями Комитета от 12.05.2017 № 58–р и 01.08.2017 № 115–р [56] утверждено 2 170 территориальных сметных норм и территориальных единичных расценок на содержание автомобильных дорог Санкт–Петербурга (далее – сметные нормативы), в том числе 276 вновь разработанных и 809 актуализированных территориальных единичных расценок [56], применяемых заказчиками Санкт–Петербурга для определения и обоснования сметным методом начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по эксплуатации и содержанию (кроме капитального и текущего ремонта) объектов в Санкт–Петербурге в соответствии с постановлением Правительства Санкт–Петербурга от 28.09.2016 № 840. [56]
Комитетом в 2017 году в соответствии с Порядком осуществления мониторинга закупок для нужд Санкт–Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт–Петербурга от 15.06.2016 № 462 [56] (далее – Порядок осуществления мониторинга), на основании информации, размещенной заказчиками в АИС ГЗ, а также ЕИС, проведены 17 мониторингов на предмет [56]:
– своевременного осуществления заказчиками закупок, запланированных в планах–графиках закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт–Петербурга (далее – план–график) на 2017 год;
– использования заказчиками рекомендуемого перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого предпринимательства, разработанного Комитетом совместно с Комитетом государственного финансового контроля Санкт–Петербурга;
– соблюдения заказчиками запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, при осуществлении закупок в соответствии с планами–графиками на 2017 год. [56]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно–правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14–ФЗ // «Российская газета», № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). // «СЗ РФ». – 2013. – № 14. – ст. 1652.
4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223–ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». // «СЗ РФ». – 2011. – № 30 (ч. 1). – ст. 4571.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275–ФЗ «О государственном оборонном заказе». // «Российская газета», № 303, 31.12.2012.
6. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61–ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). // «Российская газета», № 106, 06.06.1996.
7. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390–ФЗ «О безопасности». // «Российская газета», № 295, 29.12.2010
8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции». // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.
9. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу». «Собрание законодательства РФ», 11.05.2015, № 19, ст. 2821.
10. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255 «О Правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей». // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2014, № 2 (часть I), ст. 90.
11. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». // «Собрание законодательства РФ», 30.12. 2013 г. № 52 (часть II) ст. 7206
12. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590. «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, № 19, ст. 2721.
Специальная литература
13. Баланцев Е.В. Закупки в электронной форме: очередной этап реформирования законодательства о контрактной системе // Советник в сфере образования. 2018. № 6. С. 9 – 16.
14. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. – М.: Норма, 2015. –304 с.
15. Гусев М.Г. Контрактная система: 2018, апрель // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 5. С. 11 – 17.
16. Гусев М.Г. Новации в законодательстве о контрактной системе и закупках отдельными видами юридических лиц // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 8. С. 18 – 22.
17. Гурин О.Ю., Романенко А.А. Что заказчик будет знать об участниках закупки после 1 июля // Прогосзаказ.рф. 2018. № 5. С. 12 – 21.
18. Заболонкова О. Осуществление закупок согласно новому Закону о контрактной системе // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 7. С. 54.
19. Зарубежный опыт организации государственных закупок / Семенова Ф.З., Борлакова М.Б., Боташева Л.С. // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 6–2. – С. 465–469.
20. Иванова В. О. Основные функции и задачи государственного заказа в условиях инновационного развития и модернизации промышленной политики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7–1. С. 182–188.
21. Комиссарова Т. Отчетность о закупках по Закону № 223–ФЗ // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 4. С. 59 – 66.
22. Коношко Л. В. Зарубежный опыт организации государственных закупок [Текст] / Л. В. Коношко, А. Ю. Сураева // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 27–30.
23. Кравченко Е. Централизованные закупки и централизованные поставки: знать и уметь // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 7. С. 10 – 15.
24. Карташова С.А. Государственные заказы и закупки как организационный механизм управления целевыми программами // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. № 1–2. С. 226–228.
25. Каранатова Л.Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики. С–Пб. 2014.С.121
26. Кравцова М.В. Управление государственными закупками на основе опыта зарубежных стран // Перспективы науки. 2017. № 1 (88). С. 104–106.
27. Кочаненко Е.П. Болевые точки контрактной системы: опыт аудита закупок // Законодательство и экономика. 2017. № 3.
28. Кравченко Е. Казначейский аккредитив // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 6. С. 36 – 43.
29. Концептуальный подход к оценке госзаказа в аспекте его эффективности / М. Б. Гузаиров, С. В. Новиков, М. К. Аристархова, А. Ю. Перевезенцева // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. 2016. № 1. С. 17–21.
30. Лобанова О.Л. Закупочный инструмент: единый агрегатор торговли // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 7. С. 18 – 22.
31. Лобанова О.Л., Ерофеева Т.П. Новые основания закупки услуг по обращению с ТКО // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 7. С. 23 –
32. Матвеева Н.С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 13. С. 23 – 34.
33. Правовое регулирование контрактной системы. Сборник нормативных актов. 2–е издание /[А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.В. Ермакова и др.]; под ред. А.А.Храмкина – М.: ООО «ПРИНТ ПРО», 2016. – 464 с.
34. Павелин А. Об отдельных вопросах применения законодательства о контрактной системе // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 7. С. 13 – 23.
35. Павелин А. Об осуществлении закупок в переходный период // Ревизии и проверки финансово–хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2018. № 8. С. 38 – 46.
36. Павелин А. Усиление ответственности за нарушения в сфере закупок // Ревизии и проверки финансово–хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2018. № 6. С. 33 – 39.
37. Павелин А. О переходных положениях в сфере закупок: разъяснения Минфина // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 8. С. 45 – 55.
38. Петрушина А.В. Государственный заказ как механизм регулирования предпринимательской деятельности // Студенческая наука и XXI век. 2016. № 13. С. 225–227.
39. Пешкова Х.В. Бюджетное право России: учебник / Х.В. Пешкова. – М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ», 2015
40. Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в Российской экономике: Автореф. дисс. док. экон. наук. – М.: 2014. 398 с.
41. Стратегизация в системе института государственных закупок в России / М. К. Аристархова, С. В. Новиков, О. К. Зуева, А. Ю. Перевезенцева 2018. № 4. С. 20 – 26.
42. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно–правовое исследование. Монография/ Ф.А. Тасалов. – М.: Издательство «Проспект», 2014. – 215 с.
43. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 148 с
44. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3–е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.
45. Чагин К.Г. Определение НМЦК при закупках лекарств по законодательству о контрактной системе // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 5. С. 31 – 33.
46. Чагин К.Г. Итоги мониторинга закупок, проведенных заказчиками в 2017 году // Руководитель автономного учреждения. 2018. № 5. С. 54 – 58.
47. Чагин К. Некоторые аспекты судебной практики в отношении закупок по Закону № 223–ФЗ // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 8. С. 52 – 60.
48. Шадрина Т. Обзор изменений в сфере закупок с 2018 года // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 7. С. 15 – 23.
49. Шадрина Т. Обзор изменений в законодательстве о закупках // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 8. С. 23 – 33.
50. Шадрина Т.В. Закупки в электронной форме: начинаем применять с июля 2018 года // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 4. С. 20 – 26.
51. Шадрина Т. Предложения Минфина по изменению Закона № 44–ФЗ // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 8. С. 40 – 49.
52. Шадрина Т.В. Типовое положение о закупке // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 5. С. 25 – 30.
53. Электронный ресурс: https://www.interfax.ru/business/610276
54. Электронный ресурс: http://www.zakupki.gov.ru
55. Официальный сайт государственной службы статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru
56. Навигатор по государственным закупкам г. Санкт–Петербурга https://www.gz–spb.ru/